Светлана Григорьева, директор по маркетингу Делового квартала Neopolis
Деловые кварталы – один из самых молодых форматов на рынке офисной недвижимости в России – чаще он встречается в европейских странах. Безусловно, деловой квартал имеет свои отличительные черты и особенности.
Основная отличительная особенность формата – компактная территория (5-10 га) с развитой инфраструктурой, которая, как правило, обслуживает не только арендаторов, но и жителей прилегающих районов. Поскольку деловые кварталы начали развиваться на территории Новой Москвы, они становятся своего рода центрами притяжения для новых жилых кварталов. Таким образом, деловые кварталы поддерживают политику децентрализации и загружают транспортную систему города.
Один из важнейших моментов – соблюдение баланса между широтой возможностей, которые девелопер готов предложить арендатору, и эффективной экономикой проекта.
Поскольку деловые кварталы расположены за городом и, как правило, обрастают жилым массивом, нередко они образуют собой профессиональные кластеры: крупная компания-арендатор притягивает более мелкие профильные организации.
Кроме того, деловой квартал предполагает более широкий диапазон возможностей для арендаторов с нестандартными потребностями: формат может предложить как многоуровневые площади, так и мансарды, а в случае надобности – необычные цокольные этажи. Вариативные возможности нарезки площадей (от 300 кв. м до 50 тыс. кв. м) – еще одна отличительная особенность формата – позволяют девелоперу улучшить экономику проекта, а арендатору получить именно то, что устраивает его на 100%.
Нельзя не отметить, что на развитие формата напрямую повлияли кризис и введение санкций. Деловые кварталы более привычны для западных компаний, чем для российских, а число первых резко сократилось. В настоящий момент девелоперы деловых кварталов испытывают определенные трудности с брокериджем. Однако Россия – страна с большой территорией, и очевидно, что по мере развития мегаполисов формат деловых кварталов будет все более востребован.