JLL проанализировала комплексные затраты на площади в премиальных бизнес-центрах.
Шесть из десяти самых дорогих городов мира по максимальной стоимости аренды офисных площадей располагаются в Азии, свидетельствуют данные новой исследовательской системы Premium Office Rent Tracker компании JLL. В рамках данной системы эксперты JLL анализируют комплексные затраты арендаторов на премиальные площади – не только базовую ставку аренды, но и дополнительные расходы на управление объектом и его обслуживание, коммунальные услуги и налоги.
Согласно данным JLL, самым дорогим офисным рынком в мире является Гонконг, где совокупная стоимость аренды площадей класса «премиум» достигает 2,8 тыс. долл. за кв. м в год (262 долл. за кв. фут в год), а доля вакантных площадей в центральном деловом районе составляет всего 1,2%. Острая нехватка высококачественных помещений вместе с растущим спросом со стороны арендаторов, в первую очередь китайских компаний, приводят к росту ставок.
Второе место в рейтинге занимает Лондон (2,6 тыс. долл. за кв. м в год, или 240 долл. за кв. фут в год), где ставки аренды поддерживаются на высоком уровне благодаря стабильному спросу и низкой доле свободных офисов – всего 2,6% помещений вакантны в лондонском районе WestEnd. Первую тройку замыкает активно развивающийся рынок Пекина (2,1 тыс. долл. за кв. м в год, или 199 долл. за кв. фут в год).
Москва в данном рейтинге занимает восьмую строчку с арендными платежами на уровне в 1,13 тыс. долл. за кв. м в год, или 106 долл. за кв. фут в год. «Премиальные офисы, расположенные в самом центре столицы и отвечающие всем требованиям взыскательных арендаторов, по-прежнему характеризуются достаточно низким объемом вакантных помещений и поддерживают запрашиваемые арендные ставки на высоком уровне. В совокупности с дополнительными затратами арендаторов, включающими операционные расходы, услуги управляющей компании и НДС, это позволяет Москве входить в список мировых лидеров несмотря на экономическую ситуацию, - комментирует Елизавета Голышева, Директор по России и СНГ, руководитель отдела по работе с владельцами офисных помещений компании JLL. – В то же время в целом по рынку фактические ставки аренды являются предметом переговоров и зависят от ряда факторов, в том числе от объема вакантных площадей в конкретном объекте».
Также в нижнюю часть топ 10 самых дорогих офисных рынков мира входят Токио (шестое место; 1,4 долл. за кв. м в год, или 128 долл. за кв. фут в год), Сан-Франциско (седьмое место; 1,2 тыс. долл. за кв. м в год, 114 долл. за кв. фут в год), Дели (девятое место; 1,12 тыс. долл. за кв. м в год, или 105 долл. за кв. фут в год). Десятую строчку делят Дубай и Сингапур – 1 тыс. долл. за кв. м в год, или 93 долл. за кв. фут в год.
«Гонконг, Лондон и Нью-Йорк продолжают лидировать среди мировых офисных рынков по востребованности площадей, однако развивающиеся города сегодня все больше конкурируют с признанными бизнес-столицами за спрос арендаторов. Для сохранения своих позиций традиционным лидерам сегодня необходимо приложить больше усилий в части дальнейшей урбанизации», - комментирует Гэвин Морган, заместитель председателя совета директоров компании JLL.
Доминирующие мировые бизнес-столицы нуждаются в постоянной адаптации к новым экономическим условиям с тем, чтобы иметь возможность генерировать и привлекать новые типы арендаторов. Так, секторы технологий, медиа и IT сегодня представляют собой современные источники спроса на офисные площади в дополнение к «традиционным» финансовым и сервисным компаниям, что, к примеру, помогает Сан-Франциско занимать более высокие строчки в мировом рейтинге.
«Востребованность бизнес-центров премиум-класса на основных мировых рынках больше не зависит исключительно от финансовых или юридических фирм, - отмечает Нил Прайм, руководитель отдела по работе с владельцами офисных помещений компании JLL в Великобритании. – Активное развитие новых технологий и медиа изменило бизнес-ландшафт и представление людей об идеальном офисе. В случае если развитые премиальные офисные рынки не предложат новому типу арендаторов необходимые условия для комфортной работы и привлечения кадров, они уступят свои позиции таким новым мировым городам, как Бостон, Сидней и Амстердам».
В то же время развитые города, например, Париж и Токио, сегодня также серьезно работают над улучшением собственного имиджа как основных бизнес-направлений. Проект «большого Парижа» (Grand Paris) подразумевает развитие свыше 200 км новых линий метро, что изменит деловой ландшафт города. Драйвером девелопмента Токио выступают летние Олимпийские игры 2020, которые предполагают создание новой инфраструктуры, строительство объектов недвижимости и формирование имиджа современного города, а, следовательно, и премиального бизнес-хаба.