Рынок ритейла: смещение акцентов и новые стратегии

Покупатели уходят в магазины «у дома», расширение сети ритейлерами достигает критической массы, результаты ритейлеров в I полугодии оказались выше ожиданий рынка, но положительная динамика может не сохраниться

6185

Покупатели уходят в магазины «у дома», расширение сети ритейлерами достигает критической массы, результаты ритейлеров в I полугодии оказались выше ожиданий рынка, но положительная динамика может не сохраниться.

В первом полугодии 2016 г. рынок розничной торговли демонстрировал значительно более низкую динамику, нежели аналогичный период 2015 г. По данным Росстат, оборот розничной торговли в I полугодии 2016 г. упал на 5,7 п.п. по отношению к соответствующему периоду прошлого года. На это, несомненно, повлиял рост потребительских цен: за I полугодие 2016 г. по отношению к I полугодию 2015-го индекс потребительских цен вырос на 7,8 п.п. Причем во IIквартале 2016 г. рост цен замедлился по сравнению с Iкварталом 2016 г.

Если принять во внимание общую динамику потребительских цен с 2014 г. по настоящий момент, мы увидим, что постепенное восстановление рынка началось еще в Iквартале 2016 г. В феврале 2016 г. произошел перелом динамики к нисходящей – индекс цен упал с показателя 101,0% до 100,6% в феврале и 100,5% - в марте. Ключевым стабильным периодом явился апрель, май, июнь 2016 г., когда инфляция сохранялась на одном уровне – 7,3%, и, соответственно, индексы потребительских цен по отношению к апрелю, маю и июню 2015 г. оставались на едином уровне в 100,4%. Если проследить данную динамику, мы получим следующее: после резкого подъема потребительских цен в январе 2015 г. данный показатель демонстрировал зеркально резкое падение в I полугодии 2015 г., а во втором квартале началось плавное повышение цен в пределах 1 п.п. I квартал 2016 г. демонстрировал очень слабую, но все же нисходящую динамику, после чего следовал период абсолютной стабильности во II квартале 2016 г. 

 «Мы наблюдали период стабильности на рынке во II квартале, к концу которого ЦБ снизил ключевую ставку до 10,5% годовых. Затем мы наблюдали рост инфляции в июне с 7,3% до 7,5%, который, однако, не был связан с рынком розничной торговли, но с повышением тарифов ЖКХ. Сезонное снижение цен на плодоовощную продукцию выступает сдерживающим фактором роста цен, и недельная инфляция в июле стабильно удерживалась на уровне 0,1%. Учитывая данные факторы, мы ожидаем медленную нисходящую динамику потребительских цен в будущем, однако дальнейшее развитие ситуации на рынке будет во многом зависеть от действий регулятора», - подчеркнул главный аналитик Экспертной Группы Investpoint Александр Вебер.

Непродовольственные сети: расширение сети VS расширение категорий товаров

Эльдорадо VS М.Видео

В I полугодии 2016 г. продажи  сети «Эльдорадо» выросли на 25%, составив 59 млрд руб., продажи «М.Видео» за аналогичный период продемонстрировали более низкие темпы роста - 19% - и составили 98,6 млрд руб. Сопоставимые продажи обоих ритейлеров выросли на 20%, но по темпам прироста онлайн-продаж «Эльдорадо» значительно обошел своего главного конкурента -  56% роста у «Эльдорадо» против 34% у «М.Видео».

 «Эльдорадо» продолжает расширять сеть торговых точек, общее количество которой насчитывает 412 точек продаж, и плавно расширяет линейку товаров, становясь мультикатегориальным ритейлером. «М.Видео» увеличила свою сеть за счет 6 новых торговых точек, продолжая следовать классической стратегии расширения. Общее число точек продаж «М.Видео» составило 382.

«Следует отметить, что «М.Видео» расширила свою сеть незначительно, поскольку рынок сегодня не позволяет экстенсивного расширения при сохранении рентабельности. Из-за регулярного снижения покупательной способности населения на рынке ритейла наметился тренд перераспределения акцентов. Продуктовые ритейлеры делают ставку на магазины «у дома», крупные гипермаркеты, долгое время доминирующие на рынке, очень медленно, но все же теряют свои позиции. Недостатки формата крупного гипермаркета сегодня становятся более явными, в связи с чем образуются новые ниши на рынке. Специалисты «Эльдорадо», очевидно, сумели выявить данное смещение акцентов рынка и поэтому начинают внедрять концепцию мультикатегорийности. Формат гипермаркетов в ближайшие годы сохранит свою популярность, но образовавшиеся ниши на рынке также будут развиваться, поэтому от многих непродуктовых ритейлов, в том числе и «М.Видео», можно ожидать определенного копирования стратегии сети «Эльдорадо» - постепенного расширения формата мультиканальных продаж», - подчеркнул Александр Вебер.

Продуктовый ритейл – покупатели уходят в магазины «у дома», а ритейлеры расширяют сети

«Ашан»

В I  полугодии 2016 г. S&P снизил рейтинг «Ашан» с «A-» до «BBB+» в силу убытков, полученных на европейских рынках. Из отчетности холдинга за 2015 г. следует, что 19.4% выручки «Ашана» приходится на Центральную и Восточную Европу, а общая выручка за 2015 г. составляет 54.2 миллиарда. По оценкам Экспертной Группы Investpoint, выручка «Ашан» в 2015 г. в России составила порядка 492 млрд руб. Показатель EBITDA всего Холдинга на конец 2015 г. вырос на 2,7% до 2,683 млрд евро.

Основной прирост выручки сети «Ашан» в России был осуществлен за счет открытия новых точек продаж.

Снижение эффективности Холдинга на ключевом европейском рынке осуществляет давление на сеть и негативным образом скажется на производительности на других рынках. В силу неблагоприятной макроэкономической ситуации на европейских рынках, а также более ярко выраженной тенденции ухода покупателя в магазины «у дома» «Ашан» будет вынужден сделать больший акцент на рынках центральной и восточной Европы, особенно в России, а также в Азии.

Позиции «Ашан» в целом остаются очень сильными, особенно на российском рынке, где, в отличие от многих европейских стран, сеть продолжает свое расширение (на 33 торговые точки). Тенденция ухода клиента в магазины «у дома» на российском рынке стала довольно значимой, однако пока не столь ярко выражена, как на европейском рынке, поскольку в России данный тренд появился совершенно недавно. Поэтому формат больших гипермаркетов все еще очень успешно работает в России, особенно в крупных городах. К концу года аналитики ожидают ухудшения показателей холдинга «Ашан» по отношению к 2015 г., однако не исключают улучшения показателей во втором полугодии 2017 г.  

X5 Retail Group

Выручка X5 Retail Group в I полугодии 2016 г. по сравнению с показателем за аналогичный период предыдущего года выросла на 26,2% и составила 480,3 млрд руб. Сопоставимые продажи также продемонстрировали рост в 6,3%. Поскольку по объему выручки X5 отстает от сети «Магнит», Группа применяет стратегию активной экспансии на рынке: по сообщениям X5 Retail Group, в 1 квартале 2016 г. торговые площади Группы выросли на 31% (332 новых магазина), что привело к падению рентабельности EBITDA до 7,1%. Во втором квартале сеть X5 расширилась еще на 539 магазинов. Также X5 делает ставку на собственные магазины «у дома», следуя за трендом роста популярности данного сегмента.

«Магнит»

Выручка сети «Магнит» I полугодии 2016 г. по сравнению с показателем за аналогичный период предыдущего года выросла на 14,67% до 519,45 млрд руб., показатель EBITDA вырос до 51 598,98 млн. руб. (48 627,66 млн. руб. в I квартале 2015 г.), а рентабельность EBITDA за 1 полугодие 2016 г. составила 9,89%, снизившись на 0,8%. При этом чистая прибыль Компании незначительно выросла до 26 105,37 млн руб. (25 265,66 млн руб. в I полугодии 2015 г.) По итогам I полугодия 2016 г. «Магнит» расширил собственную сеть на 799 торговых точек, 308 из которых являются магазинами по типу «у дома». В целом результаты «Магнита» оказались выше рыночных ожиданий, однако объявленный компанией рестайлинг магазинов «у дома» говорит о будущих существенных вложениях сети в данную процедуру, что, несомненно, скажется на чистой прибыли сети и ее EBITDAmargin.  

«Крупные ритейлеры продолжают применять тактику расширения сети, несмотря на ухудшение показателей EBITDA margin и ожидаемых будущих замедлений роста выручки. В краткосрочной перспективе ритейлеры демонстрируют положительные результаты, однако слишком активное наращивание сети на рынке, который показал лишь первые слабые признаки восстановления, может привести к значительному падению показателя рентабельности EBITDA компаний и определенному снижению общей рентабельности. Очевидно, что ритейлеры сделали ставку на формат магазина «у дома», поскольку покупательная способность населения остается на достаточно низком уровне при все еще значительных рисках роста инфляции», - отметил Александр Вебер.

 



Материалы по теме

Экспертный анализ

Стрит-ритейл Петербурга: инвесторы предпочитают новостройки

По оценке экспертов группы компаний E3 Group, 75% начинающих инвесторов в сегменте стрит-ритейла предпочитают вкладывать средства в коммерческие помещения в новостройках. 
03.08
Экспертный анализ

Как массовый отзыв банковских лицензий повлиял на стрит-ритейл Москвы?

В результате регулирования деятельности банковских организаций со стороны Банка России за почти полтора года (1 января 2015 г. – 1 июня 2016 г.) в Москве было закрыто 517 банковских помещений в сегменте стрит-ритейла, что составляет 17% от общего количества, или каждое шестое отделение.
28.07
Экспертный анализ

Крупнейшие ритейлеры России даже в кризис - на коне

Согласно результатам нового исследования «Торговые сети на волне изменений спроса» от CBRE, операторы сегментов эконом и масс-маркет наиболее активны в развитии своих сетей: 65% планируемых открытий магазинов заявлено именно этими сетями.
01.07

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12
Источник: Пресс-служба Pridex
Назначения

Двойное усиление: Pridex Spaces укрепляет команду

Компания объявляет сразу о двух ключевых назначениях.
 
19.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre