Вакансия и коммерческие условия
Согласно прогнозам Cushman & Wakefield, торговые центры, анонсированные к вводу в 2016 г., будут открываться с высоким уровнем вакансии, несмотря на то, что количество подписанных договоров аренды обычно выше, чем число фактически открытых магазинов. Доля свободных помещений в этих ТЦ составит 35-40%. Они будут постепенно заполняться в дальнейшем.
Объекты, построенные за последние два года и открывавшиеся с заметно высокой долей свободных площадей, постепенно снижают уровень вакансий. В новых реалиях рынка активность операторов заметно снизилась, срок экспозиции помещений увеличился, и важным фактором снижения уровня вакансий являются преференции арендаторам. Доля свободных помещений в ТЦ, открытых в 2014-2015 гг., составляет 25-30%. Эти торговые помещения занимают практически четверть - 23% - от общего объема площадей.
Вакантность по стабилизированным торговым центрам изменилась за последний год незначительно и составляет 7-8%. Именно эта категория занимают крупнейшую долю рынка – 70% от существующих площадей.
Прайм-объекты стабильно показывают высокую заполняемость, хотя в них отмечается ротация. Здесь пустует всего 2% площадей.
По факту, даже если основные договоры аренды номинированы в иностранной валюте, на данный момент арендаторам предоставлены по ним льготные условия, фиксирующие арендный платеж в рублях. В 2015 г. по существующим договорам подписаны краткосрочные соглашения, фиксирующие «ставки в национальной валюте. В новых проектах – договоры в валюте единичны, почти уникальны», - комментирует Татьяна Дивина, старший директор и заместитель руководителя отдела исследований Cushman & Wakefield.
В стабилизированных торговых центрах по существующим договорам продлеваются льготные условия. В крупных профессиональных ТЦ на этапе строительства ставка рассчитывается на основании процента от прогнозируемого оборота арендатора, тем не менее часто в договорах фиксируется максимальная или минимальная величина арендного платежа. Процент от оборота, прописываемый в договорах, остается неизменным: 3-7% - для якорных арендаторов торговой галереи, 12-15% - в среднем для операторов торговой галереи, 10-15% - для кафе и ресторанов, 1-3% - для крупных якорных операторов (гипермаркеты).
Новое строительство
В 1 квартале 2016 г. в России (не включая Москву и Московскую область) было открыто 4 торговых центра с GLA 204 500 кв. м. Часто девелоперы открывают объекты в несколько очередей.
Прослеживается тенденция перехода от строительства крупномасштабных проектов к торговым объектам меньшего размера. Так, средний размер существующего торгового центра составляет 36 174 кв. м, строящегося в 2016 г.– 31 110 кв. м. 50% торговых площадей, запланированных к открытию в 2016 г., приходится на города с населением менее 1 млн человек. В связи с высокой насыщенностью торговыми площадями в городах-миллионниках четверть планируемых к вводу площадей в 2016 г. – это новые фазы существующих торговых объектов.
С начала года в Москве не было открыто ни одного торгового центра. Сроки ввода большинства проектов в Москве и Московской области отложены на 2-3 месяца. Однако аналитики Cushman & Wakefield ожидают открытия ряда крупных проектов до конца года. Новые торговые центры анонсируются, но в основном это небольшие проекты или сопутствующие торговые объекты в составе МФК или ТПУ.
Татьяна Дивина комментирует: «На начало 2016 г. рынок замедлил падение, игроки рынка отмечают относительную стабилизацию. Основным фактором риска остается сужающийся потребительский рынок.
Если в прошлом году говорили о том, что рынок девелопера превратился в рынок арендатора, то сейчас все внимание обращено на потребителя. Снижение денежной массы, перераспределяемой между форматами и категориями операторов при консервативном сценарии, может привести к росту уровня свободных площадей в ТЦ в результате сокращения торговых точек сетевых операторов, а также открытия новых объектов в высокой долей свободных площадей. В этой ситуации активными будут оставаться крупноформатные игроки и продуктовые сети».