Татьяна Дивина, Cushman&Wakefield: «Ритейл в Москве переживает заметную трансформацию»

Объемы строительства в 2016 г., по сравнению с рекордным 2014-м (было построено 647 тыс. кв. м торговых площадей), снизились практически в 2 раза: было открыто только 7 новых крупных ТЦ общей площадью 349 000 кв. м. Данная тенденция продолжится и в 2017 г., ожидается значительное снижение объемов строительства. 
6684

По прогнозам аналитиков Cushman&Wakefield, в Москве будет введено не более 200 тыс. кв. м качественных торговых площадей. К вводу запланировано всего два объекта сравнимого масштаба – ТЦ «Вегас Кунцево» (GLA 119 467 кв. м) и ТЦ «Каширская Плаза» (GLA 71 000 кв. м).

В текущих экономических условиях девелоперы не спешат начинать строительство новых объектов, они ориентируются на оптимизацию концепций торговых центров с целью адаптации давно функционирующих проектов к современным реалиям рынка. Наблюдается тенденция к уменьшению средних размеров ТЦ. В 2016 г. средний размер составил 44 375 кв. м, что на 7% меньше, чем в прошлом году. В 2017 г. ожидается снижение до 36 145 кв. м.

Строительная активность на рынке ритейла возобновится лишь в 2019-2020 гг., когда начнется реализация анонсированных проектов торговых центров в составе ТПУ (это порядка 250 тыс. кв. м) и проектов ADG Group по реконструкции советских кинотеатров. После ввода в эксплуатацию всех 39 заявленных ТЦ в Москве может появиться до 300 тыс. кв. м торговых и развлекательных площадей.

Средний уровень вакансии в торговых центрах Москвы оставался стабильным на протяжении 2016 г. — 12%. Это связано с тем, что, несмотря на открытие новых проектов с высокой долей вакантности, ранее открытые торговые центры постепенно заполняются арендаторами, что позволяет поддерживать баланс. На фоне сокращения объемов строительства и постепенного восстановления потребительской активности, возможно, к концу 2017 г. наметится рост арендных ставок в прайм торговых центрах.

Ритейл-операторы по-разному прошли через два последние непростые года. В 2015 г. ушли с рынка нескольких иностранных игроков. В 2016 г. было больше слияний федеральных игроков (Zenden приобрела сети Thomas Munz и Masscotte, компания Сафмар объявила о приобретении «Эльдорадо» и потенциально рассматривает покупку «М.видео», «Дикси» выкупила часть магазинов «Седьмого Континента»), а также замещения небольших локальных сетей более крупными игроками (Х5 выкупила две крупных торговых сети в Сургуте, а также часть магазинов «Звездный» в Екатеринбурге).

Крупные федеральные сети расширяют географию и осваивают новые регионы, региональные сети пробуют свои силы в столице. Более того, некоторые сети уже реализуют программы международной экспансии (сеть «Воккер» объявила об открытии около 100 ресторанов в Европе, в том числе в Чехии, Германии и Израиле), Gloria Jeans собирается выйти на восточноевропейский рынок, ДаблБи открыла кофейню в Барселоне).

«Ритейл в Москве переживает заметную трансформацию. Операторы обновляют магазины, экспериментируют с форматами, разрабатывают новые стратегии для привлечения покупателей. Например, одним из интересных направлений, развивающихся в последнее время, стали моно- и мультиберендовые магазины российских дизайнеров, ранее представленные в основном онлайн, - комментирует Татьяна Дивина, старший директор отдела исследований Cushman&Wakefield. - Девелоперы отказываются от больших схем из-за общего смещения акцента торговой инфраструктуры в пользу меньших (районных) форматов. На смену классическому формату регионального торгового центра приходят проекты с развитой социальной, культурно-образовательной функциями, пространствами для общения, обучения и проведения досуга, расширенной зоной развлечений и общественного питания, а также торговые центры в составе городских инфраструктурных проектов или многофункциональных объектов. Проекты ADG и МКЖД как раз отвечают вызову времени и изменившимся запросам рынка и потребителя и станут ключевыми на ближайшие несколько лет».

 



Материалы по теме

Интервью

Ольга Кузина: «Необходимо тщательно продумывать местоположение и концепцию новых торговых объектов»

Ольга Кузина, руководитель службы консалтинга и исследований рынка компании Welhome, о потенциале Московской области в плане развития торговой недвижимости. 

26.09
Рейтинг

Москва попала в десятку городов по объему ввода торговых площадей

По данным CBRE, площадь торговых центров в процессе строительства по всему миру продолжает увеличиваться - с 39 млн кв. м в 2014 г. до 41,9 млн кв. м в 2015 г., причем азиатские города занимают девять мест в рейтинге десяти самых активных мировых рынков. 

13.05
Экспертный анализ

В каких районах Москвы больше всего торговых центров? Аутсайдеры стали лидерами

Аналитики Colliers International отмечают, что обеспеченность торговыми площадями по округам Москвы (кв. м / 1000 чел.) за 2015 г. претерпела существенные изменения по сравнению с 2014 годом.
21.03

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №11 (445). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: MR Group
Экспертный анализ

Театральный роман: зачем игроки рынка недвижимости тратят миллионы на культуру

Сложности с поездками в другие страны и многократно подорожавшие путешествия по России вернули не просто массовый, но всенародный интерес к театрам, концертам, музеям, выставкам, фестивалям и пр. Такого ажиотажного спроса с продажами билетов за три-шесть месяцев вперёд не было более тридцати лет; купить же билеты с декабря по середину января в Москве и Петербурге «хоть куда-нибудь» оказалось практически невозможно. В театры, музеи и концертные залы пришла аудитория, которая не ходила никогда и, если бы не пандемия, а затем события 2022 года – вряд ли дошла, а партнёрско-спонсорский интерес к культурным событиям и проектам разной степени размаха у игроков рынка коммерческой и жилой недвижимости уже назван беспрецедентным. Бюджеты «на культуру» закладывают теперь практически все, включая небольшие бизнесы.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.01
Источник: CRE
Сделка

ГК «Эфко» купила БЦ «Аркус IV»

Производитель масла планирует разместить здесь свою штаб-квартиру. Сумму сделки по покупке бизнес-центра площадью 25 тыс. кв. м эксперты оценивают в 10-11 млрд рублей.
15.01
Источник: cre.ru
Сделка

Возле «Белорусской» продали БЦ

БЦ в центре Москвы сменил владельца.
 
16.01
Источник: CRE
Сделка

«Времена года» меняют собственника

Премиальный торговый центр на Кутузовском проспекте перешел от структур RD Group к компании «Кэпитал менеджмент». Однако сделка, вероятнее всего, носит технический характер.
16.01
Источник: MR Group
Игроки рынка

ТЦ Discovery подвел итоги 2024 года

Заполняемость торгового центра от MR Group в составе ТПУ Ховрино составила 99%, а средний ежедневный трафик превысил 13 500 человек.
15.01
Источник: CRE
Проект

В Апрелевке построят четырехзвездочный отель

Власти выдали разрешение на строительство гостиницы площадью 7 тыс. кв. м и фондом 76 номеров.
15.01
Источник: CRE
Игроки рынка

IBC Global представляет услугу "склады под ключ"

Компания теперь может осуществлять проектную деятельность, что позволит ей предоставлять услуги комплексного управления складами в Центральной Азии.
20.01

подпишись НА эксклюзивные новости cre