Что не так с коммерческими помещениями в столичных жилых комплексах?

Специалисты Отдела коммерческой недвижимости компании Est-a-Tet проанализировали предложение коммерческих помещений в жилых комплексах, введенных в эксплуатацию с начала 2015 г. 
4886

Специалисты Отдела коммерческой недвижимости компании Est-a-Tet проанализировали предложение коммерческих помещений в жилых комплексах, введенных в эксплуатацию с начала 2015 г. Из-за слабой проработки концепции помещений свободного назначения в жилых проектах на рынке увеличился объем невостребованных объектов, а доля вакантных помещений составляет порядка 30%, причем до конца года она может увеличиться до 40%.

«Запрет перевода квартир в нежилой фонд столичные власти компенсировали обязательством застройщиков по заполнению первых этажей жилых проектов помещениями свободного назначения. За последние два года объем предложения жилья в Москве увеличился на 70%, поэтому на рынок в том числе вышел большой объем коммерческих объектов в жилых проектах, но большая часть из них обладает низкой ликвидностью. Проблема в том, что застройщики к нежилым помещениям относятся по остаточному принципу, поскольку в жилом комплексе они занимают минимальную долю на фоне квартир и приносят гораздо меньшую прибыль», – рассказывает Елена Мишина, руководитель Отдела коммерческой недвижимости Est-a-Tet.

1. Скромность вам к лицу

Наиболее востребованный формат для коммерческих помещений в жилых комплексах – это небольшие объекты со свободной планировкой площадью 50-80 кв. м. Однако застройщики, чтобы упростить себе процесс реализации помещений, чаще делают более широкую нарезку с объектами свыше 200 кв. м.

Получается, что при распределении коммерческих помещений в жилых комплексах порядка 20% приходится на предложения площадью до 50 кв. м, 35% – от 50 до 100 кв. м, 40% – от 100 до 500 кв. м, 5% – свыше 500 кв. м. Коммерческие помещения свыше 100 кв. м в жилых домах чаще всего мало востребованы, поскольку они редко выходят на оживленные торговые улицы. Объекты с площадью свыше 200 кв. м интересны в основном более крупным продуктовым операторам, но более чем одного такого покупателя в проект сложно привлечь. Помещения с площадью 200-300 кв. м могут быть интересны только в том случае, если у них есть возможность работать и на внешний поток посетителей, а не только на жителей жилого комплекса.

При этом конструктив панельных домов предусматривает кабинетную планировку, что в сегменте стрит-ритейла серьезно ограничивает возможности конечного использования помещений. Например, для салона красоты и учебного центра такая планировка еще может подойти, а вот для продуктового магазина – нет.

2. Ближе к народу

Среди покупателей помещений свободного назначения в жилых комплексах порядка 80% – это будущие жильцы этого дома. Для большинства таких частных инвесторов приобретаемое в проекте жилье - единственное, причем нередко для этого привлекаются ипотечные средства, поэтому бюджет для покупки коммерческих объектов у них ограничен 3-5 млн руб., верхняя граница – 15 млн руб. Таким образом, мелкая нарезка для коммерческих помещений в жилых комплексах необходима для обеспечения минимального бюджета покупки, которым располагает основная часть инвесторов из числа жителей комплекса, а также в связи с ограниченным внутренним трафиком внутри проекта.

3. «Недотянули»

Еще одна серьезная проблема при реализации помещений свободного назначения в жилых проектах – это тот факт, что в них зачастую не выдерживаются технические характеристики для объектов стрит-ритейла. К примеру, автономная вентиляция стала «камнем преткновения» для арендаторов в жилых проектах с коммерческими помещениями. Многие жилые комплексы страдают этой проблемой, в связи с которой объекты стрит-ритейла просто невозможно «посадить» в помещения, где отсутствует автономная вентиляция или у нее недостаточная мощность.

«В связи с ростом вакантности коммерческих помещений в жилых проектах ряд застройщиков при проектировании своих новых объектов уделяют гораздо бОльшее внимание их концепции, а в текущих комплексах вместо продажи сдают такие помещения в аренду, открыв соответствующее подразделение (ГК “МОРТОН”, концерн “КРОСТ”). Это связано и с тем, что проще продать коммерческое помещение с арендным бизнесом, чем “голый” объект, ведь покупатель сразу сможет просчитать уровень доходности от такого вложения, и ему не нужно самостоятельно искать арендатора», – отмечает Елена Мишина.

 



иГРОКИ РЫНКА

Est-a-Tet

Мишина Елена

Консалтинг и брокеридж

Est-a-Tet

Материалы по теме

Исследования рынка

Стрит-ритейл Москвы: вакантных площадей меньше не станет

CBRE обозначила основные тенденции развития рынка стрит-ритейла Москвы в 2016 г.

15.03
Точка зрения

Как изменился московский рынок стрит-ритейла в I полугодии 2015 года?

Екатерина Подлесных,  руководитель направления стрит-ритейла Colliers International Россия

05.08
Исследования рынка

На рынке стрит-ритейла Москвы наблюдается оживление спроса

По итогам 1-го квартала зафиксирован рост активности банков и кафе и увеличение бюджетов на аренду.

21.05

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre