Российские покупатели все чаще становятся собственниками торговых помещений в ключевых городах (Мюнхене, Гамбурге Берлине, Франкфурт-на-Майне и др.), инвестируя в качественные активы стоимостью до 5 млн евро и ритейл - объекты свыше 50 млн евро.
Значительное увеличение объема транзакций объясняется закрытием ряда крупных сделок как с отдельными объектами, так и портфелями активов. Среди крупнейших «единичных» сделок стоит отметить приобретение комплекса K?-Bogen в Дюссельдорфе компанией Art-Invest за более чем 400 млн евро и продажу торгового центра AquisPlaza (ранее – Kaiserplatzgalerie) в Аахене компании KGFarmsen за 290 млн евро. Доля инвестиций в портфели торговой недвижимости в общем объеме сделок с января по сентябрь 2013 г. составила 27% (1,5 млрд евро).
В последнее время в Германии сформировался пул российских компаний, которые рассматривают в качестве долгосрочных инвестиций покупку качественных торговых и офисных объектов в таких городах, как Берлин, Мюнхен, Гамбург, Дюссельдорф, Франкфурт-на-Майне и др. Тенденция прослеживается все отчетливее и напоминает ситуацию на рынке Австрии, где покупатели из России в течение последних десяти лет входят в TOP 3 самых активных игроков в секторе коммерческой недвижимости. Российские покупатели, инвестирующие в торговые объекты Германии, условно делятся на две группы: частные инвесторы, которые приобретают единичные активы (в основном это торговые помещения (streetretail) на центральных улицах или некрупные специализированные торговые центры) стоимостью до 5 млн евро; инвестиционные фонды, управляющие частным капиталом и рассматривающие высококачественные активы на ключевых рынках Германии стоимостью от 50 млн евро.
Инвестиций в классические торговые комплексы на ключевых рынках Германии на конец третьего квартала составили около 2,2 млрд. евро, что соответствует 39% от общего объема капиталовложений в торговую недвижимость. Объем сделок с розничными центрами и специализированными магазинами достиг 1,7 млрд евро. За ними с небольшим отрывом следуют универмаги. В то время как специализированные магазины продавались преимущественно в рамках портфелей недвижимости, торговые комплексы, универмаги и отдельно расположенные объекты (т.н. помещения streetretail) в центральных районах в основном приобретались как единичные активы. Треть объема сделок (почти 1,9 млрд. евро) в результате нескольких крупных продаж сконцентрировалась в шести основных хабах Германии – Берлине, Дюссельдорфе, Франкфурт-на-Майне, Гамбурге, Мюнхене и Штутгарте. Помимо сделки с комплексом K?-Bogen к ним относятся продажи торгового центра HallenamBorsigturm в Берлине, Zeil 94 и Zeilgalerie во Франкфурте, а также торговой галереи Alsterhaus и универсального магазина Saturn в Гамбурге.
Среди заинтересованных в приобретении недвижимости инвесторов явными лидерами стали открытые и специальные фонды, общая доля рынка которых составила 25%, а объем сделок достиг почти 1,4 млрд евро. За ними с некоторым отрывом следуют частные инвесторы и семейные офисы с объемом инвестиций 747 млн евро, затем c похожими показателями – закрытые фонды недвижимости, пенсионные фонды и программы пенсионного обеспечения с объемом инвестиций 593 млн евро и 582 млн евро соответственно. Доходность высококачественных активов остается низкой
В конце третьего квартала высококачественные розничные центры по всей Германии в среднем продемонстрировали доходность 6,25%. Доходность отдельных специализированных магазинов в центральных районах составила 6,65%.
Прогноз: рост спроса на премиальные объекты сохранится и в 2014 г.