Ажиотажный спрос на билеты, скорее, является следствием «сокращения предложения культурной жизни»: отток талантов за рубеж, в России отсутствуют международные бренды, поддерживает Евгения Прилуцкая, директор, руководитель отдела многофункциональной недвижимости CORE.XP. «Посещаемость театров и музеев значительно выросла уже в 2023 году, благодаря активному внутреннему туризму и увеличению количества невыездных, – напоминает Михаил Петров, генеральный директор Smart Estate Moscow. – Ситуация сегодня напоминает период застоя в СССР, где запрос на зрелища был чрезвычайно высок». «Эффект эпохи неопределённости, тревожные состояния, поток плохих новостей, эмоциональная напряжённость и ожидание кризиса стимулируют многих искать способы отвлечься от бремени повседневности и обрести психологическую защиту в живом (а не онлайн) общении и личном контакте, – размышляет Виталий Можаровский, партнёр, ALUMNI Partners. – Социальные же события – концерты, спектакли, выставки – подходят для этого как нельзя лучше. Опытные игроки рынка недвижимости (и не только) чутко уловили настроения и усталость от «ненастоящих» эмоций и переживаний в социальных сетях и подобных сервисах, пошли следом за своей аудиторией, и начали активно спонсировать культуру. В свою очередь, для культурных институтов партнёрство с бизнесом – безусловная возможность реализовать амбициозные проекты и привлечь новую аудиторию».
Михаил Тарасов, генеральный директор PLT, соглашается: именно ведущие игроки рынка коммерческой недвижимости раньше других заметили в обществе и бизнес-среде так называемый «запрос на хорошее» и нежелание концентрироваться на новостном блоке, и не только начали закладывать (зачастую весьма внушительные) бюджеты на поддержку театров, музеев, галерей, культурных фондов, но и предлагать на льготных условиях площадки в собственных объектах – бизнес-центрах, моллах, гостиницах, ресторанах, жилых комплексах и даже складах.
Источник: OCTOBER GROUP
Ложе блещет
Большинство культурных коллабораций для игроков рынка коммерческой и жилой недвижимости можно обозначить как ко-брендинг в рамках маркетинговой стратегии, рассуждает Михаил Аркинд, основатель Hotel Art Consulting. «Любая культурная институция — самостоятельный бренд, — напоминает эксперт. — Более мощный и исторический – как Большой театр, или более трендовый – как ярмарки современного искусства. Выбирая то или иное партнёрство, девелоперы ставят целью усиление собственного бренда и повышение ценности продукта за счёт привлекательности бренда-партнера. Культура — один из сегментов, с которым есть возможность работать в этом контексте. Конечно, многие предпочли бы ко-брендинг с крупными марками из сегмента люкса и фэшн, но партнёрства с ними – бюджеты совсем иного порядка. Плюс уже почти три года глобальных люкс-брендов на нашем рынке нет в принципе. В этих условиях именно культура оказывается неким запасным аэродромом для маркетинга, и удачных «приземлений» на нём будет всё больше: когда рынок становится конкурентным, по-настоящему выделиться помогают именно культурные коллабы».
Впрочем, примерно с 2016 года в глобальном контексте культурных интеграций в девелопменте начало звучать и критическое определение «артвошинг», когда искусство применяется в качестве «отбеливателя» репутации сомнительных проектов и их бенефициаров, добавляет Михаил Аркинд. В определенных юрисдикциях, например, в США, такие практики активно применяются для ухода от налогов. «Но у нас «культурные» льготы практически не ощутимы в общей налоговой нагрузке, — уточняет эксперт. — Так что перспективы культурных партнёрств сейчас в России, по сути, безграничны, и всё зависит от искренности намерений и понимания, зачем это нужно нам и нашей целевой аудитории. Сами культурные институции тоже становятся всё более открытыми для бизнеса, и это давно – не только привычные музеи, галереи и театры. Например, такой системообразующий вуз, как ГИТИС, недавно презентовал свой Клуб друзей с отдельными направлениями партнёрств для коммерческих структур».
Игроки рынка коммерческой и жилой недвижимости и смежных сегментов, безусловно, выбирают проекты на основе репутации и охвата, подчёркивает Михаил Петров. «Например, поддержка крупных национальных театров помогает ассоциироваться с высоким статусом, — поясняет он. — В то время как спонсорство локальных галерей и фестивалей часто ориентировано на укрепление связи с местным сообществом, что может быть эффективно для комьюнити-центров».
Источник: O1 Properties
Евгения Прилуцкая соглашается: творческие институции выбираются в зависимости от стратегии и позиционирования компании или объекта. «Для коллекционной недвижимости Vos’hod и MR Group представили интеграции с театрами: Большой, МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко, – перечисляет г-жа Прилуцкая. – Для бизнес-класса – фестиваль современной музыки SOUND UP. Нередки проекты внутри объектов: установка паблик арта, коллаборации с художниками/галеристами + арт-мастерские, создание собственных галерей современного искусства. Арт-объектами сегодня становятся даже строительные заборы: оформление строительной площадки Центрального телеграфа совместно c Lumiere Gallery включает объект девелопмента в городской контекст. Всё это – не только имиджевая интеграция, но и бюджетный способ войти в прямой контакт с таргетируемой целевой аудиторией».
От «реализации метров» компании пришли к проектам, посвящённым качеству и образу жизни будущих резидентов, кропотливой работе с общественными пространствами и интеграцией искусства в старые и новые объекты, поддерживает Татьяна Желанова. Стремление к партнёрству именно с культурными институциями отражает также изменившийся подход девелоперов к формированию продуктов вне зависимости от сегмента коммерческой или жилой недвижимости. «В эпоху перемен ценность культуры как средства диалога и объединяющего фактора только возрастает, – убеждён Виталий Можаровский. – Мы уже несколько лет систематически поддерживаем искусство, сотрудничая с музеями и художниками, не просто патронируя культурные объекты или учреждения, но создавая уникальные истории. Выбираем партнёрства, которые резонируют с нашим подходом: создание уникального, персонализированного опыта для клиентов и партнеров, сочетающее в себе поддержку талантов. Три года проводили клиентские званые вечера в Музее русского импрессионизма, создавая неформальную интеллектуальную атмосферу для общения. В 2023 году же мы, объединившись с проектом «Антихрупкость» – командой энтузиастов, возрождающих Сысертский фарфоровый завод, подарили клиентам фарфоровые изделия с уникальным дизайном, вдохновленным стилем конструктивизма. А в 2024-м сотрудничали с Машей Янковской, известной российской художницей, которая специально для нас создала изображение, украсившее лимитированную серию объектов. Это – как раз лучший пример партнерства, где творчество и бизнес соединяются, чтобы предложить нечто уникальное и запоминающееся».
Источник: STONE
Прямая речь
Александр Медведев, коммерческий директор Asterus:
- Для любого бизнеса, и для девелопмента, в том числе, поддержка искусства, партнёрство с культурными организациями – способ трансляции своих ценностей. Для кого-то актуально оперное искусство, для кого-то спортивный фестиваль.
Помимо имиджа и «статусности», участие в культурных проектах придает компании ареол устойчивости. Для потенциальных клиентов – это положительный сигнал: если у бизнеса есть деньги на поддержку искусства, значит, компания финансово устойчива.
И ещё один важный момент: всё-таки искусство, культура – сферы, в которых нужно быть экспертом, поэтому к выбору конкретного объекта лучше подключать опытных кураторов. Правильная коллаборация – когда девелопер выбрал направление, а дальше уже предоставил возможность действовать людям «от искусства».
Например, через визуальные виды искусства проще транслировать качество бренда и проектов. Они могут быть дополнены элементами, которые создают эмоциональную привязку, скажем, музыкой или стори-теллингом. И кинематографичный ролик с красивым видеорядом и эксклюзивной музыкальной композицией предпочтительнее традиционного буклета, потому что запоминается гораздо лучше. Мы тоже сделали видеоролик «Гений места» в коллаборации с известным композитором-неоклассиком Ильей Бешевли, который был отснят в экстерьерах и интерьерах нашего бизнес-парка. Эмоциональный аудио- и видеоряд призван усилить эстетическое впечатление от авторской архитектуры, подчеркнуть неразрывную связь делового квартала с окружением и культурно-историческими кодами местности – это ведь территория бывшего Тушинского аэродрома. Кстати, этот ролик мы используем и на b2b мероприятиях, переговорах с потенциальными партнерами и клиентами: он демонстрирует премиальность проекта и потенциал локации.
Мы были и спонсорами персональной выставки «Сталь. Стекло. Бетон» известного фотографа Михаила Розанова, которая прошла в Государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева при поддержке фонда Ruarts. Фотовыставка стала ярким культурным высказыванием, созвучным архитектуре нашей офисной застройки.
Чтобы подготовить почву для запуска проекта КРТ бывшего ликеро-водочного завода «Кристалл», мы запустили там культурное пространство «19:01 на Кристалле». Частью событийной программы стал аудиоспектакль «Встречи и расставания» Мобильного художественного театра, который погружает в историю района Лефортово. Кроме того, сделали ставку на стрит-арт – поддержали конкурс модных художников. Победители расписали стены заводских построек, получилась красивая история, которая широко разошлась в медиа. «19:01 на Кристалле» за два сезона 2023-2024 гг. собрал аудиторию 80 тыс. человек, это сработало на продвижение локации, которая долгие годы была выключена из городской культурной среды. На территории бывшего завода есть коммерческая недвижимость, которая сдается разного рода арендаторам. Привлечение внимания дало им высокий трафик, средний чек в местных заведениях вырос, а мы смогли повысить арендную плату, что в перспективе окупит затраты на поп-ап.
Что ещё нам всё это дало? Показали городу и жителям, как бережно относимся к историческому наследию, сообщив, что также подойдем и к комплексному развитию исторической территории, которую взяли в управление.
По понятным причинам, игроки рынка коммерческой, многофункциональной, жилой недвижимости и смежных сегментов тяготеют к более близким для девелопмента культурным институциям, которые можно интегрировать в проекты: паблик- и ленд- арт, инсталляции, скульптуры, визуальное и монументальное искусство – живопись, фотографии, мозаики, перечисляет Юлия Леонова, директор по маркетингу OCTOBER GROUP. «Как девелоперы офисной недвижимости, мы прекрасно знаем, что важны не только эстетика, но и своевременность, качество исполнения и доступность итогового результата для пользователя, – рассказывает Татьяна Желанова. – STONE поддержал благотворительный аукцион Cosmocsow в этом году, и вошел в коллаборацию с фрактальным художником Катей Гарнет, что стало уникальным опытом для девелопмента в целом. Мы осознанно выбрали цифровое искусство как наиболее близкое нам и нашим клиентам. Опыт художницы, полученный на международных выставках, а также ее идея «архитектурной медитации» откликнулись нам: для каждого проекта компании создаем уникальный архитектурный облик, и цифровая инсталляция — именно тот формат современного искусства, который не оттеняет, а дополняет качественную архитектуру наших объектов. Пробуя новые и необычные форматы для взаимодействия со сферой искусства при поддержке Москомархитектуры, мы организовали и арт-конкурс «Философия новых форм» на создание арт-объекта для офисного квартала STONE Towers. Куратором проекта выступила платформа «Сабстанция», а в экспертный совет конкурса, который возглавил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, также вошла Маргарита Пушкина, директор-основатель ярмарки современного искусства Cosmoscow и учредитель Фонда. Работа победителя конкурса художника Жени Желвакова — арт-объект «Ангел» — совсем скоро будет установлен на главной площади премиального офисного квартала на Белорусской. Арт-конкурс сопровождался масштабной поддержкой в информационном поле. Его частью также стало проведение экспертной дискуссии в Центре «Зотов», посвященной искусству в городе».
Источник: WONE Hotels
STONE также поддерживает размещение арт-пространств в собственных объектах, продолжает Татьяна Желанова. Так, в партнёрстве с Nikolskaya Gallery была представлена арт-экспозиция, созданная специально для девелопера и вдохновленная Сокольниками, где строится ЖК Sokolniki. Композиции для интерьера офиса продаж выполнили московская художница, иллюстратор и участник международных выставок Екатерина Соловьева, чьи работы находятся в частных коллекциях по всему миру, а также скульптор и керамист Юлия Биктимирова, которая активно участвует в персональных и групповых выставках России, Испании и Китая.
Прямая речь
Артём Петрухин, партнер ХСА, заместитель Союза промышленников и предпринимателей «Иволга»:
- Бренд Industrial City сегодня поддерживает несколько направлений, которые формируют его смыслы и наполняют наши пространства содержанием. И это не просто стиль, это стандарт. Мы уверены — индустриальная недвижимость давно уже не формат из серии «что-то серенькое и дымит». Современные технологичные промышленные здания – отличная возможность сделать более масштабными шедевры мирового искусства в прямом смысле.
Наши объекты промышленной недвижимости в парках Industrial City в Коледино и Есипово – воплощение собственной разработанной концепции архитектурных решений. В реализации этого проекта помогает коммуникационное агентство с экспертизой в арт-экономике MAKE SENSE GROUP – вместе мы реализуем проект по созданию серии арт-иллюстраций для индустриальных парков Industrial City.
Все граффити – уникальные, и в каждом парке – своя реализованная концепция. Маскотом бренда является робот INDU. Имя героя – производное от названия бренда INDUSTRIAL CITY. Идея разработки робота как персонажа появилась из самого предназначения роботов – сделать жизнь людей более комфортной, улучшить условия труда, что релевантно одному из приоритетных принципов философии компании. К примеру, отличительной чертой цифрового промышленного коворкинга «Industrial City» Коледино является художественное оформление — на фасадах одного из зданий можно увидеть более десяти различных инсталляций, которые олицетворяют технологичность, креатив, прогрессивность, жизнь и работу в наших парках. Муралы раскрывают историю урбанизированного города, в котором есть место бизнесу, работе, производству и отдыху, социальной жизни и досугу. А в Есипово на фасадах воплощены мировые шедевры великих художников, включая «Сотворение Адама» Микеланджело, «Звездную ночь» Ван Гога. Поэтапно свой культурный код получают остальные парки Industrial City.
Источник: ХСА
Творческие коллаборации у девелоперов часто носят личный характер, констатирует Роман Корнышев, коммерческий директор ГК «Вертикаль». «Во многих случаях всё идет от управляющего, от его мировоззрения, – размышляет он. – Задачи по поддержке культуры нельзя же возложить на конкретное подразделение, поскольку это такая «дополнительная нагрузка», которая часто не несет прямой выгоды. Нередко такое сотрудничество носит ещё и стихийный характер, а не системный – поэтому судить о масштабах поддержки культуры среди застройщиков очень сложно. И, безусловно, партнёнство, как правило, преследует определенную цель. Например, «Вертикаль» в Санкт-Петербурге активно сотрудничает с театром «Сказкин дом». Эта коллаборация появилась, когда мы начали размышлять о том, какими смыслами наполнить соседский центр в одном из проектов. Хотелось, чтобы это пространство было, с одной стороны, востребованным, с другой – наполненным идеей. Служащие театра в итоге активно занимаются развитием добрососедских комьюнити: местами проведения мероприятий, так называемыми чайными станциями, шеринговыми библиотеками и так далее. Всё это основано на том, что они делают в театре».
Анастасия Архипова, директор по маркетингу и коммуникациям O1 Properties:
- В 2019 году наша компания стала спонсором Государственного академического Большого театра России. В рамках соглашения O1 Properties поддерживала его работу по сохранению российского культурного наследия и продвижению отечественного искусства. Партнерство с театром отражает нашу политику в области корпоративной социальной ответственности, улучшает качество жизни в обществе, частью которого мы являемся. Также в рамках сотрудничества с Большим театром компании представлялась возможность получить действительно уникальные опции: например, проводить мероприятия и экскурсии в залах театра, один раз в год приглашать гостей в царскую ложу, доступную только для почетных гостей, или приобретать в приоритетном порядке билеты на премьерные спектакли, даже на такие легендарные, как «Щелкунчик». Эта возможность есть только у ограниченного круга спонсоров театра, и ее невозможно получить сторонним организациям.
Компании, выступающей спонсором театра или музея, такое сотрудничество позволяет отстраиваться от конкурентов, правильно позиционировать себя на рынке, формировать лояльность к бренду.
На территории объектов O1 Properties, например, находятся известные театр и музей, регулярно проводятся экскурсии, лекции и архитектурные туры, которые очень популярны. Поэтому мы понимаем, как важно вкладывать ресурсы в сохранение объектов культурного наследия и продолжать популяризацию их деятельности.
Источник: STONE
И я тебе дарю свой билетик
Однако с любыми культурными коллаборациями очень важно «точно попасть в нерв поколения», убеждены в MR Group. «Конечно, наш подход к выбору культурных институций или конкретного художника для коллабораций также строится на созвучности творчества нашей философии и позиционированию, – делится Юлия Леонова. – Почему мы выбрали для партнёрства фестиваль классической музыки «Дворцовые симфонии двух столиц» и выступление в рамках него в Петровском путевом дворце солистки «Ла Скала» Кьяры Таиджи, ведущего баритона Петербургской оперной сцены Владимира Целебровского и прославленной скрипачки Мария Сафарьянц? Потому что центральная идея позиционирования нашего клубного дома KING & SONS на Мосфильмовской улице – семейные ценности и передача культурного и духовного наследия через поколения. Ну и классическое музыкальное искусство – как раз та сфера, которая близка ЦА – состоятельным людям. А в 2024 году OCTOBER GROUP стала партнером выставки Хуана Юлуна и Тимура Гасумова «Планы на будущее» в ASKERI GALLERY. Опять-таки выбор объекта для коллаборации не случаен: в работах Хуана Юлуна совмещены элементы восточного традиционализма и эстетики хип-хопа, что позволяет ему отразить путь современного человека в мультикультурной среде. Эта идея также созвучна KING & SONS, который находится на Мосфильмовской улице рядом с посольством Китая. Помимо проектов поддержки фестиваля классической музыки «Дворцовые симфонии двух столиц» и открытия выставки в ASKERI GALLERY, в 2024 году мы стали партнерами концерта композитора Глеба Андрианова в Петровском путевом дворце, где использовались инструменты иммерсивного шоу с перфомансом, объединяющие музыкальное и танцевальное искусство. На стены транслировалась световая инсталляция с визуальными образами проекта KING & SONS».
Источник: OCTOBER GROUP
Безусловно, выбор «культурных» партнёров инвесторами и девелоперами говорит о многом, резюмируют собеседники CRE. Например, об интересе к художественным экспериментам, которые «вдохновляют на поиск новых форм выразительности в девелопменте», указывают в MR Group. «В 2022 году нами была принята стратегия Art&Culture, – рассказывает Екатерина Кутумова, заместитель генерального директора по маркетингу компании MR Group. – Она определяет социальные партнерства и конкретные инициативы компании в сферах культуры и искусства. Цель – раскрыть идеи, ценности и уникальные предложения наших проектов. Для бизнеса в этом есть несколько усиливающих результатов, помимо цифр продаж. Во-первых, всё большее число горожан узнает о том, что делает компания; вокруг бренда и его продуктов формируется лояльное сообщество. Это те люди, которые покупают квартиры в проектах MR Group сегодня и те, кому в целом близок наш взгляд на новую архитектуру и пространства. Во-вторых, реализация социальной миссии девелопера – серьезный вклад в повседневную жизнь людей, городскую эстетику и культуру».
Всё это сокращает дистанцию между компанией и реальными впечатлениями и событиями, которыми дышит город, его жители и гости, и которые влияют на культурный ландшафт, убеждена Евгения Старкова, заместитель генерального директора по маркетингу компании MR Group. В 2024 году по инициативе и при поддержке MR Group прошло более 80 арт-мероприятий, подсчитывает она. Сейчас, по словам Екатерины Кутумовой, у компании более двадцати стратегических партнёров, среди которых Большой театр, Театр на Бронной, кинотеатр «Художественный», ярмарка современного искусства Cosmoscow, Центр «Зотов», РГХПУ им. С.Г. Строганова и многие другие. «В наступившем году продолжаем партнерство с Большим театром, Театром на Бронной, который публика знает и выделяет из прочих площадок, – сообщают в компании. – Успешно работаем с проектом неординарных музыкальных событий SOUND UP. Так, в последний день ярмарки современного искусства Cosmoscow-2024 при поддержке бренда JOIS прошел перфоманс SOUND UP с интеграцией видеоарта и фольклорной музыки. Ещё один пример – создание на территории жилого комплекса MOD парка скульптур с репрезантативной коллекцией музейного уровня, которое стало возможным благодаря участию экспертов Московского музея современного искусства (ММОМА). Мы включаем культурную ценность в проекты в том числе, чтобы иметь возможность внести вклад как в будущее девелоперского проекта в частности, так и в будущее общества – в целом. Можно и нужно ведь расширять представления о мире, красоте и гармонии с первых лет жизни ребенка, поэтому наше внимание и энергия направлены на городские места и события, которые интересны взрослым и детям. Среди ярких событий 2024-го стоит вспомнить семейный день в Музее русского импрессионизма, приуроченный к экспозиции «Журнал красивой жизни» и, конечно же, главную светскую елку столицы, которую второй год мы проводим c сообществом Noôdome».
Более сложными, поскольку требуют точного попадания, долгосрочного сотрудничества, и, что называется, «умения поймать момент», а потому – и менее популярными среди игроков рынка недвижимости исторически считаются партнёрства с представителями исполнительского и музыкального искусства, добавляет Юлия Леонова. «Казалось бы, мы знаем расхожий афоризм Шеллинга о том, что архитектура – это застывшая музыка, – продолжает эксперт. – Однако эта связь не так очевидна, как с другими сферами искусства, потому не все компании готовы идти в этом направлении. Это касается как культурных коллабораций, так и девелоперских проектов коммерческой недвижимости в mixed use форматах. В Москве за последние десять лет появилось ведь немало пространств, объединяющих визуальное искусство и деловую функцию – галереи, дизайн-студии, офисы для креативных индустрий на одной территории. При этом почти не появлялось кластеров, сформированных вокруг музыкальной составляющей. И именно такую концепцию мы выбрали для проекта многофункционального комплекса KOBZON CITY (K-City) на Бауманской улице: наряду с офисами класса А появится арт-хаб с трансформируемым музыкальным пространством, где будут проводиться концерты, спектакли, иммерсивные шоу, лекции, выставки и другие культурные мероприятия».
Источник: O1 Properties
Одноэтажная Россия
Марина Смирнова, партнёр, руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма CMWP, называет участие в «культурных» спонсорских проектах игроков рынка коммерческой недвижимости «либо маркетинговым приемом, либо "личным делом" менеджмента». «В первом случае, это способ привлечения внимания к какому-то объекту/проекту, ну и дополнительного спроса за счёт каких-то «зрелищных» мероприятий: например, в туризме есть понятие «событийный туризм», – поясняет эксперт. – Это когда туристы приезжают в регион/город только потому, что там проходит какое-то «событие» – фестиваль, спортивный матч, концерт или спектакль. Если регион/курорт/гостиница становятся партнёрами такого мероприятия, то им обеспечена лояльная клиентура. Например, «Новая волна» несколько лет подряд проходила в Сочи, что давало повышенную загрузку гостиницам. Во Владивостоке открыли филиал Мариинского театра, что обеспечило рост интереса к направлению со стороны Японии. Башмет выступал в «Парк-отеле» «Замок Понизовкина» в Ярославле и т.д. Стоимость размещения в регионе во время проведения наиболее знаковых мероприятий может быть в разы выше, чем обычно (например, проведение экономических форумов в Петербурге или Владивостоке, ЧМ или ОИ – цены в 2-3 раза выше, чем «обычно»). Если же говорить, что популярнее для игроков гостиничного сегмента, то это либо массовые мероприятия с невысоким чеком (фестивали), либо мероприятия, напротив, с относительно высоким чеком: классика, в первую очередь, музыка. Аудитория потенциальных спонсоров (а это гостиницы высокой ценовой категории) – средний класс с определённым культурным и образовательным цензом, тяготеющий к классике. Чаще – индивидуальным исполнителям, либо небольшим оркестрам».
Михаил Тарасов также говорит о массовом запуске игроками рынка коммерческой недвижимости и другими бизнесами всевозможных «арт-деревень», «эко-арт-деревень» и иных проектов, позволяющих привлекать «туристов выходного дня». «Мне даже удалось в таком поучаствовать, став спонсором – строительстве деревни Фёдора Конюхова, где известный путешественник, у которого более 25 мировых рекордов и более 3000 написанных картин и работ, создал музей путешествий, эко-историю, галерею собственных картин и музей под открытом небом, – продолжает г-н Тарасов. – В выходные приезжают до тысячи человек. Повторюсь: в эпоху, когда мы столько сил и ресурсов тратим на перевод всего в цифру, человеку, как никогда, нужен человек, все хотят живого общения, эмпатии, сопереживания. Этот тренд нужно сохранять, развивать и – финансировать. И правильные инвесторы задумываются, что оставят после себя».
Источник: MR Group
Марина Сторожева, идеолог и визионер VALO, сообщает: все её проекты «не просто про инфраструктуру, размещение гостей и комфорт, но про высокие смыслы». «И именно поэтому для нас так важна поддержка творческих инициатив: всегда готовы предоставить юниты, площади, места общего пользования VALO на льготных условиях, – рассказывает г-жа Сторожева. – Например, у нас снимали кино студенты-кинематографисты. Мы вообще преимущественно концентрируемся на поддержке небольших проектов, поскольку им труднее получить финансирование; как правило, это личная история для руководителей компании. Проводим культурные мероприятия и самостоятельно: например, иммерсивный концерт «Выйди на сцену своей жизни», где в партнёрстве с Анной Бледных я читала свои стихи. Предстала перед публикой в новом амплуа не идеолога и визионера VALO, а поэта. Для меня это был выход за рамки привычного, как, собственно, и весь проект VALO. Концерт собрал более 150 гостей, в том числе, девелоперов, инвесторов, партнеров.
Прямая речь
Наталья Шумакова, исполнительный директор WONE Hotels:
- Коллаборации бизнеса и культурных институтов действительно становятся все более популярными, особенно в Петербурге. Но, мне кажется, что скоро настанет период перенасыщения: такие проекты уже не вызывают эмоций, которые были в начале. Очень многие придумываются просто потому, что это тренд, «так сегодня надо». Стало меньше чего-то искреннего, честного и интересного.
В итоге сейчас будут успешными только те проекты, где есть ценностная идея. Мне кажется, в коллаборациях надо делать упор на новые имена и – как раз – свежие идеи. Условно такие проекты можно разделить на три категории. Первая — когда бренд помогает и поддерживает еще неизвестных авторов или культурные кластеры. Второе — “быть в тусовке”, когда мы видим одни и те же лица и бренды. И третья — это взаимодействие со звёздами. На мой взгляд, для бизнеса первый путь самый честный: ты сам берёшь ответственность за свой выбор. В двух других случаях это зачастую просто маркетинг. Резюмируя: ты сам выбираешь партнеров, в которых видишь ценность. Не потому, что, например, целевая аудитория твоего бизнеса смотрит в эту сторону, а потому, что это близко тебе. Во-первых, таким образом, аудитория расширится, а во-вторых, у компании будет больше возможностей сделать что-то ценное и оригинальное, что будет заметно. Это гораздо эффективнее, чем просто следовать трендам — такие проекты зачастую становятся зря потраченными энергией и бюджетами.
Ну а зачем нам всем это нужно? Конечно, ценен обмен целевыми аудиториями, если говорить с точки зрения коммерческой выгоды. Но есть и ещё один важный момент: человек всегда ищет человека. Почему формат коллабораций так популярен? Потому что это творческий процесс с человеком, который тебе интересен. Вы придумываете что-то новое, обмениваетесь смыслами, учитесь друг у друга, расширяете свой кругозор.
Кроме того, когда появляется какая-то новая, небанальная идея, всегда немного страшно давать ей жизнь. До конца непонятно, как она будет воспринята, поэтому всегда легче это делать в партнерстве с кем-то, объединяя ресурсы и разделяя ответственность.
Особенно это актуально, когда бизнес хочет развить какое-то новое направление, нехарактерное для него. Могу привести пример с нашим отелем Vasilievsky. Когда мы только начинали развивать галерею, то очень глубоко погрузились в арт-среду города, чтобы найти партнеров, которые помогут сделать интересный и оригинальный проект. Спустя два года партнеры уже сами приходят к нам с предложением совместных проектов. Галерея Vasilievsky живет насыщенной жизнью – совместно с партнерами мы организовываем арт-бранчи, проводим благотворительные аукционы, встречи с художниками.
Источник: ALUMNI Partners
Наше место в буфете
Реализация культурных мероприятий или проектов способствует формированию позитивного имиджа девелопера во всех сегментах, что особенно важно в условиях высокой конкуренции, когда выбор арендаторов и покупателей может зависеть не только от качества объекта, но и от репутации застройщика, соглашается Ольга Широкова, партнер, региональный директор департамента консалтинга и аналитики NF Group. «Интеграция культуры в девелоперские проекты создает уникальный опыт для посетителей и пользователей, – продолжает эксперт. – Последнее особенно важно для жилых комплексов, торговых центров и офисных пространств, которые стремятся выделиться на фоне конкурентов. Люди предпочитают проводить время и работать в местах, которые предлагают больше, чем просто стандартные функции. Безусловно, культурные инициативы девелоперов способствуют и улучшению городской среды в целом. Это весьма актуально в контексте крупных многофункциональных проектов, где игроки теперь создают полноценные экосистемы. Подобные инициативы – не только способ выделиться на рынке, но и инструмент для создания долгосрочной ценности проектов. Они формируют эмоциональную связь с объектом, привлекают более широкий круг заинтересованных сторон и повышают устойчивость девелоперского бизнеса».
Михаил Петров соглашается: разные формы досуга, например, в торговых центрах хорошо сказываются на динамике трафика. «Но не менее важно оценивать качество привлекаемой аудитории и её потенциал для других арендаторов, – подчёркивает г-н Петров. – В нашем портфолио есть несколько кейсов размещения центров досуга и концертных площадок в МФЦ и ТЦ. Важными условиями дисконтирования аренды под такого арендатора должны стать его равномерная дневная и вечерняя наполняемость посетителями и использование других сервисов ТЦ для работы оператора, например кейтеринг, клининг, охрана и т. п». «Запрос со стороны посетителей на качественный и разнообразный досуг мы наблюдали с момента запуска первого районного центра пять лет назад, – вспоминает Евгения Кузьминых, директор по управлению взаимоотношениями с арендаторами ADG group. – В 2024 году открыли музей-лекторий в одном из районных центров, где проводим выставки и лекции. Это – один из примеров того, что объекты торговой недвижимости становятся не только местами для шопинга, но и для досуга или отдыха».
Рынок массово приходит к тому, чтобы в лобби бизнес-центров висели картины известных художников, резюмирует Михаил Тарасов. «А в торговых центрах – жена идёт за покупками, а муж и дети – в картинную галерею здесь же, – продолжает он. – И вот уже целая семья отрывает глаза от экранов, в том числе – онлайн-шоппинга, снимает домашнюю одежду и выходит в свет. Грамотные инвесторы и управляющие компании уже сегодня понимают, насколько это тонкий и важный тренд для рынка, и активно им пользуются».
Источник: WONE Hotels
Любят счёт
Большинство собеседников CRE сообщили, что культурные проекты для них – «во имя искусства», «о деньгах не думаем», «точно не способ заработать». Форматы и идеи событий уникальны, поэтому сложно вывести среднюю цифру расходов, рассуждает Екатерина Кутумова. «К примеру, общий бюджет одной из самых масштабных и неординарных презентаций – высотного комплекса Symphony 34 в кафедральном соборе святых Петра и Павла, составил 9,5 млн рублей, – сообщает г-жа Кутумова. – Традиционно успешность мероприятий подтверждается финансовыми результатами. Успешность коллабораций также оценивается в маркетинговых показателях: цитируемости новостных поводов и в измерении аудитории бренда, сколько людей узнали и интересуются им. Конечно, стоит помнить и об эффекте, который мы сможем оценить только со временем – ценности создаваемых сегодня художественных произведений». «Не столько про выгоду, сколько про самореализацию, удовлетворение и смыслы, – подчёркивает Марина Сторожева. – Мы точно не получаем высоких доходов от помощи творческим коллективам, которые, например, снимают фильмы в нашем отеле. Зато ребята получают возможность сдать проект в университете, повести свою первую выставку и так далее – это немаловажно для творческих людей. Я прекрасно это понимаю, как творческий человек, и помощь в подобных инициативах дает мне осознание, что я делаю благое дело». «Какая там высокомаржинальная деятельность, – соглашается Михаил Тарасов. – Как можно подсчитать «окупаемость» возврата с помощью девелопера или инвестора, например, на родину картины или икон с тем, чтобы сохранить следующим поколениям?».
Юлия Леонова также оценивает культурные проекты своей компании как «важную общественную миссию исторического меценатства». «Однако нельзя полностью и без критического осмысления поддаваться массовому тренду, и стремиться к сотрудничеству со всеми сразу, потому что это модно, в повестке, об этом напишут и будут говорить, — уверена она. — Более продуманный подход подразумевает всё-таки детальное изучение своей целевой аудитории и её предпочтений, а уже потом – поиск партнеров. На мой взгляд, интерес со стороны девелоперских компаний к коллаборациям с культурными институтами будет расти, что говорит о зрелости рынка недвижимости в России. Застройщики, которые дорожат репутацией и осознают общественную миссию, которая состоит и в поддержке культуры, — признак ответственного девелопмента».
Роман Корнышев парирует: в ближайшие годы партнерство с культурными институтами сведётся к минимуму. «Девелоперы оказались в сложной ситуации из-за высокой ключевой ставки, — поясняет эксперт. — Поэтому застройщики в ближайшей перспективе будут жить в режиме оптимизации. В первую очередь, сократятся партнерства, которые не приносят прямой выгоды. Соответственно, поддержка театров, музеев и галерей пойдет на спад».