Хотя доля населения в 14
городах-миллионниках (исключая Москву) составляет всего 14% (20,4 млн чел.) от
общей численности населения России, здесь сконцентрировано 38% (7 млн кв. м)
торговых площадей от общего стока.
Хотя доля населения в 14 городах-миллионниках (исключая
Москву) составляет всего 14% (20,4 млн чел.) от общей численности населения
России, здесь сконцентрировано 38% (7 млн кв. м) торговых площадей от общего
стока. Такой же объем площадей приходится на 111 млн жителей остальной части
России. Что касается Москвы, здесь расположена почти четверть всех торговых
площадей страны - 4,6 млн кв. м.
Таким образом, уровень обеспеченности торговыми площадями в различных городах сильно варьируется - в среднем на 1000 жителей городов-милионников приходится 344 кв. м торговых площадей, в то время как по прочим городам показатель составляет всего 64 кв. м. При этом лидером по обеспеченности торговыми площадями среди миллиоников является Самара (562 кв. м на 1000 жителей). Москва занимает 5 позицию в рейтинге с показателем в 376 кв. м на 1000 человек.
В городах с населением менее миллиона человек девелоперская активность остается довольно высокой и в основном связана со строительством, начатым еще до кризиса 2014 г. Так, на стадии строительства в городах-миллионниках сосредоточено 32% строящихся в России торговых центров, в прочих городах – 45%.
Среди городов с меньшим населением лидируют Мытищи (907 тыс. кв. м на 1000 жителей), здесь после ввода в эксплуатацию
заявленных площадей в этом году показатель превысит 1000 кв. м. на 1000
человек.
В связи с высокой
насыщенностью рынка торговой недвижимости в городах-миллионниках, четверть планируемых к вводу в 2016 г. площадей
составляют новые фазы существующих торговых центров. В то же время доля площадей
новых фаз действующих ТЦ в прочих городах России составляет всего 13%.
Средний
размер торгового центра в городах-миллионниках примерно на 20% превышает
среднюю площадь ТЦ в городах с меньшим населением (39 835 кв. м и 33 007 кв. м
соответственно). По Москве показатель составляет 36 438 кв. м.
Размер торгового центра уменьшается во всех городах. Средняя площадь существующих ТЦ в целом по стране
составляет 36 174 кв. м, а средний размер торгового центра, заявленного к вводу
в 2016 г., – 31 109 кв. м. В современных реалиях рынка девелоперы
постепенно переходят от строительства крупномасштабных проектов к проектам
меньшего размера. Строятся не супер-региональные или региональные торговые
центры, а объекты районного масштаба.
Татьяна Дивина, старший директор и заместитель руководителя отдела исследований Cushman & Wakefield, комментирует: «После периода бурного развития рынка торговой недвижимости в миллионниках внимание девелоперов стали привлекать города с меньшей численностью населения. Тем не менее активность в крупных городах остается высокой. Это обусловлено не только большей емкостью рынков крупных городов, но и рисками, которые девелоперы видят в локациях с меньшей численностью населения».