Как зимуют торговые центры?..

На протяжении всего 2016 г. роста эксплуатационных расходов торгово-развлекательных центров не наблюдалось. Объемы затрат на эксплуатацию, по данным Департамента управления недвижимостью Colliers International, остались на уровне 2015 г. Рано наступившая зима протестировала, насколько качественно торговые центры сумели подготовиться к холодному периоду. 

4797

На протяжении всего 2016 г. роста эксплуатационных расходов торгово-развлекательных центров не наблюдалось. Объемы затрат на эксплуатацию, по данным Департамента управления недвижимостью Colliers International, остались на уровне 2015 г. Рано наступившая зима протестировала, насколько качественно торговые центры сумели подготовиться к холодному периоду.

«Подготовка к следующей зиме в ТРЦ начинается практически с весны. Особенно это касается подготовки системы отопления к отопительному сезону. А в ноябре эксплуатационные службы уже официально переходят на зимний режим, вне зависимости от того, минусовая или плюсовая температура за окном и лежит ли на улице снег, – заявляет Андрей Филиппов, руководитель направления технического обслуживания и эксплуатации Департамента управления недвижимостью Colliers International. – Поэтому уже осенью торгово-развлекательные центры должны завершить весь комплекс мероприятий, чтобы встретить похолодание во всеоружии».

Объем финансирования эксплуатационных работ пережил наибольший спад с началом кризиса в 2014 г., затем в этой части расходов наступила относительная стабилизация. В 2016-м г., несмотря на продолжение экономических проблем и увеличение доли вакантных площадей, объемы финансирования эксплуатационных расходов в ТРЦ в большинстве случаев сохранились на прежнем уровне.

«Тем не менее, – продолжает Андрей Филиппов, – поскольку коммунальные расходы в зимний период существенно возрастают из-за необходимости обеспечения торгового центра отоплением, большинство управляющих компаний каждую зиму проводят меры по оптимизации эксплуатационных расходов. При этом важно не допустить аварийных ситуаций (размораживания систем) и сохранить качество обслуживания ТРЦ на высоком уровне».

Основные мероприятия по подготовке к зимнему периоду заключаются в оптимизации работы самого энергоемкого оборудования в ТРЦ – системы вентиляции и холодоснабжения. Одна холодомашина потребляет до 900 кВт/ч в сутки. Как правило, зимой она не функционирует.

«Работа одной холодомашины обходится торговому центру в среднем порядка 9 000 руб. в сутки или примерно 250 000 руб. в месяц. Если принять во внимание, что в ТРЦ размещается примерно 10-12 машин, то их одновременная работа на средних мощностях обходится торговому центру в пределах 3 млн руб. Поскольку зимой холодомашины не нужны, их отключают до наступления весенне-летнего сезона. Однако мы всегда советуем управляющим компаниям и собственникам ТРЦ не забыть произвести отключение и консервирование холодомашин с участием обслуживающей компании, сертифицированной производителем, во избежание ненужного и излишнего расхода зимой. Вентиляционные установки суммарно потребляют в среднем до 1,2 мегаватт в сутки, расходуя в месяц сумму тоже порядка 3 млн руб. Сократив работу вентиляционно-охладительной системы до 8 часов в сутки (с 11:00 до 19:00), можно, например, сэкономить где-то около 300 000 руб. в месяц на холодоустановках и столько же на вентиляционной системе», – отмечает Андрей Филиппов.

Экономить на теплоснабжении сложнее – регулирование подачи воды происходит автоматически, вода подается из города с одной и той же температурой (чаще всего 130°C, но не ниже 90° C). Снижения теплопотерь можно добиться единожды и навсегда, утеплив магистральные трубы, чтобы тепло не терялось по дороге до конечного устройства – вентустановки. Сократить расходы помогает также проверка теплового контура здания для исключения теплопотерь. Основная теплопотеря зимой происходит во входных группах, поэтому, если возможно, стоит изменить конфигурацию входа и выхода посетителей, чтобы не было прямого ухода тепла через двери.

На зимний период, как правило, на 10-15% увеличивается штатный состав клиннинговой службы – становится больше дворников, появляются трактористы, обеспечивающие уборку территории и вывоз снега. По мнению Андрея Филиппова, оптимизация издержек методом сокращения персонала – это не самый эффективный путь для объектов торговой недвижимости: это следует делать путем автоматизации определенных участков работы.

Еще один способ сокращения издержек, который стал широко применяться последние 2-3 года, - это адаптация импортной техники и оборудования под российские условия ремонта, замещение дорогих европейских комплектующих более недорогими аналогами российского или китайского производства.

«Любая управляющая компания, работающая на объекте не один год, отлично знает сильные и слабые стороны своего торгово-развлекательного центра. И в процессе зимнего обслуживания четко понимает, на чем можно сэкономить без ущерба для качества сервиса, а на чем – не стоит. Неготовность к зиме или излишнюю эксплуатационную «заоптимизированность» у московских объектов уже сложно встретить, разве что у небольших торговых центров. Очевидно, что крупные, региональные и суперрегиональные ТРЦ уже провели необходимую оптимизацию, и скорее всего, ранняя зима для большинства из них не оказалась неожиданностью», – заключает Андрей Филиппов.



Материалы по теме

Экспертный анализ

В кризис выживут торговые центры с инновационной моделью управления

В Санкт-Петербурге обострилась конкуренция между торговыми центрами за потоки потенциальных потребителей. Выиграют объекты с современной моделью управления и оригинальными форматами. 
21.03

журнал CRE 5(450)

Вышел в свет июньский номер журнала Commercial Real Estate № 450 Читайте в номере:  «Лёгкие штрихи»: в апреле правительство Москвы исключило классические склады из списка объектов, строительство которых давало право получать льготы на перевод участков под жильё. Кроме того, чиновники повысили коэффициент для объектов промышленного назначения. Теперь девелоперам будет намного интереснее строить промышленные технопарки, заводы, фабрики,  light industrial. «Лайтами» на этом фоне могут с...

Популярное

Источник: KravtGroup
Игроки рынка

KravtGroup проводит ребрендинг при участии Студии Артемия Лебедева

Отельер и девелопер получит название Kravt Hotels & Homes. Кроме того, компания запускает новый флагманский бренд Muse. Полностью завершить ребрендинг сети планируется до конца 2025 года.
07.07
Источник: Blank
Назначения

Петр Фонфара - управляющий партнер Blank

В новой роли Фонфара сосредоточится на стратегическом управлении международной командой бюро, развитии направлений компании и укреплении проектного портфеля.
07.07
Источник: Manufaqtury
Назначения

Андрей Хаев присоединился к Manufaqtury

Он занял должность директора департамента управления и эксплуатации коммерческой недвижимости. Андрей обладает более чем 10-летним опытом в области управления и эксплуатации объектов коммерческой недвижимости, занимал руководящие позиции в таких компаниях, как Sawatzky, Standard Property & Facility Management (бывший O1 Standard) и RD Management Services. 

 
07.07
Источник: CRE
Сделка

«Магнит» заключил офисную сделку года

Ритейлер «Магнит» арендовал 10,9 тыс. кв. м в офисном здании у Савеловского вокзала, что стало одной из крупнейших офисных сделок в Москве с начала 2025 года.
10.07
Источник: CRE
Экспертный анализ

У края платформы: как принятие новых законов о платформенной экономике изменит рынки

Вчера Госдума единогласно приняла в первом чтении законопроекты № 959244-8 и № 959248-8 о платформенной экономике, разработанные в Правительстве России. Инициатива была внесена 3 июля, и это первая в истории страны законодательная попытка закрепления единых правил игры в e-commerce. Цель, по словам авторов — баланс между интересами владельцев маркетплейсов, сервисов заказа еды, такси, их партнёров и покупателей. Несмотря на то, что документы приняты только в первом чтении, участники рынка считают, что «это дело решённое», за электронную коммерцию «государство, наконец-то, возьмётся всерьёз», а в перспективе может даже сбыться мечта игроков «каменной розницы» о налоговом и ценовом «равноправии» онлайн и оффлайн. Оппоненты же называют проекты никакими, запоздалыми и «снова лоббирующими исключительно интересы маркетплейсов».
 
Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
10.07
Источник: МЕГА
Игроки рынка

Более 80 магазинов открылось в МЕГАХ в первом полугодии 2025

Это на 12,5% больше, чем в прошлом году. Общая площадь новых магазинов - более 22 тыс. кв. м. Модный сегмент лидирует по количеству открытий – более 11 тыс. кв. м.
07.07
Источник: Пресс-служба Aspace
Инвестиции

ЦФА Aspace раскупили за минуты

Оператор сервисных офисов Aspace разместил цифровые финансовые активы (ЦФА) на сумму 130 млн рублей. Эмиссия прошла на платформе «Атомайз» и была закрыта досрочно — заявки собрали за 9 минут с начала размещения.
07.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre