Как выяснили аналитики компании Blackwood, более 55% от объемов текущего рынка коворкингов вышли на рынок в 2014-2016 гг.
Согласно проведенному исследованию, началом рынка коворкингов в столице можно считать 2009 год: именно тогда в Москве появились первые коворкинг-центры, такие как «Матрикс Офис» и др. Однако с 2009 по 2014 гг. сегмент не демонстрировал активного роста: новые небольшие площадки открывались и закрывались, а суммарная площадь функционирующих на рынке коворкинг-центров не превышала 10 000 кв. м.
С 2014 г. ситуация начала кардинальным образом меняться: по данным Blackwood, за последние два кризисных года на рынке открылись более 35 коворкинг-центров, общая площадь которых составила 11 000 кв. м. Новые коворкинги не старше двух лет сейчас представляют 55% рынка: таким образом, за последние два года рынок московских коворкингов увеличился более чем вполовину. Текущий объем рынка коворкингов в абсолютном выражении составляет более 20 000 кв. м.
«Наиболее активное развитие коворкингов в России происходило во время экономического кризиса. При этом рост сегмента существенно замедлился в 2010-2013 гг., поскольку экономическая ситуация была благоприятной для экономического роста: объемы сделок в классических офисах росли, а ввод новых объектов достигал рекордных показателей. Но со второй половины 2014 г. ситуация изменилась радикальным образом: новые пустые объекты с растущей вакансией нужно было как-то заполнять, и на помощь предпринимателям пришел именно формат коворкингов. Теперь коворкинг-центры постепенно уходят из помещений стрит-ритейла в качественные офисные центры классов А и В+: так, в 2016 г. новые крупные коворкинги открылись в таких объектах, как ZPlaza, «Химки Бизнес-парк», «Премьер Плаза», «Трехгорная мануфактура». Коворкинг перестает быть местом для людей творческих профессий и становится полноценной заменой офису для специалистов из всех отраслей», - рассказывает Александр Шибаев, директор департамента консалтинга, аналитики и исследований компании Blackwood. Немаловажен и тот факт, что средняя площадь рабочего места в коворкинге составляет 5,8 кв. м: это на 29% больше минимально допустимой площади рабочего места в Москве. Таким образом, арендатор коворкинга получает комфортное рабочее место на привлекательных коммерческих условиях.
Средняя площадь коворкинга в Москве сейчас составляет 450 кв. м, но в 2017-2018 гг. вероятно ее укрупнение: «Некоторые коворкинги, открывшиеся в 2016 г., обладают достаточно большой площадью зала, порядка 700 - 1800 кв. м. Причем на территории новых объектов функционируют не только рабочие места: популярность приобретает формат коливинга, помимо переговорных в коворкингах появляются обеденные и душевые комнаты, а арендаторам предлагается полный комплекс услуг юридического и финансового сопровождения. В итоге сегмент демонстрирует не только количественный, но и качественный рост», - отмечает эксперт.
По мнению Александра Шибаева, рынок коворкингов еще имеет высокий потенциал: новые проекты возникают, концепции бывают достаточно интересными и привлекательными. «Сейчас для желающих открыть коворкинг весьма актуален поиск партнера, уже имеющего готовую площадку. Однако владельцам выгоднее и интереснее сдавать площади под классические офисы, даже по более низким ценам», - считает эксперт.
По оценке Blackwood, в 2017 г. развитие продолжат наиболее популярные коворкинги, расположенные в удачных локациях с хорошей транспортной и пешеходной доступностью и представляющие собой уникальные площадки для нетворкинга без отрыва от рабочего процесса. «В случае окончательной стабилизации экономики и улучшения ситуации на рынке качественных офисов Москвы, активный рост коворкингов прекратится. В условиях экономического роста спрос на эти площади сохранится только со стороны небольшой доли фрилансеров и малых компаний, которым требуется помещение на 5-6 человек. В то же время, в 2017 г. вероятнее всего продолжат открываться коворкинги в небольших помещениях в ТЦ и БЦ. Однако постепенный выход из кризисной ситуации заставит бизнес-центры пересмотреть свое отношение к коворкингам в пользу размещения в офисных блоках классических арендаторов», - резюмирует Александр Шибаев.