Обзор рынка фитнес центров Санкт-Петербурга. Итоги 2009 года

На протяжении последних нескольких лет фитнес клубы активно развивались в Санкт-Петербурге, в том числе и за счёт выхода московских сетей. Однако по итогам 2009 года можно сделать вывод, что конкуренция в этом сегменте растёт быстрее, чем спрос на данные услуги.
9627
Автор: CRE

Это приводит к тому, что фитнес клубы увеличивают набор услуг, в том числе вкладывают значительные средства в строительство бассейнов. Кроме того, предлагаются разнообразные скидки и льготные программы.
По итогам 2009 года в Санкт-Петербурге действует около 250 фитнес центров. Однако результаты подсчетов количества спортивных комплексов в Санкт-Петербурге разнятся, поскольку нет единого определения того, что является спортивно-оздоровительным комплексом. Они варьируются от современных, высококлассных комплексов до устаревших, больших учреждений для организации досуга и оздоровительных мероприятий.

По оценкам специалистов, рынок фитнес центров ещё не достиг насыщения и существует потенциал для развития и увеличения количества клубов в первую очередь за счёт среднего ценового сегмента и за счёт охвата спальных районов.
Основным направлением развития фитнес клубов до настоящего времени было стремление к месторасположению в центральном районе. Но в последнее время, в связи с тем, что потребители предпочитают, чтобы спортивные комплексы находились вблизи их мест проживания, владельцы стараются строить комплексы в жилых районах, которые характеризуется наиболее высокой покупательной способностью населения. Важным условием для месторасположения фитнес клубов является их близость к основным магистралям.
Большинство современных первоклассных фитнес центров построены по специальному заказу собственников, или же в соответствии с общей спецификацией, легко адаптируемой для нужд оператора. Многие из комплексов возведены на отдельных участках или формируют часть многофункционального комплекса, такого как бизнес-центр, торговый центр или жилой дом, обеспечивающий необходимую критическую массу посетителей.

Предложение
В 2009 году количество фитнес клубов в городе значительно увеличилось. Возможно, именно кризис позволил расшириться многим сетям, арендовавшим хорошие помещения благодаря снижению ставок. В 2009 году расширились следующие сети:
• Fitness House
• Alex Fitness
• Планета Фитнес
• World Class
• Sport Life
• Olympic
• Extra Sport
В общей сложности пространство, занятое крупными клубами, увеличилось на 40 000 кв.м.
В 2010 году продолжится тенденция расширения сетевых клубов и многие из них уже анонсировали свои планы по открытию новых фитнес-центров. Интересно местоположение одного из клубов, открывающегося в 2010 году. Спортивный клуб Fit Fashion площадью 3 500 кв. м планирует открыть «Фитнес бизнес девелопмент» на месте магазина одежды и аксессуаров класса люкс Vanity на Казанской ул.
За последние 10 лет предложение спортивных комплексов постоянно росло. Это скорее связано со специфическими требованиями со стороны операторов, чем с избыточным строительством.

За то же время фитнес центры эволюционировали от советских спортзалов и переоборудованных торговых помещений, чаще всего, в малообеспеченных районах, до новейших, современных, выполненных на заказ, отдельностоящих спортивно-оздоровительных комплексов и тех, что расположены в рамках деловых и торговых центров.
В Санкт-Петербурге представлены, как сетевые фитнес центры, так и единичные. Первая категория занимает небольшую долю рынка (около трети), но активно развивается. Большую часть в общем объеме рынка занимают одиночные несетевые клубы.

Среди основных сетей, представленных в Санкт-Петербурге:
• Планета фитнес (11 клубов)
• Sport Life (11 клубов)
• Fitness House (10 клубов)
• Alex Fitness (8 клубов)
• Extra Sport (7 клубов)
• Olympic (5 клубов)
• Fitness Group (4 клуба)
• World Class (3 клуба)
• ФизКульт (3 клуба)
• New Age Fitness (3 клуба)
• Olympic Touch (3 клуба)
• Империя Фитнеса (2 клуба)
Среди сетевых клубов дольше всех (с 1997 года) на петербургском рынке работает «Планета фитнес» и она является на данный момент самой многочисленной в городе – 11 фитнес центров.

Кроме того, большую долю рынка в Санкт-Петерубрге занимают физкультурно-оздоровительные комплексы, построенные «Газпромом». На текущий момент в городе работает 6 таких комплексов и ещё для 7 выделены участки под строительство. Стоимость годового абонемента в таких комплексах 14,3 тыс. руб., что чуть ниже среднерыночных показателей. Таким образом, спортивные комплексы «Газпрома» составляют серьёзную конкуренцию фитнес-центрам Петербурга.

Как правило, фитнес центры располагаются в:
• торговых центрах;
• бизнес-центрах;
• отелях;
• отдельностоящих зданиях;
• жилых комплексах.
Фитнес-центр занимает площади в среднем от 500 кв.м (без бассейна) до 8 000 кв.м (с бассейном). Являясь якорным арендатором, не увеличивает посещаемость торгового комплекса, поскольку потоки покупателей и посетителей фитнес центра не пересекаются. Площадь самого большого спортивного фитнес комплекса в Санкт-Петербурге  - Olympic на Дальневосточном пр. - составляет 8 000 кв. м.
Как правило, минимальный набор услуг в фитнес центре - около 10. Наиболее востребованными услугами в фитнес клубе являются: силовые занятия, занятия на тренажерах в группах, силовые занятия в сочетании с аэробными, танец живота, шейпинг с элементами бальных танцев.
Другие услуги, предлагаемые фитнес центрами:
• бассейн
• wellness -сочетание фитнеса и SPA
• залы для игровых видов спорта
• солярий
Перспективными направлениями для дальнейшего развития фитнес клубов являются wellness центры, в которых основной акцент делается на здоровье.

Что касается географического распределения, то фитнес центры представлены почти во всех районах города и максимальное их количество в Центральном районе, а также таких спальных районах, как: Приморский, Выборгский, Калининский, Невский. Спрос также ориентирован на эти районы (центральные деловые районы и густонаселенные спальные районы), поскольку люди предпочитают заниматься спортом либо рядом с работой, либо неподалеку от дома.

Спрос
Повышенный спрос на услуги фитнес центров наблюдался в 2004-2007 гг., когда этот сегмент начал активно развиваться. Начиная с осени 2008 года спрос снизился. Фитнес клубы отказались от повышения цен, привлекают посетителей скидками и акциями, уделяют большое количество повышению качества обслуживания и вкладывают средства в дополнительные услуги, самой затратной из которых является строительство бассейна. Спрос на фитнес услуги во второй половине 2009 года стабилизировался и показал небольшой рост. В 2009 году фитнес-клубы посещало 10,3% петербуржцев, в 2008 г. – всего 8,8%, согласно исследованию TGI-Russia «Комкон». Частота посещения фитнес-клуба возросла с 3,35 раза в месяц в 2008 г. до 3,61 раза в 2009.
В течение года спрос на фитнес услуги распределяется неравномерно. Максимального показателя спрос достигает весной (март-апрель) и осенью (октябрь). Летом, а также в декабре-январе, как правило, спрос минимален.
По уровню дохода основную долю посетителей фитнес клубов составляют люди с доходом выше среднего.
По половому признаку - 60-70% (в зависимости от клуба) владельцев абонементов  - женщины.
По возрастному критерию наиболее активная группа клиентов фитнеса – люди в возрасте от 20 до 30 лет.
Современный фитнес-клуб должен отвечать нескольким ключевым критериям.
• Площадь. Минимальная площадь фитнес-клуба в Санкт-Петербурге составляет 2 500 кв.м. Это обеспечивает достаточное пространство для просторных раздевалок, игровой зоны, детской зоны, зоны обслуживания и ресторана.
• Бассейн. Бассейн является обязательной составляющей инфраструктуры фитнес-клуба премиум класса и средней ценовой категории.
• Детский фитнес. Детский фитнес и программы фитнес-клуба для детей приобретают все большее значение в экономике фитнес-клуба.
• Парковка. Наличие парковки существенно повышает привлекательность центра в сравнении с аналогичным объектом, не оснащенным парковкой, поскольку более двух третей клиентов фитнес-клуба имеет личный автотранспорт, в связи с чем проблема парковочных мест всегда остается актуальной.
• Инженерные системы. Состояние инженерных систем напрямую влияет на привлекательность фитнес-клуба. Обязательным условием является достаточность электроснабжения, водоснабжения и отопления здания центра.
Коммерческие условия
По сравнению с магазинами и кафе, которые являются арендаторами торговых комплексов, фитнес центры платят значительно более низкие арендные ставки, при этом предъявляют большие требования к арендуемому помещению, такие как:
• Высокое энергопотребление
• Высокие потолки
• Наличие вентиляции
• Отдельный вход
• Повышенная нагрузка на перекрытия (при наличии бассейна, тренажерного зала).

Арендные ставки для фитнес центров в составе торговых комплексов и бизнес-центров составляют от $200 до $300 за кв.м в год, включая НДС, не включая операционные расходы.
Средний срок окупаемости фитнес центра составляет от 3 до 5 лет. В индустрии развлечений – это самый прибыльный сегмент.
Доход от спортивно-оздоровительного комплекса включает два основных компонента:
• Доход от продажи членских карт;
• Доход от дополнительных услуг (индивидуальные тренировки, услуги, салоны красоты, бары и рестораны).
По ценовой категории фитнес центры можно разделить на следующие категории:
• Высокая ценовая категория (например, некоторые клубы сети «Планета фитнес»). Стоимость годовой клубной карты составляет от 30 000 р.
• Средняя ценовая категория (Sport Life). Стоимость годовой клубной карты составляет от 15 000 до 30 000 р.
• Низкая ценовая категория или фитнес дискаунтеры («Империя Фитнеса», Alex Fitness). Стоимость годовой клубной карты составляет до 15 000 р. 
Стоимость абонемента зависит от месторасположения клуба. Так, у «Планеты Фитнес» самыми дорогими элитными считаются клубы на набережных Петроградской и Робеспьера, а клуб во Фрунзенском районе конкурирует с местными игроками, как например SportLife в «Южном Полюсе».
Цены на фитнес услуги за последние годы практически не менялись, рост цен был в пределах инфляции, а в условиях экономического кризиса происходило незначительное снижение. В основном фитнес клубы предоставляли скидки и проводили специальные акции.
Текущий и потенциальный рост в спортивно-оздоровительном секторе, безусловно, привлечет новых участников на этот рынок и стимулирует продвижение существующих на рынке брэндов/операторов. Это обстоятельство, с течением времени, может отрицательно сказаться на прибыльности: увеличение конкуренции вызовет снижение цены членских карт, а потенциальное насыщение рынка предоставит потребителям более широкие возможности для выбора.

Отчет подготовлен компанией Maris Properties in association with CB Richard Ellis.



журнал CRE 6 (440)

Июнь
Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Вышел из печати CRE №6 (440), выпущенный в соредакторстве с директором Группы PLT Михаилом Тарасовым.   Читайте в номере: Летучка «УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА НА НАШЕМ РЫНКЕ БУДЕТ ТОЛЬКО УСИЛИВАТЬСЯ, ЭТО ПРОСТО НЕИЗБЕЖНО» Обсуждаем с Михаилом Тарасовым главные темы дня и номера   Актуально РАЗОШЛИСЬ ПО КЛАССАМ Представлена обновленная впервые за десять лет классификация офисной недвижимости Москвы   Тема номера ТЯЖЕЛЫЙ...

Популярное

Источник: CRE
Сделка

В Comcity сделка более чем на 7 тыс. кв. м

Новым резидентом офисного парка стала компания IEK Group. Консультант сделки - ILM.
11.07
Источник: CRE
Проект

ГК «Ориентир» выходит в Калининград

Девелопер построит для компании X5 Group мультитемпературный распределительный центр площадью 26 800 кв. м.
10.07
Источник: CRE
Игроки рынка

CORE.XP нарастила сделки со складами

По итогам II квартала 2024 года объем сделок с участием консультантов компании превысил 339 тыс. кв. м, а за полугодие в целом достиг 426 тыс. кв. м.
11.07
Источник: BMS Development Group
Назначения

BMS Development Group усиливает финансы

Александр Ситников назначен финансовым директором девелоперской группы.
 
11.07
Источник: CRE
Сделка

Финтех-компания арендовала офис в Space 1 Арбат

Консультантом сделки по аренде 30 рабочих мест выступила компания Remain.
11.07
Источник: CRE
Проект

«Дочка» Газпромбанка может построить логопарк

В строительство складского комплекса площадью 150 тыс. кв. м на 30 га в Истринском городском округе  «ГПБ-Инвест» может вложить около 10 млрд рублей.
12.07
Источник: CRE
Переговоры

Radius Group и Ozon готовят сделку года

Маркетплейс может арендовать все 270 тыс. кв. м строящегося логопарка «Северные врата». Это может стать крупнейшей сделкой за 2024 год по аренде площадей на складском рынке. Годовые арендные платежи маркетплейса могут достигать 3,5 млрд рублей.
15.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre