В III квартале состоялось открытие ТЦ «Водный» (GBA – 48 500 кв. м, GLA – 32 500 кв. м), расположенного на севере Москвы. Кроме того, в сентябре открылся торговый центр микрорайонного формата «Изумруд» (GBA – 7 000 кв. м) в «Бибирево», якорным арендатором которого является супермаркет «Магнит», проводящий активную экспансию на московском рынке. В сентябре также начал работать флагманский гипермаркет сети в ТЦ «Ханой-Москва», открытие всего объекта запланировано на октябрь.
До конца текущего года планируются к открытию еще 4 торговых центра, среди них ТРЦ «Авиа Парк» и «Мозаика», МФК «Кунцево-Плаза». При этом прирост объема предложения за 2014 год может составить 1,28 млн кв. м (GLA - 0,66 млн кв. м), что является рекордным показателем для рынка за последние десять лет. Обеспеченность при этом возрастет до 408 кв. м на 1000 жителей.
Большое количество новых проектов было заявлено на рынке за последнее время: например, торговый центр в составе ТПУ «Саларьево», ТРЦ «Мега - Мытищи», торговый центр на Преображенской площади и другие. Также было выбрано место (Нагатинская пойма) для строительства крупного парка развлечений, аналога парижского Диснейленда. Следует отметить, что после значительного увеличения объема площадей в 2014-2015 гг., девелоперам новых проектов нужно будет более внимательно подходить к их разработке и дальнейшему развитию.
Что касается активности торговых операторов, то на московский рынок вышли новые международные торговые операторы: турецкий бренд Penti открыл магазин в ТРЦ «МЕГА Химки», саксонская часовая мануфактура A. Lange & S?hne - в Столешниковском переулке, американская сеть розничных магазинов Crate&Barrel, специализирующаяся на предметах интерьера, - в ТРЦ «Афимолл Сити» и другие. Открылся первый бутик Silk & Cashmere в ТРЦ «Метрополис». Кроме этого компания Burberry Group заявила о планах самостоятельного развития на российском рынке.
«По моему мнению, в настоящий момент рынок торговой недвижимости развивается по инерции. Хотя уже ряд торговых операторов говорит о снижении товарооборотов, а также приостановлении развития. Однозначно можно говорить о том, что ритейлеры стали менее оптимистичны в своих прогнозах на будущие периоды. Это связано с неопределенностью текущей политико-экономичекой ситуации: сейчас не очень понятно, ожидают ли Россию новые санкции и насколько долгосрочны уже введенные. Полагаю, что сильнее всего пострадает сегмент «средний плюс», поскольку в кризисные периоды наибольшую осторожность в финансовых вопросах начинают проявлять именно те, кто составляют целевую аудиторию этого сегмента. В то время, как операторы, работающие в более низком ценовой диапазоне, могут, напротив, получить преимущества для развития», - комментирует Ольга Ясько, директор департамента аналитики, Knight Frank Russia & CIS.