На развитие ТЦ малого формата

Елена Шевчук, вице-президент, партнер GVA Sawyer.
5326
К ТЦ малого формата относятся Микрорайонные и Районные торговые центры.

В соответствии с принятой классификаций Urban Land Institute (ULI):

1. Convenience center (микрорайонный торговый центр)
2. Neighborhood center (районный торговый центр)

Т.е. это торговые центры формата «у дома», расположенные в спальных районах города, в пешей доступности к густонаселенным жилым массивам, имеющие своих постоянных лояльных покупателей, рассчитанные, прежде всего, на совершение каждодневных покупок.

При реализации объектов такого формата нужно учитывать, что  именно местоположение является наиболее важным фактором для  успешности будущего ТЦ.

Площадь таких торговых центров в Москве составляет в среднем 5000 – 15000 кв.м.  В основе концепции такого торгового центра – сильный продуктовый «якорь». Также в таком объекте, в зависимости от его площади и конкурентного окружения могут присутствовать такие «якорные» арендаторы, как детские универмаги, магазины бытовой техники и электроники, реже - универмаги спортивных товаров. В составе торговой галереи могут располагаться магазины парфюмерии, косметики, одежды, обуви (чаще всего несетевые операторы), магазины сопутствующих товаров – аптеки, оптики, белье, аксессуары, предприятия услуг (ремонт обуви, одежды, химчистки) и т.п.

Нужно отметить, что торговые центры малого формата, местоположение которых отвечает рыночным критериям для таких объектов, с грамотно подобранным востребованным в данном конкретном районе составом арендаторов всегда пользовались и пользуются успехом среди покупателей. Даже в условиях растущей конкуренции, когда недалеко строится крупный торгово-развлекательный молл, за товарами повседневного спроса покупатели все-таки предпочитают ходить в магазины «у дома», которые буквально расположены на пути их следования домой с работы, и в этом главное преимущество таких ТЦ.

Также стоит отметить, что в последние время наблюдается некоторый отток посетителей из крупных ТЦ и их возврат в малые торговые объекты. По данным Watcom Shopping Index, который рассчитывается на основе данных о реальной посещаемости торговых центров, на июль 2014 г. по сравнению с июлем 2013 г. в Москве зафиксировано падение в посещаемости крупных торговых центров, а именно: суперрегиональных - на 30%; региональных с GLA более 40 тыс. кв. м - на 9% и незначительный (+7%) рост посещаемости более мелких объектов.

Это объясняется тем, что потребители начали понемногу уставать от посещения больших региональных и суперрегиональных объектов – к ним дольше добираться, в них тратится значительное время, а за счет большого выбора товаров повышается вероятность совершения импульсных покупок,  которые, соответственно, ведут к незапланированным бюджетом тратам. Поэтому, если у потенциального покупателя основная цель – приобретение конкретных товаров, а не проведение выходного в ТРЦ с семьей, то он, разумеется, предпочтет отправиться в небольшой районный центр. Востребованность формата районных центров объясняется тем, что сейчас в столице не хватает магазинов шаговой доступности. Столичные власти уже начали уделять внимание этому вопросу. В 2013 году правительство Москвы подготовило программу по ликвидации дефицита торговых площадей в городе путем размещения небольших торговых галерей, площадью до 4000 квадратных метров.

Конечно, успешность любого объекта обеспечивается не только изначально выбранной и реализованной грамотной концепцией. В процессе работы каждого ТЦ собственники или УК должны обязательно анализировать изменения структуры спроса в зоне охвата ТЦ, изменяющуюся конкурентную среду, необходимо постоянно проводить маркетинговые мероприятия по продвижению объекта на рынке, сохранению лояльных и привлечению новых потенциальных посетителей. Для районных ТЦ, основные посетители  которых  проживают не более  чем в 10-15-минутной пешей доступности, такая работа наиболее актуальна, т. к. зона охвата малых ТЦ относительно невелика, по сравнению, например, с крупными ТРЦ, зона охвата которых измеряется в основном транспортной доступностью. Т.е. потеря даже небольшой доли лояльных посетителей объекта, может стать для него серьезной проблемой и существенно снизить посещаемость. Это значит, что именно для районных объектов нужно наиболее внимательно отслеживать все изменения в окружении объекта  – покупательскую способность, изменение численности и структуры района, изменение потребностей целевой аудитории торгового центра. И при необходимости проводить соответствующие мероприятия по поддержанию конкурентоспособности ТЦ. К таким мероприятиям могут относиться как маркетинговые акции  для поддержания интереса к ТЦ, так и более серьезные действия – замена арендаторов, корректировка ценового формата ТЦ, изменение его концепции.


журнал CRE 2 (436)

февраль 2024
Стратегическим партнером журнала в 2024 году является компания PIONEER Ознакомиться с PDF-версией номера можно ЗДЕСЬ Вышел из печати CRE №2 (436) соредактором в котором выступил Игорь Коновалов, председатель правления Группы Инпром Эстейт. Номер посвящен прогнозам на 2024 год.  В НОМЕРЕ: Летучка Игорь КОНОВАЛОВ: "Русские люди могут и должны создавать капитал в России" Инвестиции ТИХАЯ ГАВАНЬ Недвижимость останется главным защитным и самым надежным в условиях падающего рубля и в...

Популярное

Источник: Пресс-служба MR Group
Открытие

«Селигер Сити» станет здоровее

MR Group открывает центр красоты и здоровья в «Селигер Сити».
 
27.02
Источник: CRE
Проект

«Магнит» получит распредцентр на 86 тыс. кв. м в Подмосковье

Новый РЦ расположен в Подольском районе, его ввод намечен на середину 2024 года, а инвестиции оцениваются в 10 млрд рублей.
26.02
Источник: Пресс-служба ГК «Ориентир»
Назначения

В ГК «Ориентир» новый генеральный директор

Должность генерального директора заняла Елена Бабенко, ранее работавшая в таких компаниях, как «Велес Девелопмент» и УК «Металлоинвест».
 
29.02
Источник: Kanayan Retail&Development Consulting
Экспертный анализ

Сын ошибок трудных: клиентский опыт будет одним из главных конкурентных инструментов дискаунтеров

К февралю 2024 года доля дискаунтеров в российской сетевой рознице превысила 60%. Уже через три года формат может занять более 70 %  рынка, но с клиентским опытом в большинстве сетей по-прежнему работают по остаточному принципу и в убеждении, что главное для покупателя — цена. Однако на фоне продолжающегося бума открытий новых «дешёвых» магазинов, инфляции и спада доходов, на авансцену театра конкурентной борьбы неизбежно выйдет сервис, убеждены игроки.

Текст: Влад Лория. Журнал CRE Retail
26.02
Источник: Instone Development
Экспертный анализ

Камера сохранения

Инвестиции в региональные складские и логистические проекты остаются самым перспективным направлением для игроков. Спрос на склады будет значительно превышать предложение ещё очень долго и практически везде, хотя ожидаемый объём ввода уже в 2024-м окажется максимальным за всю историю рынка, а региональные показатели – впервые же превысят московские.

Текст: Алина Арсенина. Журнал CRE
 
Продолжение, начало читайте здесь и здесь.
28.02
Источник: cre.ru
Игроки рынка

«Всеинструменты.ру» отчитались об итогах года

«Всеинструменты.ру» по итогам 2023 г. нарастили выручку на 54%.
 
27.02
Источник: CRE
Управление недвижимостью

В «Ашан Южные врата» въедет RealJet

Компания возьмет на себя техническое обслуживание склада «Ашан» площадью 107 тыс. кв. м.
28.02

подпишись НА эксклюзивные новости cre