Недвижимость и ритейл: рост рисков – рост страхования ответственности

В обзоре: риски причинения вреда третьим лицам – смещение в сторону малого и среднего бизнеса; страхование ответственности застройщиков: рост рисков, рост тарифов и рост рынка. 

5495

В обзоре: риски причинения вреда третьим лицам – смещение в сторону малого и среднего бизнеса; страхование ответственности застройщиков: рост рисков, рост тарифов и рост рынка.

Несмотря на то, что драйверами страхового рынка остаются ОСАГО и Страхование жизни за счет существенных объемов данных сегментов, высокие темпы роста демонстрируют и менее крупные сегменты, такие как страхование гражданской ответственности и страхование финансовых рисков. Динамика сборов страховых премий в сегменте гражданской ответственности за первое полугодие 2016 г. демонстрирует прирост в 23,68% по отношению к аналогичному периоду 2015 г. и в 46,6 % по отношению к I полугодию 2014 г. (исходя из данных ЦБ). Количество заключенных договоров продемонстрировало рост в 24,6%  в I полугодии 2016 г. по отношению к аналогичному периоду 2014 г. и 27% по отношению к аналогичному периоду 2015 г., составив 4 458 359 единиц.

«При этом растет как показатель количества заключенных договоров страхования, так и количества уже действующий договоров, что говорит о преимущественно среднесрочном и долгосрочном характере страховок в данном сегменте. Неуклонный рост показателя количества действующих договоров также свидетельствует об определенном эффекте накопления, когда активно заключаются новые договоры, а срок действующих контрактов еще не истек», – отметил Главный аналитик экспертной группы Investpoint Александр Вебер.

Согласно данным Центробанка, в I полугодии 2014 г. количество действовавших договоров составляло  4 914 169 единиц, в 2015 г. данный показатель увеличился на 12%, а в I полугодии 2016 г. он вырос еще на 19% с общим количеством 6 553 622 единиц. Драйверами рынка страхования гражданской ответственности выступают сегменты страхования ответственности за причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг; за причинение вреда третьим лицам; и за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору.

Риски причинения вреда третьим лицам – смещение в сторону малого и среднего бизнеса

Количество собранных премий в сегменте страхования ответственности за причинение вреда третьим лицам на протяжении последних трех лет демонстрирует стабильную динамику – 8 010 384 тыс. руб в I полугодии 2014 г. и 8 354 554 тыс. руб. за аналогичный период текущего года. При этом количество как заключенных, так и действовавших договоров продемонстрировало значительный рост. Если количество заключенных договоров в I полугодии 2014 г. составляло 1 407 615 единиц, за аналогичный период 2015 г. данный показатель увеличился на 56%, а в I полугодии 2016 г. он вырос более чем в 2 раза.  

«Рост количества договоров при сохранении динамики премий на стабильном уровне означает, что уровень культуры страхования ответственности постепенно растет: договор аренды без требования о страховании гражданской ответственности сегодня уже больше исключение из обычаев делового оборота. И если раньше добровольные договоры страхования ответственности заключали в основном крупные финансовые структуры и холдинги, то сейчас акцент смещается в сторону компаний малого и среднего бизнеса. Действительно, за относительно небольшую страховую премию вы можете обезопасить себя от рисков предъявления претензий третьих лиц в результате причинения им вреда. Субъекты рынка недвижимости воспринимают и ценят институт страхования ответственности как эффективный механизм распределения убытков», – пояснил Руководитель отдела страхования гражданской ответственности AIG в России Юрий Маркин.

Риски неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору

«В условиях затяжного кризиса многократно увеличиваются риски неисполнения контрагентами обязательств по договору, особенно остро данная проблема сегодня  стоит на рынке недвижимости, в частности, в красной зоне риска находятся компании долевого строительства, поскольку попытки урегулировать данные риски страховыми продуктами за последние несколько лет были малоуспешными»,подчеркнул Александр Вебер.

Исходя из данных Банка России, сборы по страхованию ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору в I полугодии 2016 г. выросли в 4,7 раза по отношению к аналогичному периоду 2014 г. и в 2,5 раза по отношению к I полугодию 2015 г., составив 7 673 095 тыс. руб. И, соответственно, количество заключенных договоров по отношению к I полугодию 2014 г. увеличилось в 6 раз, а количество действовавших договоров – в 5,4 раза, что говорит не только о стремительном росте востребованности данных страховых продуктов, но и стабильном характере сегмента. 

«Весь рост сегмента пришелся на страхование ответственности застройщиков перед дольщиками. Попытки государства навести порядок на этом рынке привели к уходу с него большей части недобросовестных игроков и росту тарифов примерно с 0,2–0,6% до 1,5%. Отмеченный рост тарифов и вызвал рост страховой премии сегмента», – подчеркнул Директор центра стратегического анализа рынка СК «Согласие» Андрей Бондаренко. По его словам, сегмент страхования ответственности по договору в настоящее время на 95% состоит из ответственности застройщиков, на 2% – ответственности туроператоров, на оставшиеся 3% приходится страхование прочей ответственности.

Риски причинения вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг

Согласно статистике Центробанка, страховые премии в сегменте страхования ответственности за причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг продемонстрировали существенный рост в 2015 г. В I полугодии 2014 г. данный показатель составлял 943 584 тыс. руб., в I полугодии 2015-го он увеличился на 41%, а за аналогичный период 2016 г. динамика премий сменила интенсивный рост на стабильное развитие, увеличившись еще на 5,85% и составив 1 407 737 тыс. руб.  

«Данные страховые продукты особенно актуальны для компаний рынка ритейла, поскольку сегодня риски на рынке розничной торговли растут по экспоненте. Рост рисков в сегменте связан не только с затяжным экономическим кризисом, усилением урегулирования рынка и стабильным спадом покупательной способности населения, но и с экстенсивным и интенсивным ростом онлайн-торговли», – пояснила младший аналитик экспертной группы Investpoint Анастасия Ходырева.

Предварительные итоги и прогноз

Что касается остальных сегментов страхования гражданской ответственности, они демонстрируют снижение объемов премий и количества новых договоров. При этом количество действовавших договоров постепенно снижается по окончании срока действия, что говорит о глубокой стагнации  и даже низкодинамичной рецессии данных сегментов.

В конечном итоге относительно небольшой рынок страхования гражданской ответственности демонстрирует значительные темпы роста, однако исключительно за счет отдельных сегментов.  Многие компании сегодня добровольно отказываются от низкорентабельных продуктов (ОСАГО, КАСКО и др.) и делают ставку на отдельные сегменты.

Вместе с тем, как полагает Директор департамента корпоративных продаж «Абсолют Страхование» Михаил Алексеев,  рынок продемонстрировал бы куда более уверенный рост за счет внесения изменений в НК РФ в части отнесения страховых премий по страхованию ответственности на себестоимость.

 

 

 



Материалы по теме

Исследования рынка

Страхование офисной недвижимости: результаты инициативного исследования независимого маркетингового агентства Vector Market Research

Не секрет, что кризисный период в экономике особенно остро отразился на тех видах бизнеса, которые связаны с рынком коммерческой недвижимости. Многие арендаторы, оценив изменения, происходившие в доходности их бизнеса перед началом 2009 года, были склонны пересмотреть структуру затрат, в том числе и расходов, связанных с арендой офисных площадей.
08.02

журнал CRE 10 (444)

Ноябрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегические партнеры журнала: компания Pioneer  компания  ADG group  ИНТЕРВЬЮ Основатель и акционер ГК «Ориентир» Елена Бондарчук: мать, жена, инвестор, девелопер. Именно в таком порядке ТЕМА НОМЕРА Дорого и немило: Как инфляция влияет на рынок коммерческой недвижимости ОФИСЫ - Игра в классиков: первые итоги офисной классификации - Ландшафт как преимущество ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА - Курортный роман: появятся ли в России города-мега...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (18-24 ноября)

Изменения в топ-менеджменте «Самолета», старт проекта Tate с жильем и офисами, коворкинг в «Мёбельбурге», итоги 15-летней работы РАД, термы в Ростове-на-Дону, распродажа активов «Почты России» и другие новости - в нашей традиционной подборке. 
24.11
Источник: Инпром Эстейт
Открытие

В Оренбурге открылся первый моностор Samsung

Салон площадью 130 кв. м расположился в ТРЦ «Мармелад». 
25.11
Источник: CRE, Земтин Данила
Аукцион

БЦ «Амальтея» и ТЦ «Петровский» нашли покупателя

Победителем аукциона по голландской схеме (на понижение) стала компания «Текносан», предложившая за активы 9,4 млрд рублей при стартовой цене 12 млрд.
25.11
Источник: CRE
Назначения

В ГК ФСК изменилась система корпоративного управления

Владимир Воронин становится председателем совета директоров, Дмитрий Трубников назначен генеральным директором «ФСК Девелопмент», а Ирина Воронина займет позицию президента группы компаний.
25.11
Источник: AZIMUT Hotels
Экспертный анализ

Сидим дома: почему классификация и туристический налог могут сделать гостиничный рынок ещё более «серым»

22 ноября в третьем чтении Госдумой был принят законопроект о классификации коллективных средств размещения, лыжных трасс и пляжей. Документ, по мнению законодателя, выведет значительную часть индустрии гостеприимства из серой зоны, и должен помочь сбору нового туристического налога, который путешественники в России начнут платить с 1 января 2025 года. Однако ряд экспертов называют инициативу преждевременной, несправедливой и откатывающей отрасль назад и в тень, указывая на априори неравноценный подход: за кадром по-прежнему остаются так называемые непрофессиональные объекты, включая гостевые дома и посуточные квартиры, доля которых в некоторых регионах в высокий сезон и выходные достигает 70 %.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
25.11
Источник: CRE
Назначения

Самолет Плюс усилил команду топ-менеджеров

Ключевые позиции в направлениях развития франшизы, финансовых сервисов и связей с инвесторами заняли специалисты из Сбера, банка «Дом.РФ» и Whoosh.
25.11
Источник: Stone
Проект

Stone вывел на рынок вторую очередь БЦ в Мнёвниках

В первой очереди Stone Мнёвники реализовано уже более 90% площадей. Площадь второй очереди составляет 48,5 тыс. кв. м.
25.11

подпишись НА эксклюзивные новости cre