Коворкинги - новый тренд для офисных центров

Коворкинг-пространство может стать альтернативой пустующим площадям в бизнес-центрах - к такому выводу пришли специалисты PM-Департамента Colliers International. 

Коворкинг-пространство может стать альтернативой пустующим площадям в бизнес-центрах - к такому выводу пришли специалисты PM-Департамента Colliers International. По итогам первых трех месяцев 2016 г. количество обращений собственников бизнес-центров в управляющие компании о переформатировании пустующих площадей под коворкинг-центры увеличилось на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 15% по сравнению с четвертым кварталом 2015 г. Организация коворкинг-пространства является актуальным для всех типов и классов БЦ Москвы.

Площадь, достаточная для размещения одного арендатора, на которую сегодня есть спрос, начинается от 15 кв. м. Примерная площадь, которую собственники готовы отдать под развитие коворкинг-направления, колеблется, в зависимости от класса и размера бизнес-центра, от 100 кв. м до 2 500- 3 000 кв. м. Несмотря на наименьший процент вакантных площадей среди всех классов бизнес-центров, наиболее активно этот тренд развивается в офисных центрах С-класса, переделанных из промышленных зданий нетиповой архитектуры и обладающих неформатными пространствами.

«Хотя эта тенденция в наибольшей мере характерна для Москвы, но заявки на реорганизацию неформатных площадей поступают и из регионов. К примеру, не так давно мы узнали о намерении одного из региональных собственников осуществить реконцепцию пространства бывшего мартеновского цеха под бизнес-инкубатор площадью более 1 000 кв. м с коворкинг-центром, - отмечает Андрей Филиппов, руководитель по Facility Management PM-Департамента Colliers International. - Такие площадки одинаково хорошо подходят для деятельности малого бизнеса, проведения учебных семинаров, разовых мероприятий. Представители малого бизнеса ценят в нем доступность, гибкость, возможность использовать инфраструктуру бизнес-центра на временной основе, дополнительные сервисы».

Бизнес-центры класса А и Б+ с высокой долей вакантных площадей также стали ставить управляющим компаниям задачи по реорганизации пространства. Но в отличие от офисных центров С-класса, где объем площадей позволяет разрабатывать разные решения, тут основной акцент ставится не на конфигурации коворкинг-центра, а на дополнительном сервисе, необходимом для коворкинг-арендаторов. По словам Андрея Филиппова, с понижением класса зданий снижается уровень предоставляемого сервиса, но повышается доступность рабочего места. В офисах класса А есть много примеров, когда рабочие места сдаются «поштучно», при этом арендаторы делят общие переговорные, единый ресепшн, мини-кухни, зоны отдыха и прочие помещения общего назначения.

«Таким бизнес-центрам мы советуем не ограничиваться стандартным набором услуг, а идти дальше, чтобы быть более конкурентными - подчеркивает Андрей Филиппов. – Очевидно, что среди потенциальных арендаторов коворкинг-центров есть не только индивидуальные предприниматели, но и малые предприятия, имеющие штат от двух до пяти человек. Соответственно, бизнес-центры могли бы задуматься о том, чтобы помимо сдачи площадей в аренду оказывать услуги по профессиональному ассистированию малого бизнеса, например, открытие юридического адреса, сбор почтовой корреспонденции, возможно, минимальному юридическому и бухгалтерскому сопровождению. Это будет хорошей конкурентной альтернативой коворкинг-центрам в офисах С-класса, которые в основном экспериментируют с нарезкой площадей».

Относительно новым трендом является идея организации коворкинг-пространства под открытым небом. К таким рекомендациям управляющих компаний охотно прислушиваются бизнес-центры, имеющие внутренний двор или перестроенные из промзон и состоящие из множества малоэтажных корпусов, объединенные единым дворовым пространством. И хотя такие пространства могут полноценно работать только в летнее время, по мнению специалистов PM-Департамента Colliers International, потенциально это направление очень перспективно.

«Оно может включать в себя уже ставшие привычными lounge-зоны с гамаками, пляжными банкетками и лежаками, выставляемые в парках в летнее время. Но при этом оно имеет практически необозримый креативный потенциал и множество опций, которые невозможны в парках, - отмечает Андрей Филиппов. – При правильно организованной эксплуатации такие пространства могут существовать не только летом, но и в теплые месяцы межсезонья, если есть возможность оснастить дворовое пространство покрытием, обеспечить вентиляцию, отопление и крышу. Стоимость аренды таких мест может быть ниже обычной, что весьма актуально в наше время».

По мнению представителей PM-Департамента Colliers International, не существует никаких эксплуатационных ограничений для коворкинг-центров любой конфигурации. Должны быть соблюдены меры пожарной безопасности: выделены противопожарные коридоры, пути эвакуации, применены соответствующие материалы, смонтированы системы пожарной сигнализации, оповещения, пожаротушения и так далее. С арендаторами коворкинг-пространств также проводятся пожарные тренировочные эвакуации. При эксплуатации таких зданий применяются те же подходы и требования, что и при эксплуатации офисных объектов. Нет ограничений и с точки зрения этажности: если бизнес-центр имеет эксплуатируемую кровлю или террасы, они тоже могут работать как коворкинг-центр для малого бизнеса.

Наличие коворкинг-пространств разной степени сложности в течение трех ближайших лет может стать реальным и заметным трендом для офисных центров всех классов.



иГРОКИ РЫНКА

Консалтинг и брокеридж

Colliers International

Материалы по теме

Экспертный анализ

Коворкинги - офисы будущего?

Сегмент коворкингов постепенно становится полноправным игроком рынка недвижимости. Если еще недавно о нем говорили как о каком-то экзотическом, забавном, креативном, но несерьезном для крупного бизнеса формате, то уже сегодня такое снисходительное отношение представляется неуместным. 

12.05
Экспертный анализ

Почему коворкинги сегодня в моде?

По мнению специалистов компании Blackwood, одним из трендов текущего года на рынке офисной недвижимости Москвы станет развитие формата коворкинга.

25.03

На смену офисам придут коворкинги

Эксперты объединенной проектной группы RedLine считают, что в северной столице стоит ожидать увеличения числа коворкингов. При этом проекты с оригинальной концепцией и дизайном будут пользоваться наибольшей популярностью.

 

20.06

журнал CRE 13-14 (349-350)

1.07-31.08.2019
Гипер-: реанимация vs эвтаназия «Ашан» может сократить присутствие в формате гипермаркета в России, другие игроки не исключают, что ритейлер может вообще уйти из страны. Эксперты убеждены, что дело – в кардинальном изменении за посткризисные пять лет покупательского поведения и катастрофическом спаде популярности формата гипермаркета вообще. Потеря доверия Во время экономического форума в Петербурге в кулуарах обсуждались все болезни новой России последних двадцат...

Популярное

Переговоры

Mail.ru может переехать в «Москва-Сити»

Mail.ru Group ведет переговоры об аренде площадей для штаб-квартиры в комплексе, который строят в «Москва-Сити» Олег Малис и Алишер Усманов. Если такая сделка состоится, она станет рекордной в истории рынка аренды офисов.
12.07
Проект

AFI Development построит МФК в центре Москвы

AFI Development инвестирует 12 млрд рублей в новый офисно-деловой центр в Москве.
15.07
Сделка

«РЕТОН» выбрал офис на Арбате

Производитель ультразвуковых устройств арендовал офис в БЦ Midland Plaza в Москве.
12.07
Сделка

«Пятерочка» нашла офис в «Фактории»

Офис торговой сети «Пятерочка» открылся в бизнес-парке «Фактория» в Москве.
12.07
Проект

Best Western Hotels & Resorts выходит на рынок Москвы

Бутик-отель Becar Asset Management на Таганской в Москве будет работать под брендом Best Western Hotels & Resorts.
12.07
Проект

Leroy Merlin придет в ТРЦ «Гагаринский»

В ТРЦ «Гагаринский» в Москве откроется магазин «Леруа Мерлен» в формате «Городской».
12.07
Открытие

«Детский мир» пришел в Гусь-Хрустальный

ГК «Детский мир» открыла шестой магазин во Владимирской области.
12.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre