Татьяна Дивина, Cushman&Wakefield: «Ритейл в Москве переживает заметную трансформацию»

Объемы строительства в 2016 г., по сравнению с рекордным 2014-м (было построено 647 тыс. кв. м торговых площадей), снизились практически в 2 раза: было открыто только 7 новых крупных ТЦ общей площадью 349 000 кв. м. Данная тенденция продолжится и в 2017 г., ожидается значительное снижение объемов строительства. 
6498

По прогнозам аналитиков Cushman&Wakefield, в Москве будет введено не более 200 тыс. кв. м качественных торговых площадей. К вводу запланировано всего два объекта сравнимого масштаба – ТЦ «Вегас Кунцево» (GLA 119 467 кв. м) и ТЦ «Каширская Плаза» (GLA 71 000 кв. м).

В текущих экономических условиях девелоперы не спешат начинать строительство новых объектов, они ориентируются на оптимизацию концепций торговых центров с целью адаптации давно функционирующих проектов к современным реалиям рынка. Наблюдается тенденция к уменьшению средних размеров ТЦ. В 2016 г. средний размер составил 44 375 кв. м, что на 7% меньше, чем в прошлом году. В 2017 г. ожидается снижение до 36 145 кв. м.

Строительная активность на рынке ритейла возобновится лишь в 2019-2020 гг., когда начнется реализация анонсированных проектов торговых центров в составе ТПУ (это порядка 250 тыс. кв. м) и проектов ADG Group по реконструкции советских кинотеатров. После ввода в эксплуатацию всех 39 заявленных ТЦ в Москве может появиться до 300 тыс. кв. м торговых и развлекательных площадей.

Средний уровень вакансии в торговых центрах Москвы оставался стабильным на протяжении 2016 г. — 12%. Это связано с тем, что, несмотря на открытие новых проектов с высокой долей вакантности, ранее открытые торговые центры постепенно заполняются арендаторами, что позволяет поддерживать баланс. На фоне сокращения объемов строительства и постепенного восстановления потребительской активности, возможно, к концу 2017 г. наметится рост арендных ставок в прайм торговых центрах.

Ритейл-операторы по-разному прошли через два последние непростые года. В 2015 г. ушли с рынка нескольких иностранных игроков. В 2016 г. было больше слияний федеральных игроков (Zenden приобрела сети Thomas Munz и Masscotte, компания Сафмар объявила о приобретении «Эльдорадо» и потенциально рассматривает покупку «М.видео», «Дикси» выкупила часть магазинов «Седьмого Континента»), а также замещения небольших локальных сетей более крупными игроками (Х5 выкупила две крупных торговых сети в Сургуте, а также часть магазинов «Звездный» в Екатеринбурге).

Крупные федеральные сети расширяют географию и осваивают новые регионы, региональные сети пробуют свои силы в столице. Более того, некоторые сети уже реализуют программы международной экспансии (сеть «Воккер» объявила об открытии около 100 ресторанов в Европе, в том числе в Чехии, Германии и Израиле), Gloria Jeans собирается выйти на восточноевропейский рынок, ДаблБи открыла кофейню в Барселоне).

«Ритейл в Москве переживает заметную трансформацию. Операторы обновляют магазины, экспериментируют с форматами, разрабатывают новые стратегии для привлечения покупателей. Например, одним из интересных направлений, развивающихся в последнее время, стали моно- и мультиберендовые магазины российских дизайнеров, ранее представленные в основном онлайн, - комментирует Татьяна Дивина, старший директор отдела исследований Cushman&Wakefield. - Девелоперы отказываются от больших схем из-за общего смещения акцента торговой инфраструктуры в пользу меньших (районных) форматов. На смену классическому формату регионального торгового центра приходят проекты с развитой социальной, культурно-образовательной функциями, пространствами для общения, обучения и проведения досуга, расширенной зоной развлечений и общественного питания, а также торговые центры в составе городских инфраструктурных проектов или многофункциональных объектов. Проекты ADG и МКЖД как раз отвечают вызову времени и изменившимся запросам рынка и потребителя и станут ключевыми на ближайшие несколько лет».

 



Материалы по теме

Интервью

Ольга Кузина: «Необходимо тщательно продумывать местоположение и концепцию новых торговых объектов»

Ольга Кузина, руководитель службы консалтинга и исследований рынка компании Welhome, о потенциале Московской области в плане развития торговой недвижимости. 

26.09
Рейтинг

Москва попала в десятку городов по объему ввода торговых площадей

По данным CBRE, площадь торговых центров в процессе строительства по всему миру продолжает увеличиваться - с 39 млн кв. м в 2014 г. до 41,9 млн кв. м в 2015 г., причем азиатские города занимают девять мест в рейтинге десяти самых активных мировых рынков. 

13.05
Экспертный анализ

В каких районах Москвы больше всего торговых центров? Аутсайдеры стали лидерами

Аналитики Colliers International отмечают, что обеспеченность торговыми площадями по округам Москвы (кв. м / 1000 чел.) за 2015 г. претерпела существенные изменения по сравнению с 2014 годом.
21.03

журнал CRE 5 (439)

Май
Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Вышел из печати CRE № 5 (439).   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ОТ ПОБЕДЫ К ПОБЕДЕ Фоторепортаж с церемонии премии   Тема номера ИНОГДА ОНИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ? «Лихие 90-ые» нам не грозят   Мнение СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ РАЗВИТИЯ СКЛАДСКОГО РЫНКА Генеральный директор «Raven Russia» Игорь Богородов делится своим видением ситуации   Офисы В ЗОНУ КОМФОРТА Будущее офисного рынка – за сервисом   Индустрия го...

Популярное

Источник: CRE
Игроки рынка

«Леруа Мерлен» - теперь «Лемана ПРО»

Под этим брендом компания продолжит работу в России.
18.06
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (10-16 июня)

ЦОД для ведущего маркетплейса, попытки продать ТРЦ Mari и Orlikov Plaza, новый формат для «Дикси», первые сделки в «РТС «Автозаводская», сделки в Дмитровском, «Вентуре» и Space 1 Меркурий, готовность БЦ «Фили Центр» - в нашей традиционной подборке за неделю.
16.06
Источник: CRE
Экспертный анализ

Нам года не беда: как живут торговые центры старше двадцати лет

По данным Nikoliers, из всего современного предложения торговых центров России сто восемнадцать объектов были открыты ранее 2004 года. Однако привлекательными и для арендаторов, и для покупателей из них остаются единицы. На большинство «возрастных» моллов намного существеннее, чем остальной рынок торговой недвижимости, повлияли пандемия коронавируса, уход иностранных игроков, растущее давление e-commerce, инфляция и изменение покупательского поведения. Ведущие российские эксперты вспоминают для CRE времена, когда для привлечения трафика не нужно было делать ничего, обсуждают, как в разные годы изменялись управление, позиционирование, пул арендаторов, место под солнцем на бизнес-картах, отношение к клиентскому опыту, и прогнозируют, кто сохранит место в топе гранд-объектов, а кто – продолжит работать по принципу «спасибо, что живой».

Текст: Максим Барабаш. Журнал CRE Retail
17.06
Источник: Глория Джинс
Игроки рынка

Максим Басов - новый генеральный директор Глория Джинс

Лилия Булатова возглавила блок создания и развития продукта ритейлера.
17.06
Источник: CORE.XP
Проект

CORE.XP реализовала «Столешники Хаус»

Площадь здания составляет 7 000 кв. м, а его резидентами стали именитые рестораторы. Команда CORE.XP изначально была автором коммерческой концепции проекта, разработанной в 2017 году, после чего приступила к реализации с началом строительных работ.
17.06
Источник: Nextons
Экспертный анализ

«Ильфы» и Петровы: как уход иностранных фирм перекроил юридическую карту России

Два года назад из России ушли практически все иностранные юридические фирмы, некоторые из которых открывали московские и ленинградские представительства ещё во времена позднего СССР. В режиме онлайн изменялась не только юридическая карта, когда-то чётко сегментированная «ильфами» и «рульфами», но и клиентские портфели и бизнес-климат: с уходом транснациональных игроков начался самый масштабный с девяностых передел активов с рекордными инвестициями в недвижимость, парад дауннейминга и даунбрендинга, а конкуренция в условиях сжатия рынка, санкционного давления и с появлением «ньюльфов» стала ещё более жёсткой.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE.
19.06
Источник: Магнит
Игроки рынка

«Магнит Маркет» планирует нарастить московскую сеть ПВЗ до 1000 точек

Сейчас в столице работают 300 ПВЗ сети. При этом об официальном начале работы ритейлер объявляет только сейчас, до этого проект работал в тестовом режиме.
17.06

подпишись НА эксклюзивные новости cre