Об основных офисных трендах

Андрей Хазов, генеральный директор FORT Project

6560

Факторы, влияющие на тренды

Если раньше основная идея оформления офиса была в том, чтобы показать статусность компании, то теперь компании задумываются о качественных офисных пространствах, исходя из соображений повышения эффективности бизнеса. То есть факторы, влияющие на развитие трендов офисной недвижимости, сменились внутренними - такими как:

- борьба за сотрудников;

- увеличение количества времени, проводимого сотрудниками на работе;

- нематериальная мотивация персонала;

- увеличение доли работающих дистанционно, гибкие графики.

Актуальные тенденции офисных пространств

В настоящее время отмечается смещение от консервативных офисов в сторону более ярких индивидуальных пространств. Происходит некая передача ценностей и индивидуальности через цветовые решения и брэндинг.

Таким образом, современные корпорации выражают через офисное пространство философию компании, культуру, ценности. Следуя этим трендам, все чаще стали появляться тематические офисы.

Как известно, законодателями моды в офисных пространствах являются IT-компании. Это связано в первую очередь с жесткой борьбой за сотрудников, а также с желанием внедрять передовые технологии в организацию рабочих процессов.

В качестве одного из примеров можно привести офис Tutu.ru, реализованный нашей компанией. Офис-дом для сотрудников поделен на зоны: «стендапная», лаунж-библитека, мини-переговорные в виде вагонов-купе, 2 места для сна.

Конечно, к таким смелым решениям готовы не все компании. Но данный тренд начали перенимать и более консервативные бизнесы: производства, банки, финансовые компании. Кстати, сейчас в оформлении офисных пространств банки все больше начинают походить на айтишников. В этой сфере намечаются наиболее активные преобразования.

Наличие зон для отдыха, неформального общения, перекусов, зон для совместной работы (мозгового штурма), различные зоны, чтобы объединяться, общаться, обмениваться идеями, хот-дески – это уже обязательно практически для каждого офиса.

Проводя на работе большую часть жизни, люди хотят видеть более дружелюбную среду. Для этих целей мы рекомендуем своим клиентам провести мероприятия по комплексному озеленению офисов, так называемый фитодизайн помещений.

Также одним из трендов в этом направлении могу выделить аромотерапию.

Оптимизация затрат

Стоит также отметить, что тренды на офисном рынке сейчас разнонаправленные и носят не только положительный характер. Можем отметить также противоположный краткосрочный тренд – уменьшение количества квадратных метров на одного сотрудника в целях экономии затрат. Многим компаниям в условиях кризиса пришлось подзатянуть пояса. Наши исследования показывают, что если раньше этот показатель был в среднем 8-10 кв. м на человека, то теперь он может достигать 5-6 кв. м на сотрудника. Это результат жесткого кост-менеджмента. К примеру, в Европе данный показатель наоборот увеличивается и достигает 14 кв. м на сотрудника.

В части оптимизации затрат можем отметить уход от кабинетной системы в сторону использования open-space. Это и экономия пространства, и открытость компании перед сотрудниками. Данный тренд уже давно используется практически всеми компаниями, за исключением госсектора и юридических фирм.

Еще один тренд создания рабочих пространств, который мы используем последние 2 года, это удешевление проектных решений. Если раньше заказчики шли на расходы без проблем, то сейчас считают каждую копейку и рады любой возможности для оптимизации. К ним можно отнести:

- оптимизацию бюджета за счет оптимизации строительных решений;

- изготовление спецзаказных изделий непосредственно на строительной площадке;

- рациональное использование существующих площадей и конструкций;

- использование недорогих, но эффектных решений на этапе проектирования;

- бюджетирование и анализ принимаемых архитектурных решений по показателю цена/результат на этапе проектирования.

 



Материалы по теме

Точка зрения

Маркетинг офисной недвижимости: все еще будет

Светлана Григорьева, Директор по маркетингу Делового квартала Neopolis

13.03

журнал CRE 4 (438)

Апрель
Вышел из печати CRE № 4 (438).   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ЛИДЕРЫ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Спецвыпуск о номинантах премии   Девелопмент OFFprICE В 2024-м офисы на продажу останутся одним из двигателей рынка   Тема номера ЛЁГКОЙ ПОСТУПЬЮ В 2024 году объем light industrial только в Москве может достичь 1,2-1,3млн кв.м   Тенденции СТРАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ Многие ТРЦ ждет «суровый американский сценарий» – редевелопмент со строительством жилья, апартаментов или МФЦ   Nota...

Популярное

Источник: ЦДМ
Сделка

ЦДМ переехал с Лубянки на «Киевскую Площадь»

ГК «Киевская Площадь» стала новым собственником объекта. В том, что это рыночная сделка, есть сомнения.
 
12.04
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (8-14 апреля)

Расширение Industrial City Жуковский, новый складской проект Radius Group, региональная экспансия Lamoda Sport и Zenden, страсти по «Мегамаркету» на площади ИКЕА, переход ЦДМ под крыло «Киевской Площади», активная ротация арендаторов в мытищинском «Июне» и другие новости - в нашей традиционной подборке.
14.04
Источник: Дмитровский логистический парк
Сделка

В Дмитровском логистическом парке сдали 2,9 тыс. кв. м в субаренду

Новым резидентом стал производитель non-food. Брокер сделки – Bright Rich | CORFAC International.
12.04
Источник: Остров Мечты
Экспертный анализ

Дома лучше: торговые центры стали главными конкурентами путешествий

Торговые центры четвёртый год называются основными летними бенефициарами сложностей с поездками в другие страны и в разы подорожавшего отдыха в России. Однако на фоне сохраняющегося шока от ухода большей части иностранных арендаторов, инфляции, продолжающегося спада доходов, изменения потребительского поведения и сокращённых маркетинговых бюджетов удивлять посетителей всё сложнее.

Текст: Влад Лория. Журнал CRE Retail.
12.04
Источник: cre.ru
CRE Awards

Победители CRE Moscow Awards 2024

Поздравляем победителей XXI Премии CRE Moscow Awards 2024, торжественное награждение которых прошло сегодня в Барвиха Luxury Village!
18.04
Источник: CRE
Игроки рынка

Выручка Pridex в 2023 году достигла 54,5 млрд рублей

Портфель активных проектов компании превысил 220 тыс. кв. метров.
18.04
Источник: ЦДМ
Экспертный анализ

Рыночек порешал

На днях было объявлено о закрытии сразу двух сделок, названных отдельными экспертами «нерыночными» или «рыночными с оговорками» – ГК «Киевская площадь» купила у «Галс-Девелопмент» ЦДМ, а «Торговые галереи» – российский портфель активов входящей в группу семьи Мюлье Ceetrus. Обе сделки имеют все шансы стать не только самыми крупными в сегменте торговой недвижимости, но и по итогам 2024 года в целом.

Текст: Евгений Арсенин. Журнал CRE Retail
17.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre