О возрастающей роли ИП, новом формате якорей и других антикризисных трендах в торговой недвижимости

Дмитрий Пьявкин, консультант департамента стратегического консалтинга RealJet

5222

Дмитрий Пьявкин, консультант департамента стратегического консалтинга RealJet

В последнее время на рынке торговой недвижимости все чаще проявляет себя несколько относительно новых тенденций,  связанных с диверсификацией девелоперами рисков незаполнения пустующих площадей в ТЦ.

Ни для кого не секрет, что рынок торговой недвижимости сегодня прогнулся достаточно сильно — как с  точки зрения ставок аренды, так и с точки зрения получения других нематериальных преференций торговыми операторами. Девелоперы, понимая, что они теряют больше на пустующих площадях, чем на заполненных даже по самой минимальной ставке, предпочитают, конечно, второе, и охотнее идут на компромиссы.

Но как бы то ни было, в кризис сетевые ритейлеры становятся все менее «поворотливыми» в плане принятия решения о входе в тот или иной торговый проект. Уступки девелоперов не всегда способны мотивировать сетевика «расти и развиваться». Поэтому сегодня более активную роль в торговых центрах начинают играть индивидуальные предприниматели. В кризис они выглядят более гибкими и уверенными, чем сетевые ритейлеры. Связывать это можно с несколькими объективными причинами. Во-первых, им проще принимать решения — у них нет головного офиса, с которым нужно согласовывать каждый шаг. Кроме того, они более свободны в  оптимизации  затрат: они сами ездят на производство, делают закупки, обзванивают клиентов, оперативно предоставляют скидки. Поэтому активное развитие ИП в ТЦ можно считать трендом и неким антикризисным решением для девелопера - ИП платят на 30% больше, чем крупные сети. Поэтому для девелопера это может быть отчасти палочкой-выручалочкой, способной компенсировать потери от сетевиков. 

Еще одним трендом, связанным с переформатированием торговли внутри ТЦ, можно считать видоизменение формата и специфики «трафикогенерирующих» ритейлеров. Их становится больше, они уменьшаются в размерах и сообща выполняют функцию привлечения потребителей в ТЦ. Компания RealJetи по своим торговым центрам наблюдает эту очевидную тенденцию, когда распространенной практикой становится появление своего «якоря» абсолютно на каждом этаже в ТЦ: продуктового супермаркета — на первом; fashion- или спортивного ритейлера — на втором, оператора детских товаров или зоны развлечений — на третьем. Необходимость привлечения нескольких трафикообразующих операторов  в проект можно связывать с ослабевающей ролью якорей в целом. Поэтому, действуя сообща — в разных форматах, с разными категориями товаров, - можно получить нужное количество посетителей на объекте.

Также сегодня девелоперы активнее привлекают в проекты нестандартных операторов, которых раньше было сложно встретить в ТЦ — вроде городских многофункциональных центров или офисов продаж завтройщиков жилой недвижимости. Другими словами, функции ТЦ сегодня расширяются - это и диверсификация для девелоперов, и определенный запрос от целевой аудитории, которая в одном месте хочет получить все и даже больше.

Меняется и специфика взаимоотношений девелопера и арендатора с точки зрения финансовых условий. Все чаще компании понимают, что важно сотрудничать не только в ценовом русле. Пришло время искать точки соприкосновения и в других плоскостях. Например, сегодня довольно распространена ситуация, при которой собственник уже не зарабатывает на рекламе, а «безвозмездно, то есть даром»  помогает арендаторам в поиске своих потенциальных покупателей. Также существуют прецеденты, когда девелопер предлагает якорю или мини-якорю существенный дисконт в обмен на не самую лучшую локацию в торговом центре. Таким образом, якорь генерирует трафик в не самые проходные зоны, в то время как девелопер получает еще одну активную зону в ТЦ. Вариантов неценового сотрудничества может быть много.

Немотря на то, что ситуация в экономике по-прежнему оставляет желать лучшего, а Минэкономики прогнозирует сокращение оборота розничной торговли в России по итогам 2016 г. на 2,7% по сравнению с прошлым годом, сегодня мы фиксируем некоторое оживление ситуации. Если на протяжении последних двух лет ощущалась давящая стагнация, застой, все развивалось тяжело и небыстро, особенно у фэшн-операторов, в последние буквально 2 месяца мы фиксируем возрастание интереса ритейлеров к торговым проектам, причем даже по нетоповым проектам, расположенным не в центре. Ритейлеры приободрились - возможно, в том числе, не последнюю роль здесь играет лояльность девелоперов к ритейлерам, их гибкость и способность идти на компромиссы.

 



Материалы по теме

Исследования рынка

Рынок ритейла: смещение акцентов и новые стратегии

Покупатели уходят в магазины «у дома», расширение сети ритейлерами достигает критической массы, результаты ритейлеров в I полугодии оказались выше ожиданий рынка, но положительная динамика может не сохраниться

10.08
Экспертный анализ

Крупнейшие ритейлеры России даже в кризис - на коне

Согласно результатам нового исследования «Торговые сети на волне изменений спроса» от CBRE, операторы сегментов эконом и масс-маркет наиболее активны в развитии своих сетей: 65% планируемых открытий магазинов заявлено именно этими сетями.
01.07
Экспертный анализ

Как «несезонный» Киберпонедельник помог ритейлерам подхлестнуть спрос

30 мая 2016 г. состоялся первый майский Киберпонедельник. Участие в нем приняли М.Видео, Связной, 220 Вольт, Юлмарт, Lamoda, KupiVip, Ozon, MediaMarkt, Quelle, Sony Centre, Спортмастер, Эльдорадо, Petshop, Бронницкий Ювелир, ВелоДрайв, Эрмитажный магазин, MoneyMan, Тинькофф Страхование, Holodilnik.ru, Qlean, Pleer.ru и др.
02.06

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (7-13 апреля)

«Июнь» выставлен на продажу, у CORE.XP новое подразделение и новый объект в управлении, склады сертифицируются по эко-стандартам и сдаются в аренду, 12 Storeez переселяется в новый офис, а Сергей Гордеев постепенно выходит из капитала ГК ПИК.
13.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: Пресс-служба «Кристалл»
Проект

В Хосте откроют санаторий «Кристалл»

В Сочи впервые за 25 лет открывается новый санаторий «Кристалл», построенный с нуля.
 
15.04
Источник: Union Brokers
Сделка

Для 3PL-провайдера нашли склад в Воронеже

Консультантом сделки по аренде 15 000 кв. м мультитемпературного склада выступила компания Union Brokers.
14.04
Источник: CreConstruction
Открытие

Меттлабс получила офис в кластере Ломоносов

Генеральным подрядчиком строительства офиса выступила компания CreConstruction.
14.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre