Как зимуют торговые центры?..

На протяжении всего 2016 г. роста эксплуатационных расходов торгово-развлекательных центров не наблюдалось. Объемы затрат на эксплуатацию, по данным Департамента управления недвижимостью Colliers International, остались на уровне 2015 г. Рано наступившая зима протестировала, насколько качественно торговые центры сумели подготовиться к холодному периоду. 

4467

На протяжении всего 2016 г. роста эксплуатационных расходов торгово-развлекательных центров не наблюдалось. Объемы затрат на эксплуатацию, по данным Департамента управления недвижимостью Colliers International, остались на уровне 2015 г. Рано наступившая зима протестировала, насколько качественно торговые центры сумели подготовиться к холодному периоду.

«Подготовка к следующей зиме в ТРЦ начинается практически с весны. Особенно это касается подготовки системы отопления к отопительному сезону. А в ноябре эксплуатационные службы уже официально переходят на зимний режим, вне зависимости от того, минусовая или плюсовая температура за окном и лежит ли на улице снег, – заявляет Андрей Филиппов, руководитель направления технического обслуживания и эксплуатации Департамента управления недвижимостью Colliers International. – Поэтому уже осенью торгово-развлекательные центры должны завершить весь комплекс мероприятий, чтобы встретить похолодание во всеоружии».

Объем финансирования эксплуатационных работ пережил наибольший спад с началом кризиса в 2014 г., затем в этой части расходов наступила относительная стабилизация. В 2016-м г., несмотря на продолжение экономических проблем и увеличение доли вакантных площадей, объемы финансирования эксплуатационных расходов в ТРЦ в большинстве случаев сохранились на прежнем уровне.

«Тем не менее, – продолжает Андрей Филиппов, – поскольку коммунальные расходы в зимний период существенно возрастают из-за необходимости обеспечения торгового центра отоплением, большинство управляющих компаний каждую зиму проводят меры по оптимизации эксплуатационных расходов. При этом важно не допустить аварийных ситуаций (размораживания систем) и сохранить качество обслуживания ТРЦ на высоком уровне».

Основные мероприятия по подготовке к зимнему периоду заключаются в оптимизации работы самого энергоемкого оборудования в ТРЦ – системы вентиляции и холодоснабжения. Одна холодомашина потребляет до 900 кВт/ч в сутки. Как правило, зимой она не функционирует.

«Работа одной холодомашины обходится торговому центру в среднем порядка 9 000 руб. в сутки или примерно 250 000 руб. в месяц. Если принять во внимание, что в ТРЦ размещается примерно 10-12 машин, то их одновременная работа на средних мощностях обходится торговому центру в пределах 3 млн руб. Поскольку зимой холодомашины не нужны, их отключают до наступления весенне-летнего сезона. Однако мы всегда советуем управляющим компаниям и собственникам ТРЦ не забыть произвести отключение и консервирование холодомашин с участием обслуживающей компании, сертифицированной производителем, во избежание ненужного и излишнего расхода зимой. Вентиляционные установки суммарно потребляют в среднем до 1,2 мегаватт в сутки, расходуя в месяц сумму тоже порядка 3 млн руб. Сократив работу вентиляционно-охладительной системы до 8 часов в сутки (с 11:00 до 19:00), можно, например, сэкономить где-то около 300 000 руб. в месяц на холодоустановках и столько же на вентиляционной системе», – отмечает Андрей Филиппов.

Экономить на теплоснабжении сложнее – регулирование подачи воды происходит автоматически, вода подается из города с одной и той же температурой (чаще всего 130°C, но не ниже 90° C). Снижения теплопотерь можно добиться единожды и навсегда, утеплив магистральные трубы, чтобы тепло не терялось по дороге до конечного устройства – вентустановки. Сократить расходы помогает также проверка теплового контура здания для исключения теплопотерь. Основная теплопотеря зимой происходит во входных группах, поэтому, если возможно, стоит изменить конфигурацию входа и выхода посетителей, чтобы не было прямого ухода тепла через двери.

На зимний период, как правило, на 10-15% увеличивается штатный состав клиннинговой службы – становится больше дворников, появляются трактористы, обеспечивающие уборку территории и вывоз снега. По мнению Андрея Филиппова, оптимизация издержек методом сокращения персонала – это не самый эффективный путь для объектов торговой недвижимости: это следует делать путем автоматизации определенных участков работы.

Еще один способ сокращения издержек, который стал широко применяться последние 2-3 года, - это адаптация импортной техники и оборудования под российские условия ремонта, замещение дорогих европейских комплектующих более недорогими аналогами российского или китайского производства.

«Любая управляющая компания, работающая на объекте не один год, отлично знает сильные и слабые стороны своего торгово-развлекательного центра. И в процессе зимнего обслуживания четко понимает, на чем можно сэкономить без ущерба для качества сервиса, а на чем – не стоит. Неготовность к зиме или излишнюю эксплуатационную «заоптимизированность» у московских объектов уже сложно встретить, разве что у небольших торговых центров. Очевидно, что крупные, региональные и суперрегиональные ТРЦ уже провели необходимую оптимизацию, и скорее всего, ранняя зима для большинства из них не оказалась неожиданностью», – заключает Андрей Филиппов.



Материалы по теме

Экспертный анализ

В кризис выживут торговые центры с инновационной моделью управления

В Санкт-Петербурге обострилась конкуренция между торговыми центрами за потоки потенциальных потребителей. Выиграют объекты с современной моделью управления и оригинальными форматами. 
21.03

журнал CRE 5 (439)

Май
Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Вышел из печати CRE № 5 (439).   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ОТ ПОБЕДЫ К ПОБЕДЕ Фоторепортаж с церемонии премии   Тема номера ИНОГДА ОНИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ? «Лихие 90-ые» нам не грозят   Мнение СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ РАЗВИТИЯ СКЛАДСКОГО РЫНКА Генеральный директор «Raven Russia» Игорь Богородов делится своим видением ситуации   Офисы В ЗОНУ КОМФОРТА Будущее офисного рынка – за сервисом   Индустрия го...

Популярное

Источник: WildTeam
Проект

В Подмосковье построят ЦОД на 15,8 тыс. кв. м

Центр обработки данных в Дубне возводится по проекту компании WildTeam для крупнейшего маркетплейса России.
13.06
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (10-16 июня)

ЦОД для ведущего маркетплейса, попытки продать ТРЦ Mari и Orlikov Plaza, новый формат для «Дикси», первые сделки в «РТС «Автозаводская», сделки в Дмитровском, «Вентуре» и Space 1 Меркурий, готовность БЦ «Фили Центр» - в нашей традиционной подборке за неделю.
16.06
Источник: CRE
Игроки рынка

«Леруа Мерлен» - теперь «Лемана ПРО»

Под этим брендом компания продолжит работу в России.
18.06
Источник: NF Group
Проект

В БЦ «Фили Центр» завершаются монолитные работы

Площадь офисного центра, расположенного на территории «Большого Сити», составляет более 25 тыс. кв. м. Завершение строительства БЦ запланировано на IV квартал 2024 года. Компания NF Group является эксклюзивным консультантом по продаже объекта.
13.06
Источник: CRE
Экспертный анализ

Нам года не беда: как живут торговые центры старше двадцати лет

По данным Nikoliers, из всего современного предложения торговых центров России сто восемнадцать объектов были открыты ранее 2004 года. Однако привлекательными и для арендаторов, и для покупателей из них остаются единицы. На большинство «возрастных» моллов намного существеннее, чем остальной рынок торговой недвижимости, повлияли пандемия коронавируса, уход иностранных игроков, растущее давление e-commerce, инфляция и изменение покупательского поведения. Ведущие российские эксперты вспоминают для CRE времена, когда для привлечения трафика не нужно было делать ничего, обсуждают, как в разные годы изменялись управление, позиционирование, пул арендаторов, место под солнцем на бизнес-картах, отношение к клиентскому опыту, и прогнозируют, кто сохранит место в топе гранд-объектов, а кто – продолжит работать по принципу «спасибо, что живой».

Текст: Максим Барабаш. Журнал CRE Retail
17.06
Источник: ПИК
Проект

ПИК построит технопарк на «Савеловской»

Технопарк «Густав» площадью 56 тыс. кв. м включает офисные помещения и помещения формата light industrial, а также исторические объекты площадью 3 500 кв. м, где, в частности, откроется музей Густава Листа. Открытие технопарка запланировано на 2026 год.
14.06
Источник: CRE
Аукцион

22 тыс. кв. м в БЦ Orlikov Plaza выставлены на продажу

За большую часть площадей расположенного в центре Москвы бизнес-центра хотят получить не менее 630 млн рублей.
13.06

подпишись НА эксклюзивные новости cre