Офисы Москвы – итоги 2016 г. от Welhome

По данным консалтинговой компании Welhome, по итогам 2016 г. объем ввода офисных площадей Москвы составил всего 277,3 тыс. кв. м GLA, что почти в 2 раза ниже аналогичного показателя 2015 г. и составляет около 47% от заявленного на начало 2016 г. объема ввода.
7287

Общий объем качественных офисных площадей на конец 2016 г. достиг 16,5 млн кв. м.

Как сообщают аналитики Welhome, в 2016 г. снижение девелоперской активности продолжилось и достигло пика за последние 10 лет. И несмотря на то, что объем ввода в IV квартале 2016 г. превышает в 2 раза аналогичный показатель 2015 г., в годовом исчислении отмечается максимальный за последние 10 лет спад. Причем это обусловлено не столько стандартным переносом срока ввода в конце квартала отчетного года, сколько кризисными явлениями в экономике и опасениями девелоперов.

Стоит отметить, что были перенесены сроки ввода многих объектов, заявленных к вводу до конца 2016 г.: среди крупных проектов можно выделить БЦ Neopolis и БЦ Neo Geo (корпус В II очереди). Кроме того, в рамках ММДЦ «Москва Сити» был в очередной раз отложен ввод таких масштабных проектов, как БЦ «IQ-квартал» и МФК «Башня Федерация, Восток», теперь уже на 2017 год.

В то же время 2016-й можно назвать годом плавной стабилизации: ставки замедлили свое падение, а к концу года в некоторых сегментах и локациях продемонстрировали небольшой рост. Также по итогам года объем вакантных помещений не вырос, а даже незначительно снизился. Однако можно констатировать тот факт, что офисный рынок продолжает оставаться рынком арендатора.

В ближайшей перспективе предпосылок к увеличению объемов ввода нового предложения нет – велика вероятность того, что он останется на том же уровне с небольшим отклонением в зависимости от сроков ввода отдельных объектов.

По данным Welhome, в IV квартале 2016 г. было введено 3 качественных объекта общей арендуемой площадью 65,7 тыс. кв. м. Крупнейший из них – гостинично-деловой комплекс на ул. Б. Пионерская, вл. 1/17, офисная площадь которого составляет 25 тыс. кв. м GLA. Другие два офисных комплекса, введенные в конце года, – БЦ SevenONE и БЦ «Отрадный» фаза II, корп. В. Сроки ввода остальных объектов, заявленных ранее к вводу до конца 2016 г., были перенесены на 2017 год.

В течение 2016 г. основной ввод пришелся на III квартал, когда было введено порядка 42% от общего объема нового предложения за год. Наиболее крупный введенный за III квартал офисный центр – БЦ «ЦСКА Арена» площадью 64,9 тыс. кв. м, он же крупнейший введенный за прошедший год. Следом идет IVквартал – 26%, I квартал – 20% и II квартал – 15% от общего ввода.

Если рассматривать объем введенных площадей в разрезе классов и зон города, то основной объем (44%) офисных объектов класса А был введен в зоне МКАД, а именно – БЦ G10 и офисные площади в составе МФК YE’S совокупной арендуемой площадью 48,4 тыс. кв. м. На зону СК-ТТК пришлось 32% - БЦ на Красина и МФК на Б. Пироговской и в зоне между ТТК и МКАД: новая очередь Nagatinoi-land.

Более 2/3 объема новых офисных площадей класса В+ пришлось на зону между ТТК и МКАД: БЦ «ЦСКА Арена» на 3-й Песчаной ул., БЦ «Отрадный» (фаза II, корп. В) и БЦ SevenONE на Дмитровском шоссе в районе строящейся станции метро «Верхние Лихоборы».

По данным Welhome, в 2016 г. было заключено сразу несколько крупных сделок по аренде, три из них - на помещения общей площадью по 10 тыс. кв. м каждое. Также стоит отметить крупные сделки по покупке, это: 96 тыс. кв. м БЦ President Plaza Сбербанком; 94 тыс. кв. м БЦ «Башня Евразия» ВТБ; 55 тыс. кв. м в БЦ «ОКО» Мэрией Москвы.

Без учета этих масштабных сделок по покупке на помещения класса А пришлось 60% от общего объема арендованных кв. м, остальной объем сделок пришелся на класс В (В+ и В-). Таким образом, в 2016 г. государственный сектор экономики в значительной степени «поддержал» офисный рынок.  

По итогам IV квартала 2016 г. средние базовые запрашиваемые ставки аренды офисных помещений не претерпели существенных изменений по сравнению с III кварталом 2016 г. Можно отметить небольшой рост к концу года, связанный с вымыванием наиболее ликвидных предложений, в размере 1-2%. По итогам 2016 г. рублевые ставки аренды на офисы класса А снизились на 12%, в классе В+ – на 14%.

За прошедший год также наблюдалась коррекция ставок, хоть и в меньшей степени, чем в 2015 г. На ставки по-прежнему оказывал давление значительный объем вакантных площадей. Собственникам в течение года было необходимо проявлять гибкую политику. А тенденция номинирования ставок аренды в рублевом исчислении еще больше усилилась по итогам года.

Как отмечают аналитики компании Welhome, тенденция снижения объема нового ввода, скорее всего, продолжится в 2017 г. Так, на 2017-й заявлен ввод порядка 550 тыс. кв. м. Половина этого потенциального нового предложения приходится на зону ММДЦ «Москва-Сити». По оценкам специалистов Welhome, ввод нового предложения будет на уровне 300-400 тыс. кв. м.

Уменьшение объемов ввода в среднесрочной перспективе приведет в будущем к нехватке офисных площадей. Несмотря на значительный объем вакантных площадей (более 2 млн кв. м), уже сейчас начинает ощущаться нехватка крупных офисных блоков. Это закономерная ситуация, характерная при прохождении кризисных явлений: рынок падает, участники волнуются, растут вакансии, арендаторы/ покупатели ожидают снижения ставок аренды и стоимости продажи. На фоне всего этого снижается инвестиционная активность, растут кредиты и снижается девелоперская активность – проекты замораживаются, откладываются, подвергаются реконцепции под другие назначения. Далее рынок достигает «дна», стабилизируется, и начинается его постепенное восстановление в условиях сниженного объема предложения. Текущие индикаторы рынка офисной недвижимости позволяют говорить о перспективах постепенного восстановления в ближайшие 1,5-2 года.

В текущей ситуации сниженный уровень ставки аренды позволит поддержать спрос, а уменьшение объемов ввода – снизить уровень вакантных площадей. Соответственно, начиная со следующего года можно ожидать если не повышения уровня арендных ставок, то, по крайней мере, их стабилизации.

 



Материалы по теме

Исследования рынка

Офисный рынок Москвы: итоги 2016 г. от S.A. Ricci

В 2016 г. девелоперская активность была очень низкой. Объем введенных офисных площадей в Москве по итогам года составил около 300 тыс. кв. м, что является минимальным значением за последнее 10 лет.
   
25.01

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 октября)

Новый проект Capital Group, распродажи Газпрома и Траста, сразу две крупные сделки Aspace, крупный апарт-отель в Петербурге, развитие ТЦ «Фили Град», а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.10
Источник: CRE
Экспертный анализ

Электронная очередь: проиграет ли e-commerce «каменной рознице»?

В 2024-м впервые в истории российского рынка продажи одежды и обуви онлайн де-факто догнали оффлайн. С одной стороны, очевидно, что модель омниканальности в том виде, в котором игроки продвигали её много лет подряд – «онлайн не конкурирует, а дополняет оффлайн» – не работает: e-commerce не только конкурирует и уводит клиентов из «каменной розницы», но давно изменил доходность, форматы магазинов, потребительское поведение и расстановку сил. В пользу маркетплейсов традиционно говорят удобство «магазина на диване», «бесконечная полка» и цена. В пользу оффлайна – более высокое качество клиентского опыта, возможность примерки и тактильного контакта с товарами, «атмосферность», социализация и пр. С другой стороны, инфляция, удорожание и усложнение логистики, транзакций, падающий уровень сервиса, ценовая гонка, ужесточение условий работы и проблемы бизнес-модели самих маркетплейсов и электронной торговли в целом уже в ближайшие полгода могут сделать покупки в сети не такими привлекательными. Это, возможно, позволит отвоевать «каменной рознице» у онлайна не всё, но многое, а у e-commerce с середины 2025-го начнётся спад.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.10
Источник: Пресс-служба October Group
Открытие

В Питере открылся Well

Партнер October Group открыл первый апарт-отель Well формата well-being.
 
18.10
Источник: Lynks Property Management
Открытие

В ТЦ «Фили Град» будут «Дети и радости»

Детский клуб площадью 80 кв. м разместился на первом этаже торгового центра.
17.10
Источник: Пресс-служба «Железно»
Игроки рынка

«Железно» построит для регионов

Федеральный девелопер «Железно», чья штаб-квартира размещается в Кирове, планирует увеличить портфель КРТ проектов до 1 000 000 кв. м в 2024 г.
18.10
Источник: Aspace
Сделка

МТС Ads стала якорным арендатором Aspace Никольская

Компания заняла 622 рабочих места во флагманском пространстве Aspace, таким образом обеспечив практически 100%-ю заполняемость проекта. Консультантом сделки выступила компания Ricci.
17.10
Источник: cre.ru
Аукцион

«ТРАСТ» продает права требования

Банк «ТРАСТ» выставил на торги права (требования) к владельцам коммерческой недвижимости в Москве.
 
17.10

подпишись НА эксклюзивные новости cre