Исследования рынка
Спрос на торговые площади продолжает восстанавливаться
Спрос ритейлеров на аренду в торговых центрах во втором квартале 2010 года продолжает восстанавливаться, однако количество вакантных торговых площадей в Москве за этот период увеличилось до 11%, говорится в исследовании компании Jones Lang LaSalle.
16.07.2010
6746
Оборот розничной торговли показал умеренный рост на 2,9% в России и на 4,0% в Москве за тот же период по сравнению с прошлым годом. Международные ритейлеры возвращаются на российский рынок: итальянский Diesel снова начнет свою работу сначала в рамках мультибрендового шоу-рума Li-Lu, а затем и в монобрендовых магазинах, Guess и Levi’s отзывают свои франшизы и начинают работать напрямую. Розничные операторы продолжают открывать свои магазины в новых форматах. Немецкий Metro Cash&Carry будет развивать магазины меньшего размера под брендом Metro Punct. Kingfisher откроет в России магазины площадью около 3-4 тыс. кв. м. «Связной» планирует создать небольшие торговые точки в формате открытых киосков. X5 Retail Group представит магазины нового формата в региональных городах – «Пятерочка-макси», которые будут больше и дешевле традиционной «Пятерочки».
Тем не менее, увеличившегося спроса оказалось недостаточно – доля свободных площадей в Москве во втором квартале 2010 года выросла до 11%, что обусловлено большим объемом ввода торговых площадей, считают специалисты Jones Lang LaSalle. Наибольшая доля вакантных площадей была отмечена в недавно открытых торговых центрах, а вот доля заполненности существующих торговых центров выросла. Наиболее успешные ТЦ, такие как «Европейский», «МЕГА», «Метрополис» по-прежнему заполнены на 100%, в менее успешных проектах доля свободных площадей снизилась с 15-25% до 5-10%. В Санкт-Петербурге доля свободных площадей сохранилась на уровне 13%. Доля свободных площадей в городах-миллионниках также не изменилась и составила около 20%.
Эксперты Jones Lang LaSalle прогнозируют, что в этом году доля свободных торговых площадей в России, скорее всего, останется на относительно высоком уровне, так как сдача в аренду помещений в торговых центрах происходит медленно. В тоже время, до конца этого года в Москве намечено открытие трех крупных проектов: «Гагаринский» торговой площадью 70 тыс. кв. м, «РИО» на 2-м км МКАД (90 тыс. кв. м) и Mall of Russia (101 тыс. кв. м). Это увеличит предложение торговых площадей и тем самым приведет к росту доли свободных площадей до 12%.
Кроме того, девелоперы заявляют о планах строительства новых проектов. Crocus Group будет развивать сеть «Вегас» и построит еще два крупных центра с торговой площадью 110 тыс. кв. м и 131 тыс. кв. м. К ранее озвученным планам Fashion House Development о строительстве аутлет-молла в Москве, добавился аналогичный проект в Санкт-Петербурге.