«Развитие столицы сегодня основывается на административном делении на районы и округа, но такое деление не является естественным для города, - рассказывает председатель совета директоров группы компаний RRGДенис Колокольников. - Гораздо более комфортным могло бы стать районирование, учитывающее кластеры – условно-замкнутые территории, имеющие естественные и искусственные физические границы, которые могут меняться в процессе застройки и развития территорий».
В основе концепции кластеров лежат те жизненные ценности человека, которые создают территориальную дифференциацию социально-демографического портрета города и со временем повышают уровень и качество его жизни. Например, минимизации времени для получения максимального количества потребностей, желание жить и работать в определенной социальной среде. Другими словами - если для человека будут созданы все условия для комфортной жизни и работы в рамках определенной территориальной единицы, то он будет покидать ее минимальное количество раз.
Кроме того, в своих ежедневных передвижениях по городу москвичи ориентируются не на принятое административное, а на интуитивное, «естественное» деление, избегая таких преград, как крупные магистрали, промзоны, реки, железнодорожные пути, отмечает Денис Колокольников.
Использование кластерного анализа в бизнесе помогает избежать распространенных ситуаций, когда, например, два торговых объекта одинакового формата находятся формально в разных округах, однако удовлетворяют потребности одной и той же совокупности москвичей, являясь доступными для них и труднодоступными для жителей соседних кластеров, где, напротив, наблюдается дефицит торговых объектов. В конечном счете, такой подход поможет избежать излишнего монополизма и формировать в городе здоровую конкурентную среду, что всегда благоприятно для конечного потребителя, уверены специалисты группы компаний RRG.
На сегодняшний день аналитики RRG выделяют в границах «старой» Москвы 121 кластер, которые объединены в 12 мегакластеров. Кластерное районирование Москвы было впервые проведено группой компаний RRG в 2005 году, с тех пор основанный на нем анализ доказал свою эффективность в качестве практического бизнес-инструмента. Метод успешно совершенствовался и давно зарекомендовал себя в таких областях, как исследование конкурентного окружения, расчет потенциальной эффективности будущего проекта, оценка рисков проекта, комплексный анализ для принятия решения о наилучшем использовании земельного участка.
Следует отметить, что в коммерческой недвижимости данный подход активно применяется уже несколько лет, как при разработке концепций проектов, так и крупнейшими операторами ритейла. А последние годы данное деление стали использовать и различные департаменты администраций городов, в том числе и в Москве.