Татьяна Дивина, Cushman&Wakefield: «Ритейл в Москве переживает заметную трансформацию»

Объемы строительства в 2016 г., по сравнению с рекордным 2014-м (было построено 647 тыс. кв. м торговых площадей), снизились практически в 2 раза: было открыто только 7 новых крупных ТЦ общей площадью 349 000 кв. м. Данная тенденция продолжится и в 2017 г., ожидается значительное снижение объемов строительства. 
5987

По прогнозам аналитиков Cushman&Wakefield, в Москве будет введено не более 200 тыс. кв. м качественных торговых площадей. К вводу запланировано всего два объекта сравнимого масштаба – ТЦ «Вегас Кунцево» (GLA 119 467 кв. м) и ТЦ «Каширская Плаза» (GLA 71 000 кв. м).

В текущих экономических условиях девелоперы не спешат начинать строительство новых объектов, они ориентируются на оптимизацию концепций торговых центров с целью адаптации давно функционирующих проектов к современным реалиям рынка. Наблюдается тенденция к уменьшению средних размеров ТЦ. В 2016 г. средний размер составил 44 375 кв. м, что на 7% меньше, чем в прошлом году. В 2017 г. ожидается снижение до 36 145 кв. м.

Строительная активность на рынке ритейла возобновится лишь в 2019-2020 гг., когда начнется реализация анонсированных проектов торговых центров в составе ТПУ (это порядка 250 тыс. кв. м) и проектов ADG Group по реконструкции советских кинотеатров. После ввода в эксплуатацию всех 39 заявленных ТЦ в Москве может появиться до 300 тыс. кв. м торговых и развлекательных площадей.

Средний уровень вакансии в торговых центрах Москвы оставался стабильным на протяжении 2016 г. — 12%. Это связано с тем, что, несмотря на открытие новых проектов с высокой долей вакантности, ранее открытые торговые центры постепенно заполняются арендаторами, что позволяет поддерживать баланс. На фоне сокращения объемов строительства и постепенного восстановления потребительской активности, возможно, к концу 2017 г. наметится рост арендных ставок в прайм торговых центрах.

Ритейл-операторы по-разному прошли через два последние непростые года. В 2015 г. ушли с рынка нескольких иностранных игроков. В 2016 г. было больше слияний федеральных игроков (Zenden приобрела сети Thomas Munz и Masscotte, компания Сафмар объявила о приобретении «Эльдорадо» и потенциально рассматривает покупку «М.видео», «Дикси» выкупила часть магазинов «Седьмого Континента»), а также замещения небольших локальных сетей более крупными игроками (Х5 выкупила две крупных торговых сети в Сургуте, а также часть магазинов «Звездный» в Екатеринбурге).

Крупные федеральные сети расширяют географию и осваивают новые регионы, региональные сети пробуют свои силы в столице. Более того, некоторые сети уже реализуют программы международной экспансии (сеть «Воккер» объявила об открытии около 100 ресторанов в Европе, в том числе в Чехии, Германии и Израиле), Gloria Jeans собирается выйти на восточноевропейский рынок, ДаблБи открыла кофейню в Барселоне).

«Ритейл в Москве переживает заметную трансформацию. Операторы обновляют магазины, экспериментируют с форматами, разрабатывают новые стратегии для привлечения покупателей. Например, одним из интересных направлений, развивающихся в последнее время, стали моно- и мультиберендовые магазины российских дизайнеров, ранее представленные в основном онлайн, - комментирует Татьяна Дивина, старший директор отдела исследований Cushman&Wakefield. - Девелоперы отказываются от больших схем из-за общего смещения акцента торговой инфраструктуры в пользу меньших (районных) форматов. На смену классическому формату регионального торгового центра приходят проекты с развитой социальной, культурно-образовательной функциями, пространствами для общения, обучения и проведения досуга, расширенной зоной развлечений и общественного питания, а также торговые центры в составе городских инфраструктурных проектов или многофункциональных объектов. Проекты ADG и МКЖД как раз отвечают вызову времени и изменившимся запросам рынка и потребителя и станут ключевыми на ближайшие несколько лет».

 



Материалы по теме

Интервью

Ольга Кузина: «Необходимо тщательно продумывать местоположение и концепцию новых торговых объектов»

Ольга Кузина, руководитель службы консалтинга и исследований рынка компании Welhome, о потенциале Московской области в плане развития торговой недвижимости. 

26.09
Рейтинг

Москва попала в десятку городов по объему ввода торговых площадей

По данным CBRE, площадь торговых центров в процессе строительства по всему миру продолжает увеличиваться - с 39 млн кв. м в 2014 г. до 41,9 млн кв. м в 2015 г., причем азиатские города занимают девять мест в рейтинге десяти самых активных мировых рынков. 

13.05
Экспертный анализ

В каких районах Москвы больше всего торговых центров? Аутсайдеры стали лидерами

Аналитики Colliers International отмечают, что обеспеченность торговыми площадями по округам Москвы (кв. м / 1000 чел.) за 2015 г. претерпела существенные изменения по сравнению с 2014 годом.
21.03

журнал CRE 3 (423), 2023

Март
Вышел из печати мартовский CRE № 3 (423), 2023 Журнал выпущен при поддержке: Sminex-Интеко   MD Facility Management   RD Management   Raven Russia   Metrika Investments   Группа компаний Спектрум   S.A. Ricci   Читайте в номере:   Актуально ВОСТОЧНЫЕ МОТИВЫ Бизнес ищет в дружественных странах дополнительные способы доставки товаров   Тема номера ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ДОХОДЯГА Будущее формата арендных домов не очевидно, но оно есть   Интервью Сергей Матюхин, генеральный д...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (20-26 марта)

Офисная конференция, складские сделки, проект нового «Сити» в Коммунарке, результаты X5 Group и ТРЦ «Небо», а также новый материал из журнала CRE Retail – в нашей традиционной подборке.
26.03
Источник: CRE
Сделка

«Пионер» нашел покупателя на бизнес-центр

Отдельный корпус площадью 22,3 тыс. кв. м в Ostankino Business Park приобрела компания «Астра», специализирующаяся на разработках программного обеспечения. Опрошенные изданием эксперты оценивают сделку в 2,7-3,5 млрд рублей, что на наш взгляд больше похоже на оценку себестоимости строительства. По нашей оценке, сумма должна быть не менее 5,5 млрд рублей.
29.03
Источник: CRE
Открытие

Флагманский Love Republic открылся во Владивостоке

Магазин площадью 756 кв. м расположился в ТВК «Калина Молл». Для Love Republic это 160-й магазин собственной розничной сети.
27.03
Источник: CRE
Экспертный анализ

Всё будет маркетплейс

Забастовка представителей пунктов выдачи Wildberries, недовольство партнёров другими агрегаторами в очередной раз обострили проблемы, о которых на рынке говорили с момента формирования в сегменте олигополии: всё будет маркетплейс, но это не всем понравится. Некоторые эксперты прогнозируют, впрочем, «запуск хотя бы частичных процессов переформатирования» электронной торговли в России, площадками заинтересовались в ФАС, а депутаты Госдумы разрабатывают законопроект по маркетплейсам, уже прозванный в кулуарах «законом Бакальчук».
 
Текст: Евгений Арсенин. Журнал CRE Retail.
24.03
Источник: CRE
Аукцион

«Правда» снова продается

Комплекс зданий общей площадью около 19,5 тыс. кв. м выставлен на торги по начальной цене 565 млн рублей.
28.03
Источник: Пресс-служба «Ферро-Строй»
Проект

«Белая Дача парк» получит 6-этажный паркинг

Компания «Ферро-Строй» спроектировала шестиэтажный паркинг в Котельниках.

27.03
Источник: cre.ru
Проект

Журналистам представили бутырский Сити

В Бутырском районе появится альтернатива «Москва Сити».
 
23.03

подпишись НА эксклюзивные новости cre