Коворкинг-пространство может стать альтернативой пустующим площадям в бизнес-центрах - к такому выводу пришли специалисты PM-Департамента Colliers International. По итогам первых трех месяцев 2016 г. количество обращений собственников бизнес-центров в управляющие компании о переформатировании пустующих площадей под коворкинг-центры увеличилось на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 15% по сравнению с четвертым кварталом 2015 г. Организация коворкинг-пространства является актуальным для всех типов и классов БЦ Москвы.
Площадь, достаточная для размещения одного арендатора, на которую сегодня есть спрос, начинается от 15 кв. м. Примерная площадь, которую собственники готовы отдать под развитие коворкинг-направления, колеблется, в зависимости от класса и размера бизнес-центра, от 100 кв. м до 2 500- 3 000 кв. м. Несмотря на наименьший процент вакантных площадей среди всех классов бизнес-центров, наиболее активно этот тренд развивается в офисных центрах С-класса, переделанных из промышленных зданий нетиповой архитектуры и обладающих неформатными пространствами.
«Хотя эта тенденция в наибольшей мере характерна для Москвы, но заявки на реорганизацию неформатных площадей поступают и из регионов. К примеру, не так давно мы узнали о намерении одного из региональных собственников осуществить реконцепцию пространства бывшего мартеновского цеха под бизнес-инкубатор площадью более 1 000 кв. м с коворкинг-центром, - отмечает Андрей Филиппов, руководитель по Facility Management PM-Департамента Colliers International. - Такие площадки одинаково хорошо подходят для деятельности малого бизнеса, проведения учебных семинаров, разовых мероприятий. Представители малого бизнеса ценят в нем доступность, гибкость, возможность использовать инфраструктуру бизнес-центра на временной основе, дополнительные сервисы».
Бизнес-центры класса А и Б+ с высокой долей вакантных площадей также стали ставить управляющим компаниям задачи по реорганизации пространства. Но в отличие от офисных центров С-класса, где объем площадей позволяет разрабатывать разные решения, тут основной акцент ставится не на конфигурации коворкинг-центра, а на дополнительном сервисе, необходимом для коворкинг-арендаторов. По словам Андрея Филиппова, с понижением класса зданий снижается уровень предоставляемого сервиса, но повышается доступность рабочего места. В офисах класса А есть много примеров, когда рабочие места сдаются «поштучно», при этом арендаторы делят общие переговорные, единый ресепшн, мини-кухни, зоны отдыха и прочие помещения общего назначения.
«Таким бизнес-центрам мы советуем не ограничиваться стандартным набором услуг, а идти дальше, чтобы быть более конкурентными - подчеркивает Андрей Филиппов. – Очевидно, что среди потенциальных арендаторов коворкинг-центров есть не только индивидуальные предприниматели, но и малые предприятия, имеющие штат от двух до пяти человек. Соответственно, бизнес-центры могли бы задуматься о том, чтобы помимо сдачи площадей в аренду оказывать услуги по профессиональному ассистированию малого бизнеса, например, открытие юридического адреса, сбор почтовой корреспонденции, возможно, минимальному юридическому и бухгалтерскому сопровождению. Это будет хорошей конкурентной альтернативой коворкинг-центрам в офисах С-класса, которые в основном экспериментируют с нарезкой площадей».
Относительно новым трендом является идея организации коворкинг-пространства под открытым небом. К таким рекомендациям управляющих компаний охотно прислушиваются бизнес-центры, имеющие внутренний двор или перестроенные из промзон и состоящие из множества малоэтажных корпусов, объединенные единым дворовым пространством. И хотя такие пространства могут полноценно работать только в летнее время, по мнению специалистов PM-Департамента Colliers International, потенциально это направление очень перспективно.
«Оно может включать в себя уже ставшие привычными lounge-зоны с гамаками, пляжными банкетками и лежаками, выставляемые в парках в летнее время. Но при этом оно имеет практически необозримый креативный потенциал и множество опций, которые невозможны в парках, - отмечает Андрей Филиппов. – При правильно организованной эксплуатации такие пространства могут существовать не только летом, но и в теплые месяцы межсезонья, если есть возможность оснастить дворовое пространство покрытием, обеспечить вентиляцию, отопление и крышу. Стоимость аренды таких мест может быть ниже обычной, что весьма актуально в наше время».
По мнению представителей PM-Департамента Colliers International, не существует никаких эксплуатационных ограничений для коворкинг-центров любой конфигурации. Должны быть соблюдены меры пожарной безопасности: выделены противопожарные коридоры, пути эвакуации, применены соответствующие материалы, смонтированы системы пожарной сигнализации, оповещения, пожаротушения и так далее. С арендаторами коворкинг-пространств также проводятся пожарные тренировочные эвакуации. При эксплуатации таких зданий применяются те же подходы и требования, что и при эксплуатации офисных объектов. Нет ограничений и с точки зрения этажности: если бизнес-центр имеет эксплуатируемую кровлю или террасы, они тоже могут работать как коворкинг-центр для малого бизнеса.
Наличие коворкинг-пространств разной степени сложности в течение трех ближайших лет может стать реальным и заметным трендом для офисных центров всех классов.