Коворкинги - новый тренд для офисных центров

Коворкинг-пространство может стать альтернативой пустующим площадям в бизнес-центрах - к такому выводу пришли специалисты PM-Департамента Colliers International. 
9194

Коворкинг-пространство может стать альтернативой пустующим площадям в бизнес-центрах - к такому выводу пришли специалисты PM-Департамента Colliers International. По итогам первых трех месяцев 2016 г. количество обращений собственников бизнес-центров в управляющие компании о переформатировании пустующих площадей под коворкинг-центры увеличилось на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 15% по сравнению с четвертым кварталом 2015 г. Организация коворкинг-пространства является актуальным для всех типов и классов БЦ Москвы.

Площадь, достаточная для размещения одного арендатора, на которую сегодня есть спрос, начинается от 15 кв. м. Примерная площадь, которую собственники готовы отдать под развитие коворкинг-направления, колеблется, в зависимости от класса и размера бизнес-центра, от 100 кв. м до 2 500- 3 000 кв. м. Несмотря на наименьший процент вакантных площадей среди всех классов бизнес-центров, наиболее активно этот тренд развивается в офисных центрах С-класса, переделанных из промышленных зданий нетиповой архитектуры и обладающих неформатными пространствами.

«Хотя эта тенденция в наибольшей мере характерна для Москвы, но заявки на реорганизацию неформатных площадей поступают и из регионов. К примеру, не так давно мы узнали о намерении одного из региональных собственников осуществить реконцепцию пространства бывшего мартеновского цеха под бизнес-инкубатор площадью более 1 000 кв. м с коворкинг-центром, - отмечает Андрей Филиппов, руководитель по Facility Management PM-Департамента Colliers International. - Такие площадки одинаково хорошо подходят для деятельности малого бизнеса, проведения учебных семинаров, разовых мероприятий. Представители малого бизнеса ценят в нем доступность, гибкость, возможность использовать инфраструктуру бизнес-центра на временной основе, дополнительные сервисы».

Бизнес-центры класса А и Б+ с высокой долей вакантных площадей также стали ставить управляющим компаниям задачи по реорганизации пространства. Но в отличие от офисных центров С-класса, где объем площадей позволяет разрабатывать разные решения, тут основной акцент ставится не на конфигурации коворкинг-центра, а на дополнительном сервисе, необходимом для коворкинг-арендаторов. По словам Андрея Филиппова, с понижением класса зданий снижается уровень предоставляемого сервиса, но повышается доступность рабочего места. В офисах класса А есть много примеров, когда рабочие места сдаются «поштучно», при этом арендаторы делят общие переговорные, единый ресепшн, мини-кухни, зоны отдыха и прочие помещения общего назначения.

«Таким бизнес-центрам мы советуем не ограничиваться стандартным набором услуг, а идти дальше, чтобы быть более конкурентными - подчеркивает Андрей Филиппов. – Очевидно, что среди потенциальных арендаторов коворкинг-центров есть не только индивидуальные предприниматели, но и малые предприятия, имеющие штат от двух до пяти человек. Соответственно, бизнес-центры могли бы задуматься о том, чтобы помимо сдачи площадей в аренду оказывать услуги по профессиональному ассистированию малого бизнеса, например, открытие юридического адреса, сбор почтовой корреспонденции, возможно, минимальному юридическому и бухгалтерскому сопровождению. Это будет хорошей конкурентной альтернативой коворкинг-центрам в офисах С-класса, которые в основном экспериментируют с нарезкой площадей».

Относительно новым трендом является идея организации коворкинг-пространства под открытым небом. К таким рекомендациям управляющих компаний охотно прислушиваются бизнес-центры, имеющие внутренний двор или перестроенные из промзон и состоящие из множества малоэтажных корпусов, объединенные единым дворовым пространством. И хотя такие пространства могут полноценно работать только в летнее время, по мнению специалистов PM-Департамента Colliers International, потенциально это направление очень перспективно.

«Оно может включать в себя уже ставшие привычными lounge-зоны с гамаками, пляжными банкетками и лежаками, выставляемые в парках в летнее время. Но при этом оно имеет практически необозримый креативный потенциал и множество опций, которые невозможны в парках, - отмечает Андрей Филиппов. – При правильно организованной эксплуатации такие пространства могут существовать не только летом, но и в теплые месяцы межсезонья, если есть возможность оснастить дворовое пространство покрытием, обеспечить вентиляцию, отопление и крышу. Стоимость аренды таких мест может быть ниже обычной, что весьма актуально в наше время».

По мнению представителей PM-Департамента Colliers International, не существует никаких эксплуатационных ограничений для коворкинг-центров любой конфигурации. Должны быть соблюдены меры пожарной безопасности: выделены противопожарные коридоры, пути эвакуации, применены соответствующие материалы, смонтированы системы пожарной сигнализации, оповещения, пожаротушения и так далее. С арендаторами коворкинг-пространств также проводятся пожарные тренировочные эвакуации. При эксплуатации таких зданий применяются те же подходы и требования, что и при эксплуатации офисных объектов. Нет ограничений и с точки зрения этажности: если бизнес-центр имеет эксплуатируемую кровлю или террасы, они тоже могут работать как коворкинг-центр для малого бизнеса.

Наличие коворкинг-пространств разной степени сложности в течение трех ближайших лет может стать реальным и заметным трендом для офисных центров всех классов.



Материалы по теме

Экспертный анализ

Коворкинги - офисы будущего?

Сегмент коворкингов постепенно становится полноправным игроком рынка недвижимости. Если еще недавно о нем говорили как о каком-то экзотическом, забавном, креативном, но несерьезном для крупного бизнеса формате, то уже сегодня такое снисходительное отношение представляется неуместным. 

12.05
Экспертный анализ

Почему коворкинги сегодня в моде?

По мнению специалистов компании Blackwood, одним из трендов текущего года на рынке офисной недвижимости Москвы станет развитие формата коворкинга.

25.03

На смену офисам придут коворкинги

Эксперты объединенной проектной группы RedLine считают, что в северной столице стоит ожидать увеличения числа коворкингов. При этом проекты с оригинальной концепцией и дизайном будут пользоваться наибольшей популярностью.

 

20.06

журнал CRE 7(441)

Июль
Вышел из печати CRE №7 (441) Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Читайте в номере: АКТУАЛЬНО Ушли в коммерцию: перейдут ли инвесторы из жилой недвижимости в коммерческую? Эксперты журнала ожидают возвращения интереса к коммерческой недвижимости у игроков рынка, однако подчеркивают, что процесс этот не будет слишком активным. ТЕМА НОМЕРА Это моя поляна: как укрупнение сегмента девелопмента влияет на отрасль и отдельные ее направления. УПРАВЛЕНИЕ ...

Популярное

Источник: Kanzler
Экспертный анализ

Кодовое слово: как менялся дресс-код на рынке недвижимости

Лето-2024 стало одним из самых жарких в истории наблюдений, и семь из десяти компаний Москвы и Подмосковья, по данным SuperJob, смягчили дресс-код. При этом, многие сотрудники российских бизнесов поддерживают соблюдение стандартов даже летом: 36% опрошенных «Авито» считают, что носить прозрачную одежду на работе категорически нельзя, 31% против ношения маек, кроп-топов и «вещей с оголённой талией», 29% — шорт, но только на мужчинах. Ещё 26% не радуют тапочки или сланцы коллег, 22% респондентов-женщин – глубокие декольте, и только 31% респондентов не раздражает ничего. Ведущие эксперты российского рынка недвижимости, ритейла, логистики и индустрии гостеприимства вспомнили для CRE, как менялся дресс-код в отрасли за тридцать лет, и поделились, что можно, а что нельзя в их офисах и вне офисов (но в рабочее время) сегодня.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
22.07
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (15-21 июля)

Готовящаяся сделка Radius Group и Ozon, новый крупный склад под Уфой, новости Accent Capital, O1 Properties и У Aspace, блины в красноярской «Планете», крупные складские сделки в Петербурге и Москве, ход работ в Stone Ленинский, а также новая статья из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке. 
21.07
Источник: SOK
Экспертный анализ

Наденьте это немедленно

38% сотрудников российских компаний всегда придерживаются правил дресс-кода, хотя он их и раздражает. 35% нарушали их, но очень редко, а 40% считают важным соблюдение дресс-кода в офисах в принципе. CRE продолжает серию летних публикаций о том, как менялся дресс-код на рынке недвижимости, в ритейле, логистике, индустрии гостеприимства и смежных сегментах.

Продолжение. Начало - здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
23.07
Источник: cre.ru
Проект

«Гранель» построит склад для Ozon

Ozon займет склад, который построит «Гранель» в Новой Москве.
 
22.07
Источник: Пресс-служба Business Club
Игроки рынка

Business Club построит премиальный БЦ на Ходынке

Business Club презентовал бизнес-центр нового формата.

24.07
Источник: Pridex
Открытие

Штаб-квартира «Уральской Стали» переехала на Пресню

Головной офис одного из лидеров металлургического рынка площадью 4 тыс. кв. м реализован компанией Pridex на территории бывшего лакокрасочного завода братьев Мамонтовых.
23.07
Источник: CRE
Открытие

YoBody Fitness пришел на ЗИЛ

Фитнес займет свыше 1 900 кв. м в ТРЦ ЗУМ. 
22.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre