10 ДНЕЙ
10 ЧАСОВ

Что влияет на московский street retail?

В последние годы московские власти активно взялись за облик города: реконструируют улицы, городские парки, промзоны. В 2015 г. было благоустроено 47 улиц, а в 2016 – 59, а в 2017 г. установлен план на более чем 50 улиц, в том числе за Садовым кольцом. 

В 2016 г. прошло две волны массового сноса самостроя – в феврале, когда было снесено 103 объекта общей площадью около 50 тыс. кв. м, и в августе, когда было ликвидировано 107 объектов площадью более 30 тыс. кв. м.

Минусы:

• нарушение эффективной работы торговых профилей при планировании некоторых территорий; например, в проекте одной из пешеходных зон на Новом Арбате между зданием, в котором расположены рестораны, и зоной, где будут находиться их веранды, расположен проход для пешеходов;

• потеря привлекательности улиц для арендаторов на период реконструкции (например, на сегодня не готовы идти на Сретенский бульвар или просят арендные каникулы в связи с предстоящей реконструкцией);

• расположение ярмарок поблизости с магазинами люксовых и премиальных брендов, которое отпугивает посетителей этих магазинов;

• полный запрет парковки в некоторых зонах, арендаторы которых ориентированы в том числе на автомобилистов; например, Кутузовский и Ленинградский проспект стоят полупустые и цены на них упали, потому что с тех пор, как с них убрали парковки, общепит не хочет там размещаться;

• недостаточная парковочная инфраструктура в окружении парковых зон, пользующихся популярностью для семейного отдыха.

Плюсы:

• создание комфортной городской среды: Москва станет «местом, пригодным для жизни», как говорится на официальном сайте мэра и правительства Москвы;

• рост пешеходного трафика до 20% и, как следствие, рост товарооборота ритейлеров;

• возвращение на стрит непродовольственных профилей: товаров для дома, косметики, услуг и др.

• появление новых заведений общепита и магазинов с уникальными концепциями и форматами;

• формирование новых торговых зон, которые имеют синергетический эффект (например, Патриаршие пруды как зона баров и кафе);

• развитие развлекательной составляющей: появление все большего количества event-площадок, ярмарок (напротив ГУМа, на Кузнецком мосту, на Никольской улице);

• при запрете парковок на одних улицах они появились на других (так, на Мясницкой и Пятницкой улицах парковок не было, а теперь появились парковочные карманы).

Важно:

• Нельзя поменять облик города без временных неудобств. На период реконструкции сложности неизбежны, но зато интерес арендаторов к уже реконструированным улицам есть, и он стабильный. При этом на реконструируемых улицах собственники готовы рассматривать процент от оборота в качестве арендных платежей или до 25% дисконта от арендных договоренностей.

• В результате ликвидации самостроя в 2 этапа было снесено около 80 тыс. кв. м ликвидных площадей, что сопоставимо с первой очередью «Метрополиса». Несмотря на то, что собственники павильонов понесли убытки и произошло перераспределение спроса на помещения, это событие осталось почти незаметным для рынка.

• Возможно, что вслед за изменением улиц изменится состав арендаторов на них в соответствии со своими требованиями к размещению.

Вакантность в стрит-ритейле сократилась на 2% за 2016 год и составила 7%. Увеличить заполняемость основным торговым коридорам столицы помогла в том числе городская программа по реконструкции улиц. Так, на Мясницкой улице вакантность сократилась с 9% в 1 квартале 2015 г. до 2% после двух этапов реконструкции, а на Тверской – с 15% до 10%. По большинству остальных основных торговых коридоров вакантность колебалась на несколько процентов в большую или меньшую сторону.

Марина Маркова, Руководитель направления Streetretail компании «Магазин Магазинов», о том,  как распределились запросы на помещения: «Сегодня наиболее популярными запросами арендаторов на рынке основных торговых коридоров являются кафе, рестораны и продукты питания. Они составляют 55% от общего объема спроса.

В этом году наметилась тенденция восстановления интереса со стороны сегментов одежда-обувь, аксессуаров, косметики и сферы услуг – на эти запросы приходится 19% от общего объема запросов на подбор помещений. Это связано с постепенным насыщением рынка ТЦ и позитивными ожиданиями розничных сетей от стрит-ритейла. Но говорить о том, что это кардинально изменит расстановку сил на рынке, в настоящий момент не приходится.

Что касается банков, их запросы в течение длительного времени сокращались в результате отзыва лицензий и перехода к интернет-обслуживанию. Однако сегодня этот сектор рынка демонстрирует стабильный спрос на уровне 2%, и данная ситуация, скорее всего, не будет меняться в ближайшее время».

1. Fashion-ритейл преобладает в ТЦ. Многие ритейлеры не могут позволить себе помещения в стрит-ритейле по текущим ценам с учетом платежеспособности населения и отказываются от них (например, Zara покинула Тверскую улицу). При этом не следует думать, что fashion-операторы уходят с улиц: на хорошие объекты в центре спрос имеет место и по высокой цене, т.к. их предложение ограничено. Также некоторые ритейлеры стали чаще использовать временный pop-up формат (так, H&M открывал pop-up магазин на территории комплекса «Лужники» в июле, Uniqlo - на Большой Дмитровке в октябре).

2. Начиная с прошлого года, продолжает развиваться практика, когда арендная плата имеет и фиксированную часть, и часть, которая рассчитывается как процент от товарооборота. В этом году собственники чаще готовы обсуждать это условие, чем в прошлом. Оно выгодно и арендаторам (как сокращение расходов на аренду в случае, если товарооборот окажется низким), и собственникам (как защита от девальвации, когда при обесценивании денег растет товарооборот и, соответственно, арендная плата). Однако такие случаи пока очень редки.

3. Развитие мини-маркетов и эко-маркетов. Начиная с 2015 г., активно развиваются мини-маркеты («Биостория»), эко-маркеты («АВ Маркет») и фреш-маркеты (рынки, внедренные в концепции ТЦ, например, в торговых центрах «МЕГА»). Также в этом году прошла еще одна реконцепция рынка: вслед за Даниловским был переформатирован Усачевский рынок в Хамовниках.

 4. Ярмарки продолжают набирать популярность. Но оцениваются они по-разному: с одной стороны, они привлекают людей, а с другой, положение ритейлеров ухудшается: например, арендаторы на Кузнецком мосту жалуются, что их витрины оказываются закрытыми от прохожих, а люди, пришедшие на ярмарку, как правило, идут именно на ярмарку, а не к ним. Возможно, некоторые российские арендаторы относятся к ярмаркам негативно, потому что просто не привыкли к ним и никогда не сталкивались с ними напротив своих магазинов. И через несколько лет будут воспринимать их нейтрально или даже позитивно. Например, во многих городах Европы ярмарки проводятся постоянно, и их принимают как само собой разумеющееся.

5. В этом году стали активно развиваться русские дизайнеры: если раньше они были главным образом в ТЦ, то сейчас готовы открывать pop-up сторы в стрит-ритейл.

 



иГРОКИ РЫНКА

Консалтинг и брокеридж

Магазин Магазинов

Материалы по теме

Экспертный анализ

Предприниматели интересуются стрит-ритейлом

Специалисты отдела коммерческой недвижимости инвестиционно-риэлторской компании Est-a-Tet отметили, что за год среди покупателей объектов стрит-ритейла на 18% увеличилось количество индивидуальных предпринимателей. 
12.01
Исследования рынка

Международные бренды покинут стрит-ритейл?..

Аналитики компании «Магазин магазинов» пришли к выводу, что 85% новых международных брендов России предпочли не стрит-ритейл, а торговые центры. 
05.12
Экспертный анализ

Стрит-ритейл: Москва растет в центре, Петербург – на периферии

Структура предложения объектов стрит-ритейла в Москве и Петербурге с точки зрения локации сегодня корректируется в противоположных направлениях. 
21.09

журнал CRE 11-12 (368-369)

1-30.06.2020
Цифры и факты Обзор рынка коммерческой недвижимости Скамейка запасных Игроки убеждены: в ближайшие полтора года банкам снова придётся стать санитарами рынка коммерческой недвижимости. Идите все на шопинг Закат философии шопинга как удовольствия игроки называют одной из главных проблем постпандемного рынка: для того, чтобы зайти в магазин, все еще нужно надеть маску, в залах нет доступа к тестерам, закрыты или существенно ограничены примерочные. Внутренний голос Потери российской...

Популярное

Игроки рынка

MR Group представила iCity

Компания MR Group объявила о начале строительства первого в России цифрового небоскреба iCity.
 
 
28.07
Сделка

Корейский центр купил более 2,5 тыс. «квадратов» в Москве

Корейский культурный центр приобрел здание на Арбате.
 
30.07
Проект

Level Group приведет фудхоллы в ЖК

Первый такой проект компания планирует реализовать в ЖК «Level Причальный». Инвестиции могут составить около 65-78 млн рублей.

28.07
События

ПИК сдвигает здания

В Москве впервые за 40 лет передвинут исторические объекты ради их сохранения.

30.07
Исследования рынка

Девелоперы скупают землю в Петербурге

По итогам первой половины 2020 года совокупная площадь приобретенной под жилое строительство земли в Петербурге превысил результаты аналогичного периода прошлого года в пять раз.

30.07
Конфликт

РПН проверит ритейл на наличие масок

Управы московских районов оповестили объекты торговли о начинающихся рейдах, за нарушение масочного режима приостановлена работа «Пятерочки» в ВАО, а количество оштрафованных в транспорте пассажиров выросло до 37 тыс. человек.

31.07
Игроки рынка

«БАРКЛИ» и ГК РКС Девелопмент создадут альянс

Председатель совета директоров «БАРКЛИ» Леонид Казинец: «Мы сами разберемся с "Медовой долиной"».
 
31.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre