Компания JLL представляет анализ результатов 1-го квартала 2016 г. на рынке качественных гостиниц Москвы и Санкт-Петербурга.
По словам Татьяны Веллер, руководителя департамента гостиничного бизнеса компании JLL, на фоне ограниченной доступности зарубежных туристических направлений и продолжающегося роста внутреннего туризма на гостиничном рынке наблюдается позитивная динамика. Так, в 1-м квартале 2016 г. был зафиксирован устойчивый рост операционных показателей большинства сегментов рынка двух столиц России.
В Москве загрузка качественных отелей за январь-март выросла на 3 п.п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, превысив 60%, средний тариф (ADR) – на 3,6%, до 7,7 тыс. руб., что в результате привело к увеличению доходности на номер (RevPAR) на 10%. В Санкт-Петербурге загрузка в среднем по рынку немного снизилась по сравнению с предыдущим годом (на 2,6 п.п.) и составила 44%, однако данный результат все равно превышает показатель 1-го квартала 2014 г. За счет значительного увеличения среднего тарифа (на 9%, до 4 тыс. руб.) показатель доходности на номер отелей Северной столицы тоже вырос (на 8%), достигнув около 1,8 тыс. руб.
«Результатом летнего периода – с мая по сентябрь – для всех гостиничных сегментов на туристических рынках обычно является серьезный рост как загрузки, так и тарифов. В прошлом году, например, отели нижних ценовых сегментов Санкт-Петербурга показывали в эти месяцы очень высокую загрузку – от 80 до 85% - при сильных ценовых позициях. Такие показатели стали результатом серьезного роста объема внутреннего спроса и группового туризма из стран Азии, ориентирующегося в основном на недорогие отели, - комментирует Татьяна Веллер. – Остается надеяться, что данная динамика в этом году сохранится, и отельеры смогут воспользоваться ситуацией и продолжить наращивать тарифы и, соответственно, доходность».
Отдельно стоит отметить еще один гостиничный рынок, который в текущих экономических и политических условиях набирает все большую популярность, - загородные отели Московской области. В сравнении с прошлым годом качественные загородные объекты Подмосковья в 1-м квартале смогли значительно, на 16 п.п., нарастить загрузку по сравнению с 1-м кварталом предыдущего года – до 48%, а в январе, за счет новогодних праздников, показатель даже превысил 50%. При этом средний тариф по сравнению с предыдущим годом практически не изменился и остался на уровне примерно 4,5 тыс. руб. В условиях ориентации туристов на внутренние направления можно ожидать роста ADR в традиционно для этого сегмента «высокий» летний сезон.
«В экономически сложные периоды обычно сокращается глубина бронирования гостиниц, как правило, прежде всего со стороны MICE сегмента – корпоративных и деловых мероприятий. В данный момент мы также наблюдаем возрастающую спонтанность в планировании поездок индивидуальными туристами, менее чувствительными к стоимости проживания, - говорит Татьяна Веллер. – В результате сегодня отельеры испытывают определенные сложности в прогнозировании операционной деятельности даже на ближайшие месяцы, поэтому предсказывать дальнейшую динамику по году в настоящий момент сложно. В то же время в целом тенденции на рынке наметились положительные, и ближайшие месяцы покажут, сможет ли гостиничный рынок Москвы и Санкт-Петербурга завершить 2016 год в “плюсе”».