Почти две трети (77 млн долл. США) были привлечены в складской сегмент. В то же время продажи недвижимости иностранными компаниями по-прежнему малы, поэтому имеет смысл говорить скорее об их выжидательной позиции, чем об уходе с российского рынка.
Всего же в коммерческую недвижимость России в 2016 г. было инвестировано 5,11 млрд долл. США против прогнозируемых 4,5. Улучшить показатель удалось даже несмотря на то, что часть сделок была отменена (Яндекс отказался от покупки зданий в квартале «Красная Роза»; владельцы передумали продавать ТЦ «Атриум»), а часть по-прежнему находится в стадии переговоров (ТЦ «Лето»; портфель торговой недвижимости компании Immofinanz). Примечательно, что 2,08 млрд долл. США потрачены банками (ВТБ, Россельхозбанк, Сбербанк) и государственными компаниями и структурами (Транснефть, Правительство Москвы). Следует отметить, что «чистые» инвестиции составили лишь 2,90 млрд долл. США. Среди крупнейших инвестиционных сделок в коммерческой недвижимости – покупка структурой АФК «Система» девяти отелей Региональной гостиничной сети у Venture Investment and Yield Management Андрея Якунина и приобретение Российским фондом прямых инвестиций площадей в складских комплексах «PNK-Чехов – 3» и «PNK – Северное Шереметьево». Также две крупные сделки были закрытые в 4-м квартале 2016 г. – это покупка компанией «Юг-Бизнеспартнер» 5-тизвездочного отеля Azimut в Сочи и приобретение «Лентой» сети гипермаркетов «К-Руока». Остальные крупные сделки были связаны либо с покупкой компаниями объектов для собственных нужд – 1,51 млрд долл. США, либо с реструктуризацией долгов – 0,70 млрд долл. США.
«Уменьшение количества инвестиционных сделок связано со снижением инвестиционной привлекательности коммерческой недвижимости в целом, - комментирует Андрей Владимирский, аналитик отдела исследований Cushman&Wakefield. – Мы полагаем, что в 2017 г. начнет восстанавливаться доверие к недвижимости как к инвестиционному инструменту. Укрепляющийся рубль и переставшая дешеветь нефть могут повлечь за собой возобновление спроса на российские активы и рост объема «чистых» инвестиций».