Технологии в современном мире делают бизнес-процессы более эффективными. С помощью приложения в смартфоне можно измерить пространство строящегося этажа, благодаря дополненной реальности – создать интерьер будущего дома. В настоящее время у рынка недвижимости появился еще один инструмент – квадрокоптеры, область применения которых становится шире с каждым днем. По мнению многих экспертов, данные девайсы способны поднять девелопмент на новый уровень. После развертывания площадок, дроны могут выполнять полеты по программе, по запросу или по сигналу с других дронов или датчиков, поскольку они становятся частью своеобразной сети. Такой подход позволяет повысить эффективность использования беспилотных летательных аппаратов.
1. Маркетинг: съемки с воздуха как инструмент продаж
Маркетологи первыми осознали потенциал летающих дронов для продаж недвижимости. С помощью фото- и видео-съемки можно создать масштабную картину стройки, которая формирует у клиента принципиально иной взгляд на объект и площадку. Панорамные снимки как нельзя лучше передают масштаб проекта, придают ему статусность, а видео с воздуха позволяет в динамике показать весь застраиваемый участок, создать панорамную картину ведущихся работ. И если подобные способы демонстрации влияют на решение покупателя косвенно, то есть еще один важный, напрямую продающий фактор – съемка с верхней точки демонстрирует вид, который откроется из окна будущей квартиры или офиса. Между тем, по оценкам экспертов, клиенты готовы переплачивать за nice view порядка 10%, а в сегменте элитной недвижимости – до 20% от стоимости покупки.
2. Инспекции жилищно-коммунального хозяйства
В крупных городах, где растет число высотных зданий, квадрокоптеры могут быть использованы для проверки состояния крыш, декоративных элементов зданий, вентиляционных шахт, антенн, словом, любых коммуникаций, при техосмотре которых не обойтись без подъема или присутствия промышленных альпинистов. С помощью изображения, передаваемого дроном, можно представить масштаб повреждений, оценить объем работ, заложить точную сумму расходов, отправить необходимое число сотрудников нужного профиля, снабдив их набором инструментов и деталей, требующихся для устранения неполадок.
3. Мониторинг строительных площадок
Аэросъемка строительной площадки – не только инструмент продаж. Она делает возможным целый комплекс опций, включая осуществление функций контроля. «Часто руководитель проекта находится в головном офисе, расположенном в нескольких километрах от строительной площадки, - говорит Роман Аблаев, генеральный директор «Хайтэк Девелопмент». - Его рабочее время в большой степени отведено административным процессам управления, согласования и т.д. В этом случае съемка с воздуха позволяет ему наблюдать за рабочим процессом в перерывах между появлениями на стройке. Кроме того, с помощью аэросъемки можно рассчитать объем целого ряда работ, например, вынимаемого грунта и материалов, требуемых для заполнения котлована».
4. Новые технологии строительства
Есть конструкции – малые архитектурные формы, арт-объекты, малоэтажные дома или хозяйственные постройки, - строительство которых может быть существенно облегчено и ускорено благодаря использованию квадрокоптеров. Грузоподъемность дронов достигает 10 кг, что позволяет машине поднять, например, блоки опалубки. Беспилотник можно запрограммировать на выполнение определенного алгоритма действий, в итоге ему станет вполне под силу построить стену. Такие эксперименты уже проводятся за рубежом. В частности, швейцарский архитектор Аммар Миржан использовал квадрокоптеры при реализации своих проектов.
5. Ассистент на строительной площадке
Если применение дронов-строителей пока находится на стадии апробации и тестирования, то перспективы квадрокоптеров в качестве ассистентов при строительных и отделочных работах очевидны уже сегодня. Экономия времени одного работника на таких, казалось бы, простых действиях, как поднятие ведра или кисти, в промышленных масштабах превращается в сотни трудо-часов, а значит, условных единиц инвестиций, которые можно сэкономить с помощью дронов.
6. Топографическая съемка
Застройка крупных участков, особенно на вновь осваиваемых территориях за границами городов, требует изучения местности. Ранее для этого вида работ использовались привычные средства наблюдения с воздуха – вертолеты, а также проводились полевые исследования. С помощью дрона можно значительно оптимизировать затраты на съемку, которая не будет требовать дорогостоящей аренды воздушной техники, а также получать необходимые данные в любой момент времени. Достаточно просто запустить дрон по заданному маршруту.
7. Дополненная реальность и визуализация планов
В ближайшем будущем дополненная реальность должна стать одним из важнейших инструментов многих бизнес-процессов. Более того, благодаря ей дизайнеры, архитекторы, девелоперы и инвесторы смогут визуализировать свои проекты в полную величину еще до начала стройки. Дрон можно запрограммировать таким образом, чтобы видеоизображение трансформировалось и передавалось зрителям уже с объемной панорамой будущего проекта в полную величину. Возможности такого способа демонстрации трудно переоценить, ведь теперь покупатель или инвестор смогут наглядно увидеть, во что они вкладывают средства.
8. Дроны для Building Information Modeling
Возможности дронов вдохновили разработчиков внедрить данные съемок беспилотников в программы для проектирования. Одни из лидеров рынка программного обеспечения BIM, компании Autodesk и TraceAir, объявили о своей готовности применять квадрокоптеры для оптимизации контроля качества и стоимости строительства. Данные, полученные при воздушной съемке, позволяют создать информационную модель, увидеть и спрогнозировать нарушения или недочеты проекта, предотвратить лишние затраты или превышение сроков. В частности, уже сегодня видео-данные можно загружать в целой линейке продуктов Autodesk: Infraworks, Navisworks, Civil 3D, Revit, ReCap и других.
9. Недостижимые высоты рекламы и маркетинга
Аэросъемку с помощью дронов как один из инструментов маркетинга начали использовать совсем недавно, но за какие-то пару лет съемка с воздуха уже успела прочно занять свое место в рекламном бизнесе. Выложенное в сеть видео с элементами аэросъемки получает значительно больший охват, чем другие публикации, растет виральный охват (то есть видео само распространяется по сети). Съемка любой рекламной продукции, связанной с проектом, становится гораздо проще и бюджетнее, а рекламный контент – более качественным, динамичным и эффектным. Самое главное, что панорамный ролик может продемонстрировать плюсы окружающего района, расположения объекта и многое другое, оказав влияние на выбор покупателя и качественно отстроив объект от конкурента. Специалисты компании Cisco, мирового лидера в области информационных технологий, уверены, что уже к 2020 г. 79% трафика будет приходиться на видео, а согласно статистике Locowise, SocialBakers и ряда других компаний, видео-публикации в социальных сетях получают больше органического охвата, чем другие виды публикаций.
10. Контроль самовольного строительства
Съемка с квадрокоптера может служить источником данных о несогласованных стройках на больших, удаленных территориях. Такой эксперимент проводился в Подмосковье в 2014 г. с целью предоставить контролирующим органам оперативную информацию о самовольных стройках, организации платных автостоянок и так далее. Таким образом, дрон может встать не только на службу бизнеса, но и государства.
«Такой широкий спектр применения дронов в строительстве не оставляет сомнений – с годами технология будет только развиваться и внедряться в обыденность проектировщиков, строителей и девелоперов, - считает Даниил Катриченко, технический директор проектной организации ГЕНПРОЕКТ. - Использование новой технологии исключает множество человеческих ошибок и решает проблемы безопасности в строительстве, - все это сулит изменения будущего индустрии».
По словам Евгения Киряева, генерального директора «Трест№7», в Санкт-Петербурге NAI Becar является одной из первых компаний, которая начала использовать дроны. Компания стала уделять больше времени производству уникального мультимедиа контента, а главное – видео-продукции. Решение о создании нового направления было принято исходя из общих трендов развития маркетинга и интернета. В рамках задачи по продвижению объектов компании и повышения узнаваемости брендов аэросъемка приходится как нельзя кстати. Показательные примеры использования дронов в рекламе – это экологический фестиваль на базе торгового центра «Смайл» в Санкт-Петербурге, клиентское мероприятие в ТК «Питер», Чебоксары». В планах компании развивать это направление и использовать его на строительных площадках. Конечно, съемка дроном – не универсальное средство для повышения продаж, но порой для принятия решения нужно просто увидеть все с нового угла, и с этим аэросъемка справляется на отлично».