Лидерами по занимаемым площадям в Москве и Петербурге, по данным NF Group, остаются «Красное и Белое», «ВинЛаб» и «Ароматный мир». «Крупнейший игрок в сегменте специализированной алкогольной розницы – Mercury Retail Group, управляющая сетями «Красное&Белое» и «Бристоль», – соглашается Татьяна Козлова, заместитель генерального директора УК «Аструм Недвижимость», управляющая коммерческой инфраструктурой ГК «Гранель». – В 2023 г. только они вдвоем открыли более 4,5 тыс. магазинов, что остается рекордом для российского ретейла. Рынок алкомаркетов переживает период активного роста и развивается за счет строительства в спальных районах и появления новых жилых комплексов. Многие дистрибьюторы, владеющие розничными сетями, стремятся закрепиться в лучших местах еще на этапе строительства. В жилых комплексах бизнес-класса первыми занимают места винные бутики более высокого сегмента, например, SimpleWine, заявивший, что в этом году планирует открыть более ста новых винотек».
В российском алкоретейле продолжается глобализация, и на рынке уже сейчас осталось только четыре основных игрока, которые активно ищут новые локации, поддерживает Роман Кокорев, руководитель департамента развития проектов RealJet. «"Красное и Белое" и "Бристоль" (один игрок), "Ароматный мир" и "ВинЛаб", – перечисляет эксперт. – Есть также сети "Мясновъ" и "Отдохни" (Coolclever), но они более избирательно подходят к выбору локаций. В более премиальном и нишевом сегментах аккуратно развиваются такие сети, как SimpleWine. Кроме того, есть монобрендовые бутики производителей вин, такие как "Золотая балка" и "Абрау-Дюрсо", которые, хотя и являются, скорее, имиджевыми историями, также предлагают франшизные модели в ретейле». По оценкам Franshiza.ru, спрос на франшизы классических алкомаркетов в России уже в первом квартале 2024 г. увеличился на 3% по сравнению с аналогичным периодом 2023-го.
Источник: Магазин Магазинов
Высокий градус
«Для того чтобы оценить развитие сетей алкомаркетов и шансы новых игроков сегодня, необходима ретроспектива старта, – убежден Степан Щедров, заместитель директора по работе с ключевыми клиентами Union Brokers. – Итак, на смену полуподвальным точкам с сомнительной продукцией с 2005-2006 гг. приходят магазины с относительно дешевым и качественным алкоголем, оформленные в едином стиле и с определенными стандартами сервиса. Сегодня уже нашего искушенного потребителя довольно сложно удивить, все привыкли к удобству, доступности, ценовой политике и качеству нового формата. Каждая сеть занимает свою нишу, новым игрокам крайне сложно конкурировать и запускать уникальные проекты; у гигантов рынка, таких как «Красное&Белое», «Бристоль», «ВинЛаб» и проч., стабильно растут сети».
В российский алкоретейл, кроме того, продолжают заходить новые игроки: о запуске собственной сети недавно заявила «Лента», о планах ближайших шести месяцев осторожно говорят и другие интересанты. О потенциале сегмента свидетельствует и выход на московский рынок некоторых региональных операторов, таких как «Алкотека», указывает Ирина Козина, директор направления стрит-ретейла NF Group. «Доля алкоголя в выручке продуктовой розницы остается значительной и составляет не менее 50%, – подсчитывает Александр Бражко, координатор федерального проекта «#За честные продукты!». – Конкуренция со стороны алкомаркетов требует от сетевого ретейла выработать механизмы защиты. Продажа алкоголя – это понятная для профессионалов этого рынка деятельность, которая не требует значительной перестройки бизнес-процессов. Создание новых алкосетей позволит традиционной рознице сохранить темпы роста, увеличив доходность основной деятельности».
Источник: CRE
В пресс-службе «Ленты» сообщили CRE, что сейчас компания «пилотирует формат компактных магазинов у дома, в которых покупатели могут закрыть базовые потребности». Алкоголь в них занимает существенную, но не доминирующую часть ассортимента, подчеркивают представители ретейлера. «Вингараж» – это винно-продуктовые магазины, – пояснили в «Ленте». – Новых жилых комплексов по-прежнему строится очень много, но далеко не во всех таких ЖК есть коммерческие помещения для открытия больших продуктовых магазинов. Поэтому поиск модели с меньшим метражом дает нам возможность быть ближе к покупателю, помогая ему закрывать потребности в базовой корзине продуктов и предлагая широкий ассортимент качественных напитков – очень близко к дому и по очень доступным ценам».
Татьяна Козлова поддерживает: доля продуктов питания в алкомаркетах продолжает расти. «Красное и Белое» давно и успешно торгует стандартным продуктовым набором, а у «Ароматного мира» на продукты питания приходится уже 30% ассортимента, – напоминает эксперт. – Это позволяет им позиционировать себя как магазины «у дома» и привлекать дополнительную аудиторию».
Ирина Козина соглашается: адаптация алкомаркетов под формат «у дома» улучшает перспективы развития сегмента. «Количество запросов от алкомаркетов у любого брокера выросло процентов на двадцать по сравнению с допандемическим периодом, – размышляет Александр Перемятов, президент Magic Group, создатель SLAVA concept. – Но здесь есть подводные камни, и я вообще вижу две разнонаправленные тенденции. С одной стороны, – это концентрация на внутреннем рынке, на потреблении, популяризации всего российского, недавно принятый ГОСТ по настойкам – все это добавляет веры в потенциал направления. С другой – уже есть первые признаки перегрева рынка. И, как ни странно, одним из таких признаков являются законодательные ограничительные меры, которые вводит государство. Например, запрет открывать алкомаркеты в жилых домах и на расстоянии менее 50 м от учебных заведений. Таким образом, если говорить об укрупнении рынка, то да, я бы делал ставку на заход в такие проекты уже состоявшихся крупных федеральных сетей. «Лента» – один из первых таких примеров, и я уверен, что скоро мы увидим аналогичные решения со стороны других игроков. Пока еще не вступил в игру проект «Пятница» от X5 Group, можно ждать его переформатирования в первую очередь». «Но, например, каждая российская новостройка – уже сложившийся набор арендаторов, при этом соседство конкурентов зачастую усиливает синергию, – добавляет Степан Щедров. – Так что ворваться в этот сегмент с фурором уже не получится, поэтому «продуктовики» запускаются, скорее, для поддержания «марки», они не могут не развиваться».
Прямая речь
Станислав Пятецкий, генеральный директор ИТ-интегратора AWG:
– Сейчас рынок алкогольного ретейла демонстрирует высокие темпы роста. Например, сеть «Бристоль» открывает пять новых магазинов каждый день, не делая пауз на выходные и на праздничные дни, а «ВинЛаб» запускают ежедневно по две новые точки.
Несмотря на такой рост, алкогольная отрасль сильно зарегулирована законодательством, ограничения которого касаются и ИТ-области. Организация онлайн-продаж, например, связана с множеством трудностей: запрет на онлайн-оплату и доставку, контроль временных ограничений на продажу, проверку возраста клиентов, необходимость соответствия требованиям системы ЕГАИС, а также невозможность использования постаматов.
Сегодня на рынке отсутствует сеть ПВЗ с едиными стандартами, способными удовлетворить требования алкогольного ретейла и учитывать все его особенности. Более того, «обычный» маркетплейс – это глобальная система мониторинга цен, в то время как алкоголь – это высокомаржинальная категория. Поэтому далеко не все ретейлеры захотят воспользоваться данной системой.
Ну а нишевого маркетплейса в сфере алкоголя не существует. Однако сами маркетплейсы рассматривают эту возможность. Например, такая продукция представлена у сервиса «Купер», также ранее Ozon предпринимал попытки добавить подобный ассортимент, но пока они работают в формате витрины без доставки.
Ваше здоровье
Между тем, доля россиян, которые утверждают, что никогда не пьют алкоголь, по оценкам ФОМ, выросла до рекордной отметки за последние 22 года. 38% опрошенных заявили, что никогда не пьют спиртное – за всю историю опросов показатель раньше не поднимался выше 32%. Среди тех, кто употребляет алкоголь, 26% делает это несколько раз в год, 17% — два-три раза в месяц, 10% — один-два раза в неделю, 4% — два-три раза в неделю, 2% пьет почти каждый день.
Источник: CRE
Впрочем, ответы респондентов не совсем совпадают со статистикой продажи алкогольных напитков: в первом полугодии 2024 г. жители России купили на 4,1% больше алкоголя, чем за тот же период 2023 г. «Цена остается основным фактором принятия решения о покупке, – считает Александр Бражко. – И только по мере роста благосостояния населения мы будем наблюдать отказ от крепкого алкоголя в пользу винодельческой продукции».
Прямая речь
Михаил Петров, генеральный директор Smart Estate Moscow:
- На, казалось бы, бездонном алкогольном рынке России начинается тенденция на отказ от алкоголя на фоне приема несовместимых аптечных препаратов – антидепрессантов, спрос на которые диаметрально вырос на фоне социально-экономических бурь и штормов в стране.
Алкомаркеты – не новый формат; по ассортименту того или иного игрока можно судить о запросах его аудитории. Например, в «К&Б» доля вин в ассортименте минимальна, более высокий спрос – на крепкий алкоголь, пиво и продукты питания.
С развитием крупнейших сеток регулярные маркетинговые технологии через обмен личных данных на скидочную карту так, чтобы все цены магазина затрагивала программа, перестают быть эффективными. При этом мелкие игроки бьют в качество, клиентский опыт и личный выбор покупателя, вплоть до привоза брендов в магазин специально для него.
Рынок алкогольной продукции уже начинает демонстрировать признаки перегрева, но маховики развития федерального ретейла так просто не остановить. Если крупные города начнут остывать, развитие в мелких населенных пунктах будет диктовать как новую емкость, так и политику низких цен.
Борьба между арендаторами-алкоретейлерами за «доходные» места не прекращается даже в период спада экономической активности, соглашается Александр Бражко. «На стадии занятия рынка для новой компании важным является количество торговых точек, – напоминает г-н Бражко. – Для потребителя, повторюсь, основными факторами принятия решения о покупке остаются цена, ассортимент, локация. При этом, как показывает практика, вновь открытый алкомаркет может подхватить значительную долю клиентской базы закрывшегося коллеги. Полагаю, что в ближайшие два-три года конкуренция за торговые площади по продаже алкогольной продукции будет только усиливаться». «Они активно развиваются, ищут помещения на первых этажах с отдельным входом, если речь идет о торговых центрах, либо рассматривают стрит-ретейл, – поддерживает Роман Кокорев. – За хорошие локации готовы платить до 10 тыс. руб. за кв. м. Основной формат, который рассматривают – площади от 50 до 100 м. При этом алкомаркеты предъявляют жесткие требования к договорам аренды, часто настаивая на отсутствии индексации арендной платы или на ее согласовании сторонами, что фактически равносильно ее отсутствию. Также очень неохотно продавцы алкоголя идут на включение в договор процента с товарооборота. При этом открывать алкомаркеты гораздо дешевле, чем обычные продуктовые магазины, поскольку им не требуется большое количество дорогостоящего холодильного оборудования, достаточно стеллажей».
Источник: CRE
В «Аструм Недвижимость» также говорят о сохраняющемся и растущем интересе алкомаркетов к арендным лотам. В компании уточняют, что самыми популярными в сегменте остаются помещения площадью 80-120 кв. м. «Да, необходимо соблюдение ряда жестких правил, в частности – минимальной дистанции до школ и детских садов, – напоминает Татьяна Козлова. – Поэтому мы продумываем места расположения таких арендаторов и ведем переговоры по сотрудничеству еще на этапе проектирования коммерческих помещений. И, поскольку мы управляем всей коммерческой инфраструктурой жилых комплексов и имеем возможность формирования оптимального для каждого комплекса пула арендаторов, стараемся сдерживать аппетиты алкомаркетов, не запуская больше одного магазина этого сегмента в одном ЖК».
Вкусно и точки
На фоне официального ухода из России значительной части иностранных производителей алкоголя и ретейлеров, кардинального переформатирования логистических потоков, инфляции и снижения курса рубля цены на некоторые позиции даже в дискаунтерах выросли до десяти раз. «Увеличение затрат на реализацию продукции приводит к росту цен на торговой полке или снижению рентабельности, и пока вложение средств в сервисное обслуживание, например, дает игрокам куда как меньший эффект, по сравнению с ценовыми акциями», – считает Александр Бражко. Однако популярность алкомаркетов, которые предлагают не только широкий ассортимент продукции, но и дополнительные услуги, в частности, дегустации, все-таки растет, убеждена Татьяна Козлова. Это приводит к увеличению запрашиваемых площадей для таких форматов. «Конкуренция между ретейлерами довольно высока, что стимулирует к улучшению сервиса, расширению ассортимента и внедрению новых форматов торговых точек», – соглашается Ирина Козина. – Мы наблюдаем рост числа специализированных магазинов – винных бутиков с ограниченным выбором элитной продукции. Появление новых форматов позволяет предприятиям более точечно удовлетворять потребности клиентов».
Источник: CRE
Пока же, по данным Авито Работы, в стране продолжает увеличиваться количество вакансий в виноделии – рост в первом полугодии составил 68% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В индустрии винного производства средние предлагаемые зарплаты выросли на 37% и составили 112 267 руб. при вахтовом графике. На четвертом месте по «дефицитности», — профессия упаковщика с долей в 6,5%; кандидаты на эти вакансии могут претендовать в среднем на 82 377 руб. Это указывает на рост объемов готовой продукции и ее подготовки к отправке потребителям. «Нам очень не хватает водителей тракторов, – делится Петр Романишин, генеральный директор компании «Фанагория». – Вне сезона дефицит кадров составляет 10%, а в виноградарский сезон, с апреля по октябрь, цифра возрастает до 27%. Остро ощущается и нехватка самих виноградарей — людей, которые ухаживают за виноградом и осуществляют его сбор. Дефицит этих специалистов превышает 50%. Небольшая часть потребности “Фанагории” в таких людях закрывается за счет внутренних трудовых мигрантов, но это не позволяет полностью решить проблему с наймом для работы на виноградниках. Этому есть несколько причин — и снижение интереса молодежи к профессии, и высокая конкуренция в отрасли».
Прямая речь
Светлана Ткаченко, директор по персоналу винодельни Кубань Вино, бренд «Шато Тамань»:
- Сейчас у нас наиболее востребованные специалисты — слесари-наладчики для работы с винодельческим оборудованием, химики-микробиологи и обработчики виноматериалов. Квалифицированным специалистам мы готовы помочь с переездом и жильем, а для сезонных работников есть общежития. Для всех сотрудников действуют системы корпоративных скидок.
Также самыми массовыми и востребованными профессиями в области виноделия стали агрономы (2,5%) и бригадиры (2,2%). Это свидетельствует о том, что отрасли требуются не только рабочие руки, но и квалифицированные специалисты, способные управлять сложными процессами в виноделии и виноградарстве.
Ирина Козина прогнозирует возможное укрупнение сегмента алкомаркетов. «Основные игроки рынка активно расширяют производство, занимая новые площади и укрепляя свои позиции в регионах, — поясняет она. — Кроме того, мы отмечаем растущий интерес московских инвесторов к торговым помещениям с долгосрочными договорами аренды, заключенными с алкомаркетами». «Введение барьеров по участию отечественного капитала на мировых фондовых рынках вынуждает инвесторов пересматривать стратегии, — резюмирует Александр Бражко. — Вложение капитала в сетевую розницу сегодня рассматривается как наименее рискованное. Алкоголь имеет длительные сроки реализации, высокую маржинальность, может даже быть предметом залога. Банковский, финансовый секторы сегодня располагают свободными средствами, которые могут быть инвестированы в торговлю, в том числе алкогольной продукцией. В то же время для защиты своего бизнеса локальные игроки будут вынуждены объединяться в сетевые структуры или продавать активы более успешным предпринимателям».