Россия впервые стала крупнейшим рынком торговой недвижимости в Европе. Впервые за 43 года Франция уступает свою позицию.
По данным международной консалтинговой компании Cushman & Wakefield, после второго полугодия 2014 года, когда на рынок Европы вышел ряд крупных торговых центров, Франция впервые за 43 года уступила первое место крупнейшего рынка торговой недвижимости.
Больше половины нового предложения на рынке торговой недвижимости во втором полугодии 2014 года было представлено российскими объектами. Таким образом, к концу прошлого года общий объем предложения в России превысил 17,7 млн. кв.м., в то время как во Франции аналогичный показатель составил 17,66 млн кв.м. Великобритания является третьим крупнейшим рынком с общим объемом предложения равным 17,1 млн. кв.м.
По данным последнего отчета Cushman & Wakefield «Торговая недвижимость Европы», по состоянию на 1 января 2015 года общий объем предложения на рынке торговой недвижимости составляет 152,3 млн. кв.м., что на 3,3% больше показателя прошлого года. Хотя Западная Европа занимает 69% общего объема уже существующих площадей, новое строительство сосредоточено в Центральной и Восточной Европе. Так, во втором полугодии 2014 года на рынок Восточной Европы вышли проекты с общей площадью 2,2 млн кв.м., в то время как Западная Европа демонстрирует показатель более, чем в 2 раза меньше - 981 000 кв. м.
Активность европейских девелоперов вызвана необходимостью удовлетворить спрос потребителей на крупные торговые центры с большим разнообразием брендов, развлекательных услуг, а так же ресторанами и кафе.
Расширения и реконструкции объектов на крупнейших рынках Западной Европы демонстрируют стремление девелоперов поддержать спрос на малые или устаревшие проекты, в то время как на рынке Восточной Европы строятся, преимущественно, новые «суперрегиональные» объекты с широкой зоной охвата. Подобные тенденции будут также наблюдаться в 2015 и 2016 гг. Набольшее количество проектов запланировано к реализации в России и Турции при довольно низкой обеспеченности торговыми площадями на душу населения. Однако развитие проектов в России зависит от условий кредитования и международной геополитической ситуации. Рынки Западной Европы, ранее демонстрирующие слабую девелоперскую активность, также усилят свои позиции. Так, в последующие два года в Италии будет реализовано в два раза больше проектов торговой недвижимости, чем в Великобритании.
Максим Карбасникофф, партнер, руководитель отдела торговой недвижимости Cushman & Wakefield в России комментирует: «С марта 2014 года Российский рынок торговой недвижимости испытывает небывалое давление. Украинский кризис и последующие за ним санкции, падение курса рубля и цены на нефть, особенно четко проявившееся во втором полугодии прошлого года, вызвали у арендаторов практически паническую реакцию. Как и следовало ожидать, значительный объем нового предложения остается вакантным, а ритейлеры по большей части сосредоточены на оптимизации существующих площадей, а не на открытии новых торговых точек. Тем не менее, стабильные продажи на рынке розничной торговли в 1 кв. 2015 года, укрепление курса рубля, низкий уровень вакантных площадей в существующих торговых центрах и в определенной степени ограниченное новое предложение позволяет надеяться на оживление рынка».
Инвестиционная активность в Европе значительно усилилась за предыдущий год, когда ряд крупных центров сменил собственников, ставки доходности практически вернулись на докризисный уровень на многих рынках. Недостаток нового качественного предложения ведет к дальнейшему распространению спроса на новые рынки, такие как Испания, а также вызывает больший интерес к рынкам второго эшелона и активам. Фонды, и в особенности ведущие ЗПИФ, реструктурируют свои портфели, что привело к созданию нового предложения на определенных рынках. Однако дальнейшая инвестиционная активность находится в зависимости от нового строительства.
Руководитель направления торговой недвижимости по региону EMEA компании Cushman & Wakefield Джастин Тейлор комментирует: «С ростом он-лайн продаж, для привлечения покупателя в торговые центры как никогда важно создать комфортную атмосферу. Девелоперы по всей Европе предпочитают строить крупные торговые центры, предлагающие широкие возможности для досуга и отдыха, а также большой выбор ресторанных концепций. Подобный подход обеспечит проектам уникальность и интерес посетителей».