Что не так с коммерческими помещениями в столичных жилых комплексах?

Специалисты Отдела коммерческой недвижимости компании Est-a-Tet проанализировали предложение коммерческих помещений в жилых комплексах, введенных в эксплуатацию с начала 2015 г. 
4863

Специалисты Отдела коммерческой недвижимости компании Est-a-Tet проанализировали предложение коммерческих помещений в жилых комплексах, введенных в эксплуатацию с начала 2015 г. Из-за слабой проработки концепции помещений свободного назначения в жилых проектах на рынке увеличился объем невостребованных объектов, а доля вакантных помещений составляет порядка 30%, причем до конца года она может увеличиться до 40%.

«Запрет перевода квартир в нежилой фонд столичные власти компенсировали обязательством застройщиков по заполнению первых этажей жилых проектов помещениями свободного назначения. За последние два года объем предложения жилья в Москве увеличился на 70%, поэтому на рынок в том числе вышел большой объем коммерческих объектов в жилых проектах, но большая часть из них обладает низкой ликвидностью. Проблема в том, что застройщики к нежилым помещениям относятся по остаточному принципу, поскольку в жилом комплексе они занимают минимальную долю на фоне квартир и приносят гораздо меньшую прибыль», – рассказывает Елена Мишина, руководитель Отдела коммерческой недвижимости Est-a-Tet.

1. Скромность вам к лицу

Наиболее востребованный формат для коммерческих помещений в жилых комплексах – это небольшие объекты со свободной планировкой площадью 50-80 кв. м. Однако застройщики, чтобы упростить себе процесс реализации помещений, чаще делают более широкую нарезку с объектами свыше 200 кв. м.

Получается, что при распределении коммерческих помещений в жилых комплексах порядка 20% приходится на предложения площадью до 50 кв. м, 35% – от 50 до 100 кв. м, 40% – от 100 до 500 кв. м, 5% – свыше 500 кв. м. Коммерческие помещения свыше 100 кв. м в жилых домах чаще всего мало востребованы, поскольку они редко выходят на оживленные торговые улицы. Объекты с площадью свыше 200 кв. м интересны в основном более крупным продуктовым операторам, но более чем одного такого покупателя в проект сложно привлечь. Помещения с площадью 200-300 кв. м могут быть интересны только в том случае, если у них есть возможность работать и на внешний поток посетителей, а не только на жителей жилого комплекса.

При этом конструктив панельных домов предусматривает кабинетную планировку, что в сегменте стрит-ритейла серьезно ограничивает возможности конечного использования помещений. Например, для салона красоты и учебного центра такая планировка еще может подойти, а вот для продуктового магазина – нет.

2. Ближе к народу

Среди покупателей помещений свободного назначения в жилых комплексах порядка 80% – это будущие жильцы этого дома. Для большинства таких частных инвесторов приобретаемое в проекте жилье - единственное, причем нередко для этого привлекаются ипотечные средства, поэтому бюджет для покупки коммерческих объектов у них ограничен 3-5 млн руб., верхняя граница – 15 млн руб. Таким образом, мелкая нарезка для коммерческих помещений в жилых комплексах необходима для обеспечения минимального бюджета покупки, которым располагает основная часть инвесторов из числа жителей комплекса, а также в связи с ограниченным внутренним трафиком внутри проекта.

3. «Недотянули»

Еще одна серьезная проблема при реализации помещений свободного назначения в жилых проектах – это тот факт, что в них зачастую не выдерживаются технические характеристики для объектов стрит-ритейла. К примеру, автономная вентиляция стала «камнем преткновения» для арендаторов в жилых проектах с коммерческими помещениями. Многие жилые комплексы страдают этой проблемой, в связи с которой объекты стрит-ритейла просто невозможно «посадить» в помещения, где отсутствует автономная вентиляция или у нее недостаточная мощность.

«В связи с ростом вакантности коммерческих помещений в жилых проектах ряд застройщиков при проектировании своих новых объектов уделяют гораздо бОльшее внимание их концепции, а в текущих комплексах вместо продажи сдают такие помещения в аренду, открыв соответствующее подразделение (ГК “МОРТОН”, концерн “КРОСТ”). Это связано и с тем, что проще продать коммерческое помещение с арендным бизнесом, чем “голый” объект, ведь покупатель сразу сможет просчитать уровень доходности от такого вложения, и ему не нужно самостоятельно искать арендатора», – отмечает Елена Мишина.

 



иГРОКИ РЫНКА

Est-a-Tet

Мишина Елена

Консалтинг и брокеридж

Est-a-Tet

Материалы по теме

Исследования рынка

Стрит-ритейл Москвы: вакантных площадей меньше не станет

CBRE обозначила основные тенденции развития рынка стрит-ритейла Москвы в 2016 г.

15.03
Точка зрения

Как изменился московский рынок стрит-ритейла в I полугодии 2015 года?

Екатерина Подлесных,  руководитель направления стрит-ритейла Colliers International Россия

05.08
Исследования рынка

На рынке стрит-ритейла Москвы наблюдается оживление спроса

По итогам 1-го квартала зафиксирован рост активности банков и кафе и увеличение бюджетов на аренду.

21.05

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (11-17 ноября)

Новости офисной недвижимости, как по части сделок, так и по части новых проектов и архитектурных концепций, открытия в новосибирской «Ауре», назначение в Kalinka и новый проект в формате light industrial.
17.11
Источник: Самолет
Назначения

Анна Акиньшина - новый гендиректор «Самолета»

Ранее Анна занимала должность финансового директора группы. 
18.11
Источник: ГК «Кортрос»
Проект

«Кортрос» дал старт Tate

В основание башен Tate в районе Марьиной рощи залили первый куб бетона.

 
18.11
Источник: domclick.ru
Аукцион

Москва предлагает бизнес в ЮЗАО

Предприниматели могут приобрести коммерческое помещение в Ломоносовском районе.
 
18.11
Источник: Profit Management
Открытие

В «Мёбельбурге» открыли лекторий и коворкинг

Управляет объектом компания Profit Management.
18.11
Источник: Пресс-служба MR Group
Открытие

MR Group открыла офис продаж Jois

Состоялось открытие офиса продаж премиального проекта Jois от MR Group.
 
15.11
Источник: Пресс-служба BMS Development Group
Назначения

Зинаида Купеева будет пиарить BMS Development Group

Зинаида Купеева назначена на должность PR-директора BMS Development Group.
 
19.11

подпишись НА эксклюзивные новости cre