Иностранный ритейл прохладен к российскому рынку

В 2016 г. на российский рынок вышли 33 международных бренда (для сравнения: в 2015 г. - 50), 29 из которых открыли свои первые монобрендовые магазины в Москве. Еще минимум 10 международных ритейлеров в 2016 г. заявляли о своих планах по выходу на российский рынок, однако открытие их магазинов и предприятий общепита не состоялось. 

5432

Сокращение числа выходов новых брендов свидетельствует о сохраняющихся сдержанных взглядах иностранного ритейла на российский рынок, сформировавшихся в результате изменившейся экономической ситуации и значительно возросших с ней рисками выхода на новый рынок (двукратное падение курса национальной валюты, стабильное снижение покупательной способности населения, изменение структуры расходов населения в пользу товаров первой необходимости и т.п.).

Позитивным трендом является то, что всего три международных бренда ушли с российского рынка в 2016 г. – Magnolia Bakery, LaSenza и Prenatal Milano. При этом в 2015 г. российский рынок покинули 12 международных брендов (8 из которых – fashion).

Структура спроса новых международных брендов также претерпела некоторые изменения. Несмотря на то что fashion-бренды по-прежнему занимают наибольшую долю, их количество сократилось практически в два раза по сравнению с 2015 г. – 15 против 27. При этом в 2016 г. вышли 3 бренда бытовой техники и электроники (LeEco, Xiaomi, Fujifilm) и ни одного международного бренда товаров для детей, тогда как в прошлом году их было 9.

Что касается спроса со стороны давно работающих игроков, то больше половины (56%) от количества магазинов, открывшихся в действующих качественных ТЦ Москвы в 2016 г., составляют fashion-ритейлеры, 15% приходится на операторов общепита, 4% - на развлечения. С точки зрения занятых площадей – 1-е место также удерживает fashion, а вот 2-е и 3-е места занимают развлечения и товары для детей соответственно.

В 2016 г. многие ритейлеры, как российские, так и международные, оптимизировали площади и меняли формат своих магазинов. Так, fashion масс-маркет преимущественно увеличивал площади и расширял ассортимент магазинов (в частности, «ТВОЕ» и Gloria Jeans), став полноценными family store. При этом многие бренды сократили количество магазинов, закрыв неуспешные, а в успешных увеличили площадь, тем самым сохранив баланс. Некоторые крупноформатные ритейлеры (Decathlon и Hoff), наоборот, ввели новый более компактный формат магазинов, сократив площади, что увеличивает количество потенциальных площадок для открытия новых магазинов. Отдельные ритейлеры, например, Lady&Gentleman, сокращали форматы магазинов локально. Продуктовые ритейлеры, которые наименее пострадали от перераспределения структуры потребления населения, диверсифицировали свои форматы, дополнив их магазинами «у дома», которые стали особенно востребованы в период текущего экономического кризиса.

Дина Постоленко, исполнительный директор департамента торговой недвижимости Colliers International: «В 2016 г. положительным трендом, который свидетельствует о том, что рынок ритейла уже адаптировался к новым экономическим реалиям, является незначительное количество брендов, которые решили уйти с российского рынка. При этом, как и в 2015 г., сетевые компании продолжали процесс оптимизации своего бизнеса: операторы пересматривали перспективы своего развития и закрывали убыточные или малоэффективные магазины и заведения общественного питания, а также меняли формат торговых точек».

 



иГРОКИ РЫНКА

Nikoliers

Постоленко Дина

Консалтинг и брокеридж

Nikoliers

Материалы по теме

Торговые улицы Москвы – стабильность в течение года

Ставки аренды в течение 2013 г. в торговых коридорах оставались стабильны, согласно данным компании Cushman & Wakefield.  

19.12
Исследования рынка

Торговые центры в России открываются полупустыми

Об этом говорится в опубликованном сегодня отчете Jones Lang LaSalle о рынке торговой недвижимости России за четвертый квартал
08.02

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: CMWP
Управление недвижимостью

CMWP возьмется за «Евгеньевский»

Компания выступит консультантом по предэксплуатации нового жилого квартала в Санкт-Петербурге.
06.05
Источник: Space 1
Игроки рынка

В Space 1 JET не осталось мест

Вакантность по сети достигла нулевого уровня со сделкой по аренде 36 рабочих мест поставщиком продовольственных и непродовольственных товаров в пространстве на Белой Площади.
07.05
Источник: October Group
Проект

K-City получил РНС

Девелопер October Group планирует завершить строительство первой очереди проекта - офисной башни площадью 22,5 тыс. кв. м - в 2028 году.
07.05
Источник: CRE
Сделка

Владельцы «Мария-Ра» приобрели Дом Третьяковых

Особняк площадью 6 500 кв. м на Кузнецком Мосту могут переделать в офисный центр.
12.05
Источник: CRE
Сделка

Sminex арендовал 7 100 кв. м в Space 1 Balchug

Аренда 944 рабочих мест в гибком пространстве на Садовнической улице может стоить от 60 до 70 млн рублей в месяц.
12.05
Источник: ГК "Риотэкс"
Проект

ГК "Риотэкс" рассказала о строительстве «Технопарка Раменское»

В рамках первой очереди проекта завершены монолитные работы складского и офисного центров. Завершение строительства первой очереди запланировано на октябрь 2025 года. 
12.05
Источник: CRE
Игроки рынка

CMWP завершила сделку по покупке PRO Realty

Основными заказчиками PRO Realty являются крупнейшие банки, такие как Альфа-Банк и Т-Банк, Сбербанк Технологии, НПФ Благосостояние, компании группы РЖД, Фонд Сколково и его структуры, кофеобжарочный завод МилФудс (Poetti) и другие.
12.05

подпишись НА эксклюзивные новости cre