Российским миллионникам не хватает торговых центров

По итогам I полугодия 2016 г. лидером среди российских городов-миллионников (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) по обеспеченности торговыми площадями стал Екатеринбург с показателем 624 кв. м на 1 000 человек, сместив на 2-е место Самару с показателем 567 кв. м на 1 000 человек.
7164

По итогам I полугодия 2016 г. лидером среди российских городов-миллионников (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) по обеспеченности торговыми площадями стал Екатеринбург с показателем 624 кв. м на 1 000 человек, сместив на 2-е место Самару с показателем 567 кв. м на 1 000 человек. 3-е место занимает Нижний Новгород (544 кв. м). Наименее обеспеченным торговыми площадями среди российских городов-миллионников является Пермь (168 кв. кв. м). При этом в европейских столицах, сопоставимых с российскими региональными городами-миллионниками по численности населения, средний показатель обеспеченности в 1,2 выше. На текущий момент практически во всех крупных городах в России есть потенциал для дальнейшего развития рынка торговой недвижимости и ввода еще как минимум одного крупноформатного либо нескольких окружных ТРЦ. Однако сдерживающим фактором для достижения европейских показателей в российских городах является меньшая платежеспособность населения, а также неустойчивый экономический фон, следует из отчета Colliers International.

В I полугодии 2016 г. международные и российские бренды сохранили интерес к точечному развитию в региональных городах России - некоторые из них решили запустить свои первые магазины в новых для себя регионах. Наиболее знаковыми примерами таких открытий в сегменте fashion стали Podium Market в Краснодаре, Henderson в Минеральных Водах, Dior в Нижнем Новгороде. Кроме того, в ближайшее время ожидается открытие магазинов группы Inditex в Иркутске и Курске. Тем не менее Москва и Санкт-Петербург остаются для большинства ритейлеров приоритетными городами для открытия новых магазинов.

Сети, работающие в сегменте «средний минус», интенсивнее всех осуществляют региональную экспансию. Помимо продуктовых дискаунтеров, свои планы по дальнейшей экспансии озвучили такие fashion-операторы, как Sela (открытие 50 магазинов до конца года), Familia (удвоение сети до конца 2018 г.), а также Gloria Jeans, Baon, Zenden и другие.

Что касается остальных сегментов, то лидерами с точки зрения экспансии остаются «М.Видео», планирующий открытие в текущем году 20 магазинов, DIY «Леруа Мерлен», который намерен открыть до 17 новых гипермаркетов до конца года по всей России, и Decathlon, активно рассматривающий площадки в региональных городах.

В сфере девелопмента некоторые ключевые игроки также сохраняют интерес к крупным российским городам для реализации новых проектов даже в условиях кризиса. В частности, компания «ИКЕА» продолжает поиск площадок в миллионниках, где пока не представлены торговые центры «МЕГА» (Пермь, Челябинск, Красноярск и Воронеж), а компания «Макси Девелопмент» ведет активное строительство своих ТРЦ в городах с населением 300–500 тыс. человек, открытие которых ожидается в ближайшее время.

В целом по итогам первого полугодия 2016 г. общее предложение торговых площадей в качественных ТЦ России составило 24,7 млн кв. м, из которых 63% приходится на региональные города без учета Москвы и Санкт-Петербурга. В первом полугодии в России было открыто 16 торговых центров совокупной площадью 528 тыс. кв. м. Крупнейшими открытиями полугодия стали 1-я очередь ТРЦ «МегаГРИНН» в Курске, «Седанка Сити» во Владивостоке, 2-я очередь «ЮграМолл» в Нижневартовске, «Италмас» в Ижевске.

До конца 2016 г. в России заявлено к вводу еще порядка 1,6 млн кв. м качественных торговых площадей, однако, по экспертным оценкам, около 30-40% из них могут быть перенесены на более поздний срок. Всего в настоящее время в России 45% из почти 5 млн кв. м качественных торговых площадей, находящихся на разной стадии строительства, являются замороженными на неопределенный срок.

Анна Никандрова, партнер Colliers International в России, отмечает: «Позитивным трендом ближайших лет станет экспансия сетевых ритейлеров в регионы, долгое время остававшиеся без внимания профессиональных ритейл-игроков в силу своей географической удаленности или политико-экономических аспектов, как, например, Приморский край или Кавказ. Однако стоит отметить, что в целом по России столь же активной экспансии ритейлеров, которую мы наблюдали до кризиса 2014 г., в ближайшие несколько лет ожидать не стоит: сетевые операторы будут выходить в регионы точечно, отдавая приоритет лучшим проектам ТРЦ».

 



иГРОКИ РЫНКА

Nikoliers

Никандрова Анна

Консалтинг и брокеридж

Nikoliers

Материалы по теме

Рейтинг

О методике ранжирования ТЦ – на примере Тюмени

Специалисты компании RRG применили авторскую методику ранжирования торговых центров на тюменском рынке.
16.08
Рейтинг

Рынок торговой недвижимости в регионах остается активным

Хотя доля населения в 14 городах-миллионниках (исключая Москву) составляет всего 14% (20,4 млн чел.) от общей численности населения России, здесь сконцентрировано 38% (7 млн кв. м) торговых площадей от общего стока. 
23.05

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (9-15 декабря)

Первый арендатор в новом проекте Instone Development, ключевые назначения в IPG.Estate и Remain, новый регион для Azimut Hotels, продажа БЦ в «Московском шелке» и Art Plaza, а также ТЦ «Ярославский вернисаж», и новый материал из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю. 
15.12
Источник: Риотэкс
Сделка

В БЦ «РТС «Партизанская» больше нет площадей

Компания Риотэкс в ноябре и декабре заключила сделки аренды совокупной площадью более 2 000 кв. м, что позволило довести заполняемость офисного центра до 100%.
16.12
Источник: CRE
События

CRE X-MAS: Итоги 2024 и ожидания 2025

В офисах, складах и даже торговых центрах рекордно низкая вакантность, инвестиционные сделки перевалили за триллион, недвижимость дорожает вместе с себестоимостью строительства и управлением, системные арендаторы идут покупать, а системные арендодатели продавать, девелоперы обещают много строить, а ЦБ обещает заградительную ставку еще на пару лет - это и многое другое обсудили лидеры рынка коммерческой недвижимости на итоговом мероприятии CRE X-mas 2025.
15.12
Источник: Accent Capital
Сделка

Accent Capital продал СК «А-Терминал»

Мультитемпературный склад площадью 55 600 кв. м находился в управлении компании с 2009 года. Теперь он перешел к другому институциональному инвестору. Консультантом сделки выступила компания CORE.XP. Сумма сделки не разглашается.
17.12
Источник: MR Group
Проект

MR Group добралась до крыши штаб-квартиры Яндекса

В настоящее время на финальную стадию вышли строительные работы по наружным сетям и внутренней отделке подземной части и инженерных помещений. Ведется устройство фасадов и кровли, монтаж внутренних инженерных систем и лифтов. 
16.12
Источник: CRE
Открытие

«Термолэнд» открылся у Речного вокзала

Площадь нового проекта от ГК «Основа» составила 5 000 кв. м. Он расположен на Ленинградском шоссе рядом с парком Северного речного вокзала.
16.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Камень точит: «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом

Несмотря на жёсткую денежно-кредитную политику государства, кратный рост e-commerce с переходом даже импульсных покупок в онлайн, очевидно неравноценные конкурентные условия у традиционных магазинов и маркетплейсов, инфляцию, рост курса валют, усложнявшуюся и дорожавшую логистику и кадровый голод, «каменная розница» впервые с 2020-го заканчивает год с оптимизмом. Сложности и заградительная стоимость поездок в другие страны и по России, дефицит доступного досугового предложения даже в Москве и Петербурге сделали то, что у ритейлеров не получалось все четыре года после пандемии коронавируса и событий-2022: в «каменную розницу» возвращались самые интересные для них покупатели – «атмосферные», с высоким средним чеком, но и высокими же требованиями к сервису и качеству клиентского опыта.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre