Иностранный ритейл прохладен к российскому рынку

В 2016 г. на российский рынок вышли 33 международных бренда (для сравнения: в 2015 г. - 50), 29 из которых открыли свои первые монобрендовые магазины в Москве. Еще минимум 10 международных ритейлеров в 2016 г. заявляли о своих планах по выходу на российский рынок, однако открытие их магазинов и предприятий общепита не состоялось. 

Сокращение числа выходов новых брендов свидетельствует о сохраняющихся сдержанных взглядах иностранного ритейла на российский рынок, сформировавшихся в результате изменившейся экономической ситуации и значительно возросших с ней рисками выхода на новый рынок (двукратное падение курса национальной валюты, стабильное снижение покупательной способности населения, изменение структуры расходов населения в пользу товаров первой необходимости и т.п.).

Позитивным трендом является то, что всего три международных бренда ушли с российского рынка в 2016 г. – Magnolia Bakery, LaSenza и Prenatal Milano. При этом в 2015 г. российский рынок покинули 12 международных брендов (8 из которых – fashion).

Структура спроса новых международных брендов также претерпела некоторые изменения. Несмотря на то что fashion-бренды по-прежнему занимают наибольшую долю, их количество сократилось практически в два раза по сравнению с 2015 г. – 15 против 27. При этом в 2016 г. вышли 3 бренда бытовой техники и электроники (LeEco, Xiaomi, Fujifilm) и ни одного международного бренда товаров для детей, тогда как в прошлом году их было 9.

Что касается спроса со стороны давно работающих игроков, то больше половины (56%) от количества магазинов, открывшихся в действующих качественных ТЦ Москвы в 2016 г., составляют fashion-ритейлеры, 15% приходится на операторов общепита, 4% - на развлечения. С точки зрения занятых площадей – 1-е место также удерживает fashion, а вот 2-е и 3-е места занимают развлечения и товары для детей соответственно.

В 2016 г. многие ритейлеры, как российские, так и международные, оптимизировали площади и меняли формат своих магазинов. Так, fashion масс-маркет преимущественно увеличивал площади и расширял ассортимент магазинов (в частности, «ТВОЕ» и Gloria Jeans), став полноценными family store. При этом многие бренды сократили количество магазинов, закрыв неуспешные, а в успешных увеличили площадь, тем самым сохранив баланс. Некоторые крупноформатные ритейлеры (Decathlon и Hoff), наоборот, ввели новый более компактный формат магазинов, сократив площади, что увеличивает количество потенциальных площадок для открытия новых магазинов. Отдельные ритейлеры, например, Lady&Gentleman, сокращали форматы магазинов локально. Продуктовые ритейлеры, которые наименее пострадали от перераспределения структуры потребления населения, диверсифицировали свои форматы, дополнив их магазинами «у дома», которые стали особенно востребованы в период текущего экономического кризиса.

Дина Постоленко, исполнительный директор департамента торговой недвижимости Colliers International: «В 2016 г. положительным трендом, который свидетельствует о том, что рынок ритейла уже адаптировался к новым экономическим реалиям, является незначительное количество брендов, которые решили уйти с российского рынка. При этом, как и в 2015 г., сетевые компании продолжали процесс оптимизации своего бизнеса: операторы пересматривали перспективы своего развития и закрывали убыточные или малоэффективные магазины и заведения общественного питания, а также меняли формат торговых точек».

 



иГРОКИ РЫНКА

Colliers International

Постоленко Дина

Консалтинг и брокеридж

Colliers International

Материалы по теме

Торговые улицы Москвы – стабильность в течение года

Ставки аренды в течение 2013 г. в торговых коридорах оставались стабильны, согласно данным компании Cushman & Wakefield.  

19.12
Исследования рынка

Торговые центры в России открываются полупустыми

Об этом говорится в опубликованном сегодня отчете Jones Lang LaSalle о рынке торговой недвижимости России за четвертый квартал
08.02

журнал CRE 13-14 (349-350)

1.07-31.08.2019
Гипер-: реанимация vs эвтаназия «Ашан» может сократить присутствие в формате гипермаркета в России, другие игроки не исключают, что ритейлер может вообще уйти из страны. Эксперты убеждены, что дело – в кардинальном изменении за посткризисные пять лет покупательского поведения и катастрофическом спаде популярности формата гипермаркета вообще. Потеря доверия Во время экономического форума в Петербурге в кулуарах обсуждались все болезни новой России последних двадцат...

Популярное

Сделка

Неизвестная компания арендовала весь Workki

5-этажный коворкинг Workki на «Комсомольской» полностью реализован моноарендатору. Сделка установила новый рекорд по объёму арендованных площадей гибкого офисного пространства одной компанией.
11.07
Проект

Names откроет более 80 коворкингов

Аяз Шабутдинов планирует запустить сеть коворкингов Names в регионах России.
09.07
Переговоры

Mail.ru может переехать в «Москва-Сити»

Mail.ru Group ведет переговоры об аренде площадей для штаб-квартиры в комплексе, который строят в «Москва-Сити» Олег Малис и Алишер Усманов. Если такая сделка состоится, она станет рекордной в истории рынка аренды офисов.
12.07
Конфликт

«Яндекс» не смог разместиться в WeWork

Компания KR Properties не согласовала «Яндексу» субаренду площадей в коворкинге WeWork в деловом квартале «Красная роза».
11.07
Открытие

«Группа ЛСР» реконструировала комплекс у Кремля

«Группа ЛСР» завершила реконструкцию многофункционального комплекса на острове Балчуг в центре Москвы, объединив три исторических здания под стеклянным куполом.
09.07
Сделка

В МФК «Ленинский 38» появились первые якоря

Подписаны договоры с первыми якорными арендаторами торгового центра в составе МФК «Ленинский 38».
09.07
Конфликт

«Zеленопарк» не будут сносить

Апелляционный суд отклонил иск «Транснефти» и «Газпрома», требовавших снести ТРЦ «Зеленопарк» в Зеленограде.
11.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre