В последние годы российский бизнес столкнулся с серьезными вызовами. Для всех очевидно, что из-за санкций, общей нестабильной экономической ситуации правила игры в значительной степени изменились, и теперь отечественным компаниям приходится приспосабливаться. Выживают наиболее гибкие, которые рациональнее всего используют имеющиеся ресурсы в условиях снижения продаж и сложностей с кредитованием. Если в прошлые годы на многие расходные статьи еще можно было смотреть сквозь пальцы, то теперь нерациональные траты неизбежно приведут к проблемам в конкурентной борьбе.
С другой стороны, во всем мире все большую популярность набирают нестандартные подходы в организации рабочего процесса. Нормы, которые были актуальны в течение десятилетий, теперь пересматриваются, хотя и нельзя сказать, что процесс проходит безболезненно. Одним из ключевых вопросов, за который держатся многие традиционалисты, является вопрос о необходимости восьмичасового рабочего дня и обязательного нахождения сотрудников в эти часы на рабочем месте. И в России, в том числе благодаря советскому прошлому, данный стереотип особенно силен. По моему глубокому убеждению, и многие руководители с этим согласны, значение имеет исключительно эффективность работы, а не количество проведенных часов в офисе. То есть если поставленные задачи выполняются к указанному сроку, то какая разница, сколько на это у работника ушло времени и каким образом он обеспечил результат? При таком подходе совершенно неважно, трудился ли он в офисе, дома или вовсе отдал работу на аутсорсинг. А вот для бюджета компании это совсем не безразлично. Ведь в офисе сотрудник занимает отдельное место, которое необходимо оплачивать, ему нужно обеспечить соответствующее оборудование. Удаленный же работник обеспечивает себя сам.
В итоге, с одной стороны мы имеем потребность бизнеса в таком подходе, а с другой стороны, сегодняшние средства связи способны обеспечить высочайший уровень взаимодействия. Помимо этого, инфраструктура, направленная на повышение эффективности удаленных работников, имеется уже во всех странах мира, в том числе и в России. Прежде всего, сюда можно отнести коворкинги и другие гибкие решения в области организации рабочего процесса.
Немного отвлекаясь, стоит отметить, что по результатам исследований эффективность даже тех удаленных работников, которые работают дома, в среднем выше по сравнению с теми, кто каждый день посещает офис. Слишком многие привыкли к мысли «пришел на работу – уже заслужил зарплату». На «удаленке» требуется результат, и работник сам понимает необходимость его достижения. Однако при работе дома у многих возникнут серьезные трудности. Обычно для продуктивной деятельности нужна специальная комната, иначе домочадцы просто не дадут сконцентрироваться. Подобные возможности есть не у каждого.
В коворкинге подобных отвлекающих факторов не будет. Скорее наоборот, частые посетители коворкинг-пространств отмечают неизменно рабочую атмосферу, которая безусловно помогает продуктивной деятельности. Ну и как бонус – нахождение в среде деловых людей всегда дает возможность завязать новое знакомство, получить заказчика или партнера.
Коворкинг удобен далеко не только для фрилансеров и удаленных работников. Он пользуется большой популярностью среди проектных групп специалистов, которым необходимо собраться на ограниченный срок для выполнения конкретной работы. Коворкинги позволяют очень гибко подходить к вопросам аренды. Возможности действительно гибкие, можно получить доступ в свободное пространство или в оборудованные офисы на день, несколько дней или любой необходимый срок. В принципе, благодаря таким возможностям для многих моделей бизнеса становится бессмысленной постоянная аренда офисных помещений.
Действительно, почему бы не оставить только представительский офис (если он необходим), а остальных сотрудников перевести на «удаленку», координируя деятельность в формате онлайн-конференций и собираясь при этом изредка в коворкингах?
Конечно, для разных компаний могут быть актуальны различные подходы. Но в любом случае, я считаю, что постепенный перевод сотрудников на удаленную или частично удаленную работу будет набирать все большие обороты и в мире, и в России.