Это приводит к тому, что фитнес клубы увеличивают набор услуг, в том числе вкладывают значительные средства в строительство бассейнов. Кроме того, предлагаются разнообразные скидки и льготные программы.
По итогам 2009 года в Санкт-Петербурге действует около 250 фитнес центров. Однако результаты подсчетов количества спортивных комплексов в Санкт-Петербурге разнятся, поскольку нет единого определения того, что является спортивно-оздоровительным комплексом. Они варьируются от современных, высококлассных комплексов до устаревших, больших учреждений для организации досуга и оздоровительных мероприятий.
По оценкам специалистов, рынок фитнес центров ещё не достиг насыщения и существует потенциал для развития и увеличения количества клубов в первую очередь за счёт среднего ценового сегмента и за счёт охвата спальных районов.
Основным направлением развития фитнес клубов до настоящего времени было стремление к месторасположению в центральном районе. Но в последнее время, в связи с тем, что потребители предпочитают, чтобы спортивные комплексы находились вблизи их мест проживания, владельцы стараются строить комплексы в жилых районах, которые характеризуется наиболее высокой покупательной способностью населения. Важным условием для месторасположения фитнес клубов является их близость к основным магистралям.
Большинство современных первоклассных фитнес центров построены по специальному заказу собственников, или же в соответствии с общей спецификацией, легко адаптируемой для нужд оператора. Многие из комплексов возведены на отдельных участках или формируют часть многофункционального комплекса, такого как бизнес-центр, торговый центр или жилой дом, обеспечивающий необходимую критическую массу посетителей.
Предложение
В 2009 году количество фитнес клубов в городе значительно увеличилось. Возможно, именно кризис позволил расшириться многим сетям, арендовавшим хорошие помещения благодаря снижению ставок. В 2009 году расширились следующие сети:
• Fitness House
• Alex Fitness
• Планета Фитнес
• World Class
• Sport Life
• Olympic
• Extra Sport
В общей сложности пространство, занятое крупными клубами, увеличилось на 40 000 кв.м.
В 2010 году продолжится тенденция расширения сетевых клубов и многие из них уже анонсировали свои планы по открытию новых фитнес-центров. Интересно местоположение одного из клубов, открывающегося в 2010 году. Спортивный клуб Fit Fashion площадью 3 500 кв. м планирует открыть «Фитнес бизнес девелопмент» на месте магазина одежды и аксессуаров класса люкс Vanity на Казанской ул.
За последние 10 лет предложение спортивных комплексов постоянно росло. Это скорее связано со специфическими требованиями со стороны операторов, чем с избыточным строительством.
За то же время фитнес центры эволюционировали от советских спортзалов и переоборудованных торговых помещений, чаще всего, в малообеспеченных районах, до новейших, современных, выполненных на заказ, отдельностоящих спортивно-оздоровительных комплексов и тех, что расположены в рамках деловых и торговых центров.
В Санкт-Петербурге представлены, как сетевые фитнес центры, так и единичные. Первая категория занимает небольшую долю рынка (около трети), но активно развивается. Большую часть в общем объеме рынка занимают одиночные несетевые клубы.
Среди основных сетей, представленных в Санкт-Петербурге:
• Планета фитнес (11 клубов)
• Sport Life (11 клубов)
• Fitness House (10 клубов)
• Alex Fitness (8 клубов)
• Extra Sport (7 клубов)
• Olympic (5 клубов)
• Fitness Group (4 клуба)
• World Class (3 клуба)
• ФизКульт (3 клуба)
• New Age Fitness (3 клуба)
• Olympic Touch (3 клуба)
• Империя Фитнеса (2 клуба)
Среди сетевых клубов дольше всех (с 1997 года) на петербургском рынке работает «Планета фитнес» и она является на данный момент самой многочисленной в городе – 11 фитнес центров.
Кроме того, большую долю рынка в Санкт-Петерубрге занимают физкультурно-оздоровительные комплексы, построенные «Газпромом». На текущий момент в городе работает 6 таких комплексов и ещё для 7 выделены участки под строительство. Стоимость годового абонемента в таких комплексах 14,3 тыс. руб., что чуть ниже среднерыночных показателей. Таким образом, спортивные комплексы «Газпрома» составляют серьёзную конкуренцию фитнес-центрам Петербурга.
Как правило, фитнес центры располагаются в:
• торговых центрах;
• бизнес-центрах;
• отелях;
• отдельностоящих зданиях;
• жилых комплексах.
Фитнес-центр занимает площади в среднем от 500 кв.м (без бассейна) до 8 000 кв.м (с бассейном). Являясь якорным арендатором, не увеличивает посещаемость торгового комплекса, поскольку потоки покупателей и посетителей фитнес центра не пересекаются. Площадь самого большого спортивного фитнес комплекса в Санкт-Петербурге - Olympic на Дальневосточном пр. - составляет 8 000 кв. м.
Как правило, минимальный набор услуг в фитнес центре - около 10. Наиболее востребованными услугами в фитнес клубе являются: силовые занятия, занятия на тренажерах в группах, силовые занятия в сочетании с аэробными, танец живота, шейпинг с элементами бальных танцев.
Другие услуги, предлагаемые фитнес центрами:
• бассейн
• wellness -сочетание фитнеса и SPA
• залы для игровых видов спорта
• солярий
Перспективными направлениями для дальнейшего развития фитнес клубов являются wellness центры, в которых основной акцент делается на здоровье.
Что касается географического распределения, то фитнес центры представлены почти во всех районах города и максимальное их количество в Центральном районе, а также таких спальных районах, как: Приморский, Выборгский, Калининский, Невский. Спрос также ориентирован на эти районы (центральные деловые районы и густонаселенные спальные районы), поскольку люди предпочитают заниматься спортом либо рядом с работой, либо неподалеку от дома.
Спрос
Повышенный спрос на услуги фитнес центров наблюдался в 2004-2007 гг., когда этот сегмент начал активно развиваться. Начиная с осени 2008 года спрос снизился. Фитнес клубы отказались от повышения цен, привлекают посетителей скидками и акциями, уделяют большое количество повышению качества обслуживания и вкладывают средства в дополнительные услуги, самой затратной из которых является строительство бассейна. Спрос на фитнес услуги во второй половине 2009 года стабилизировался и показал небольшой рост. В 2009 году фитнес-клубы посещало 10,3% петербуржцев, в 2008 г. – всего 8,8%, согласно исследованию TGI-Russia «Комкон». Частота посещения фитнес-клуба возросла с 3,35 раза в месяц в 2008 г. до 3,61 раза в 2009.
В течение года спрос на фитнес услуги распределяется неравномерно. Максимального показателя спрос достигает весной (март-апрель) и осенью (октябрь). Летом, а также в декабре-январе, как правило, спрос минимален.
По уровню дохода основную долю посетителей фитнес клубов составляют люди с доходом выше среднего.
По половому признаку - 60-70% (в зависимости от клуба) владельцев абонементов - женщины.
По возрастному критерию наиболее активная группа клиентов фитнеса – люди в возрасте от 20 до 30 лет.
Современный фитнес-клуб должен отвечать нескольким ключевым критериям.
• Площадь. Минимальная площадь фитнес-клуба в Санкт-Петербурге составляет 2 500 кв.м. Это обеспечивает достаточное пространство для просторных раздевалок, игровой зоны, детской зоны, зоны обслуживания и ресторана.
• Бассейн. Бассейн является обязательной составляющей инфраструктуры фитнес-клуба премиум класса и средней ценовой категории.
• Детский фитнес. Детский фитнес и программы фитнес-клуба для детей приобретают все большее значение в экономике фитнес-клуба.
• Парковка. Наличие парковки существенно повышает привлекательность центра в сравнении с аналогичным объектом, не оснащенным парковкой, поскольку более двух третей клиентов фитнес-клуба имеет личный автотранспорт, в связи с чем проблема парковочных мест всегда остается актуальной.
• Инженерные системы. Состояние инженерных систем напрямую влияет на привлекательность фитнес-клуба. Обязательным условием является достаточность электроснабжения, водоснабжения и отопления здания центра.
Коммерческие условия
По сравнению с магазинами и кафе, которые являются арендаторами торговых комплексов, фитнес центры платят значительно более низкие арендные ставки, при этом предъявляют большие требования к арендуемому помещению, такие как:
• Высокое энергопотребление
• Высокие потолки
• Наличие вентиляции
• Отдельный вход
• Повышенная нагрузка на перекрытия (при наличии бассейна, тренажерного зала).
Арендные ставки для фитнес центров в составе торговых комплексов и бизнес-центров составляют от $200 до $300 за кв.м в год, включая НДС, не включая операционные расходы.
Средний срок окупаемости фитнес центра составляет от 3 до 5 лет. В индустрии развлечений – это самый прибыльный сегмент.
Доход от спортивно-оздоровительного комплекса включает два основных компонента:
• Доход от продажи членских карт;
• Доход от дополнительных услуг (индивидуальные тренировки, услуги, салоны красоты, бары и рестораны).
По ценовой категории фитнес центры можно разделить на следующие категории:
• Высокая ценовая категория (например, некоторые клубы сети «Планета фитнес»). Стоимость годовой клубной карты составляет от 30 000 р.
• Средняя ценовая категория (Sport Life). Стоимость годовой клубной карты составляет от 15 000 до 30 000 р.
• Низкая ценовая категория или фитнес дискаунтеры («Империя Фитнеса», Alex Fitness). Стоимость годовой клубной карты составляет до 15 000 р.
Стоимость абонемента зависит от месторасположения клуба. Так, у «Планеты Фитнес» самыми дорогими элитными считаются клубы на набережных Петроградской и Робеспьера, а клуб во Фрунзенском районе конкурирует с местными игроками, как например SportLife в «Южном Полюсе».
Цены на фитнес услуги за последние годы практически не менялись, рост цен был в пределах инфляции, а в условиях экономического кризиса происходило незначительное снижение. В основном фитнес клубы предоставляли скидки и проводили специальные акции.
Текущий и потенциальный рост в спортивно-оздоровительном секторе, безусловно, привлечет новых участников на этот рынок и стимулирует продвижение существующих на рынке брэндов/операторов. Это обстоятельство, с течением времени, может отрицательно сказаться на прибыльности: увеличение конкуренции вызовет снижение цены членских карт, а потенциальное насыщение рынка предоставит потребителям более широкие возможности для выбора.
Отчет подготовлен компанией Maris Properties in association with CB Richard Ellis.