Алексей Емельянов, генеральный директор компании City&Malls PFM:
«В коммерческой недвижимости возрастает роль управляющей компании: ее функция уже не ограничивается только реализацией площадей и поддержанием систем жизнеобеспечения объекта. Важным становится предоставление УК комплексного продукта, который отвечает запросам компаний-арендаторов, их сотрудников и т.п. и призван обеспечить их комфортное пребывание на управляемом объекте с максимально быстрым и точным удовлетворением сопутствующих потребностей. Залог успеха управляющей компании в условиях «рынка покупателя» - это лояльный арендатор. Клиентоориентированность и отлаженные внутренние бизнес-процессы, а не коммерческие условия, становятся одним из ключевых конкурентных преимуществ УК. На примере City&Malls PFM можно отметить, что, в частности, удобные форматы взаимодействия для арендаторов – колл-центр, служба «одного окна», он-лайн сервис «Личный кабинет», - интегрированные в единую CRM-систему, они способствуют как оперативному решению всех возникающих вопросов за счет проработанных механизмов, так и в целом повышают лояльность компаний-арендаторов. Соответственно, те УК, которые активно используют возможности кризиса для внедрения новых эффективных инструментов и алгоритмов в свою деятельность, значительно усиливают свои позиции на рынке. Они фактически встают в один ряд с крупными, давно известными игроками и служат основными драйверами развития рынка УК.
Акоп Сейсян, исполнительный директор RealJet:
«УК ТЦ и арендаторы поняли, что они в одной упряжке и главное сегодня - сосредоточиться на новых предпочтениях покупателей, их привлечении и удержании. Согласно исследованиям, потребительское поведение начинает постепенно «оживать», возможно, уже скоро мы станем свидетелями улучшения экономической ситуации: рост расходов даст импульс к развитию ритейла, что в свою очередь создаст необходимость в расширении распределительных объектов (складская недвижимость) и возможность улучшения условий для работы back-офисов (офисная недвижимость). Спрос растет, растет и предложение.
Главной задачей для управляющих компаний стало формирование имиджа торгового центра как места для проведения досуга и отдыха, а равно увеличение времени, проведенного посетителями в нем, от которого напрямую зависит выручка ритейлеров. В торговых центрах стали появляться немыслимые еще 3-5 лет назад концепции, такие как театральные школы, творческие мастерские, МФЦ, различные спортивные центры, квесты и т.д.
Вторым ключевым моментом в работе УК стал «поворот» в сторону региональных и несетевых ритейлеров, у которых появился шанс занять ранее недоступные локации в силу дороговизны и повышенного спроса со стороны федеральных и международных компаний.
Третьим ключевым моментов стала большая вовлеченность УК в работу своих арендаторов из-за изменения соотношения все тех же несетевых, локальных ритейлеров».