Российским миллионникам не хватает торговых центров

По итогам I полугодия 2016 г. лидером среди российских городов-миллионников (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) по обеспеченности торговыми площадями стал Екатеринбург с показателем 624 кв. м на 1 000 человек, сместив на 2-е место Самару с показателем 567 кв. м на 1 000 человек.

По итогам I полугодия 2016 г. лидером среди российских городов-миллионников (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) по обеспеченности торговыми площадями стал Екатеринбург с показателем 624 кв. м на 1 000 человек, сместив на 2-е место Самару с показателем 567 кв. м на 1 000 человек. 3-е место занимает Нижний Новгород (544 кв. м). Наименее обеспеченным торговыми площадями среди российских городов-миллионников является Пермь (168 кв. кв. м). При этом в европейских столицах, сопоставимых с российскими региональными городами-миллионниками по численности населения, средний показатель обеспеченности в 1,2 выше. На текущий момент практически во всех крупных городах в России есть потенциал для дальнейшего развития рынка торговой недвижимости и ввода еще как минимум одного крупноформатного либо нескольких окружных ТРЦ. Однако сдерживающим фактором для достижения европейских показателей в российских городах является меньшая платежеспособность населения, а также неустойчивый экономический фон, следует из отчета Colliers International.

В I полугодии 2016 г. международные и российские бренды сохранили интерес к точечному развитию в региональных городах России - некоторые из них решили запустить свои первые магазины в новых для себя регионах. Наиболее знаковыми примерами таких открытий в сегменте fashion стали Podium Market в Краснодаре, Henderson в Минеральных Водах, Dior в Нижнем Новгороде. Кроме того, в ближайшее время ожидается открытие магазинов группы Inditex в Иркутске и Курске. Тем не менее Москва и Санкт-Петербург остаются для большинства ритейлеров приоритетными городами для открытия новых магазинов.

Сети, работающие в сегменте «средний минус», интенсивнее всех осуществляют региональную экспансию. Помимо продуктовых дискаунтеров, свои планы по дальнейшей экспансии озвучили такие fashion-операторы, как Sela (открытие 50 магазинов до конца года), Familia (удвоение сети до конца 2018 г.), а также Gloria Jeans, Baon, Zenden и другие.

Что касается остальных сегментов, то лидерами с точки зрения экспансии остаются «М.Видео», планирующий открытие в текущем году 20 магазинов, DIY «Леруа Мерлен», который намерен открыть до 17 новых гипермаркетов до конца года по всей России, и Decathlon, активно рассматривающий площадки в региональных городах.

В сфере девелопмента некоторые ключевые игроки также сохраняют интерес к крупным российским городам для реализации новых проектов даже в условиях кризиса. В частности, компания «ИКЕА» продолжает поиск площадок в миллионниках, где пока не представлены торговые центры «МЕГА» (Пермь, Челябинск, Красноярск и Воронеж), а компания «Макси Девелопмент» ведет активное строительство своих ТРЦ в городах с населением 300–500 тыс. человек, открытие которых ожидается в ближайшее время.

В целом по итогам первого полугодия 2016 г. общее предложение торговых площадей в качественных ТЦ России составило 24,7 млн кв. м, из которых 63% приходится на региональные города без учета Москвы и Санкт-Петербурга. В первом полугодии в России было открыто 16 торговых центров совокупной площадью 528 тыс. кв. м. Крупнейшими открытиями полугодия стали 1-я очередь ТРЦ «МегаГРИНН» в Курске, «Седанка Сити» во Владивостоке, 2-я очередь «ЮграМолл» в Нижневартовске, «Италмас» в Ижевске.

До конца 2016 г. в России заявлено к вводу еще порядка 1,6 млн кв. м качественных торговых площадей, однако, по экспертным оценкам, около 30-40% из них могут быть перенесены на более поздний срок. Всего в настоящее время в России 45% из почти 5 млн кв. м качественных торговых площадей, находящихся на разной стадии строительства, являются замороженными на неопределенный срок.

Анна Никандрова, партнер Colliers International в России, отмечает: «Позитивным трендом ближайших лет станет экспансия сетевых ритейлеров в регионы, долгое время остававшиеся без внимания профессиональных ритейл-игроков в силу своей географической удаленности или политико-экономических аспектов, как, например, Приморский край или Кавказ. Однако стоит отметить, что в целом по России столь же активной экспансии ритейлеров, которую мы наблюдали до кризиса 2014 г., в ближайшие несколько лет ожидать не стоит: сетевые операторы будут выходить в регионы точечно, отдавая приоритет лучшим проектам ТРЦ».

 



иГРОКИ РЫНКА

Colliers International

Никандрова Анна

Консалтинг и брокеридж

Colliers International

Материалы по теме

Рейтинг

О методике ранжирования ТЦ – на примере Тюмени

Специалисты компании RRG применили авторскую методику ранжирования торговых центров на тюменском рынке.
16.08
Рейтинг

Рынок торговой недвижимости в регионах остается активным

Хотя доля населения в 14 городах-миллионниках (исключая Москву) составляет всего 14% (20,4 млн чел.) от общей численности населения России, здесь сконцентрировано 38% (7 млн кв. м) торговых площадей от общего стока. 
23.05

журнал CRE 19 (355)

1-15.11.2019
Стрит-ритейл Москвы  В III квартале 2019 года активная экспансия заведений общепита представляла форматы ресторанов и кафе – на них суммарно пришлось 50 % от общего числа открытий в ЦАО. Злата «Прага» На месте знакового для пяти поколений москвичей ресторана «Прага» откроются фуд-холл, сувенирные магазины и кластер объектов формата edutainment.  Возраст дожития: как «правило ре» спасает торговые центры По данным Cushman &...

Популярное

В мире

Apple и Facebook потянуло на строительство

С начала года технологические компании объявили о намерении инвестировать $5 млрд в строительство доступного жилья в США.
08.11
Игроки рынка

Huawei купит «Новоспасский»?

Huawei может выкупить деловой квартал «Новоспасский».
07.11
Переговоры

Hines продает БЦ в центре Москвы

Фонд Hines может продать бизнес-центр на Гоголевском бульваре в центре Москвы, а также вновь ведет переговоры о продаже складского комплекса в Долгопрудном в Московской области.
07.11
Проект

АФК «Система» начала обновление гостиницы «Космос»

Гостиница, которая находится под управлением Cosmos Hotel Group, будет полностью модернизирована до 2023 года.
06.11
Проект

«Вкусвилл» и экс-владелец «Кофе Хауз» создали «Вкускофе»

В качестве видов деятельности новой компании указаны ресторанный бизнес, производство готовых блюд, продуктов и напитков.
07.11
Конфликт

«Траст» хочет получить ТРЦ «Ривьера»

«Траст» хочет получить ТРЦ «Ривьера», который находится в залоге у банка, в счет урегулирования долга в 42 млрд рублей.
06.11
Технологии будущего

«Балтика» установила автоматы по разливу пива в «Дикси» и «Перекрестке»

Пивоваренная компания «Балтика» запустила новый формат торговли и начала устанавливать в сетях «Перекресток» и «Дикси» автоматы с системой разлива пива.
06.11

подпишись НА эксклюзивные новости cre