Об основных офисных трендах

Андрей Хазов, генеральный директор FORT Project

6792

Факторы, влияющие на тренды

Если раньше основная идея оформления офиса была в том, чтобы показать статусность компании, то теперь компании задумываются о качественных офисных пространствах, исходя из соображений повышения эффективности бизнеса. То есть факторы, влияющие на развитие трендов офисной недвижимости, сменились внутренними - такими как:

- борьба за сотрудников;

- увеличение количества времени, проводимого сотрудниками на работе;

- нематериальная мотивация персонала;

- увеличение доли работающих дистанционно, гибкие графики.

Актуальные тенденции офисных пространств

В настоящее время отмечается смещение от консервативных офисов в сторону более ярких индивидуальных пространств. Происходит некая передача ценностей и индивидуальности через цветовые решения и брэндинг.

Таким образом, современные корпорации выражают через офисное пространство философию компании, культуру, ценности. Следуя этим трендам, все чаще стали появляться тематические офисы.

Как известно, законодателями моды в офисных пространствах являются IT-компании. Это связано в первую очередь с жесткой борьбой за сотрудников, а также с желанием внедрять передовые технологии в организацию рабочих процессов.

В качестве одного из примеров можно привести офис Tutu.ru, реализованный нашей компанией. Офис-дом для сотрудников поделен на зоны: «стендапная», лаунж-библитека, мини-переговорные в виде вагонов-купе, 2 места для сна.

Конечно, к таким смелым решениям готовы не все компании. Но данный тренд начали перенимать и более консервативные бизнесы: производства, банки, финансовые компании. Кстати, сейчас в оформлении офисных пространств банки все больше начинают походить на айтишников. В этой сфере намечаются наиболее активные преобразования.

Наличие зон для отдыха, неформального общения, перекусов, зон для совместной работы (мозгового штурма), различные зоны, чтобы объединяться, общаться, обмениваться идеями, хот-дески – это уже обязательно практически для каждого офиса.

Проводя на работе большую часть жизни, люди хотят видеть более дружелюбную среду. Для этих целей мы рекомендуем своим клиентам провести мероприятия по комплексному озеленению офисов, так называемый фитодизайн помещений.

Также одним из трендов в этом направлении могу выделить аромотерапию.

Оптимизация затрат

Стоит также отметить, что тренды на офисном рынке сейчас разнонаправленные и носят не только положительный характер. Можем отметить также противоположный краткосрочный тренд – уменьшение количества квадратных метров на одного сотрудника в целях экономии затрат. Многим компаниям в условиях кризиса пришлось подзатянуть пояса. Наши исследования показывают, что если раньше этот показатель был в среднем 8-10 кв. м на человека, то теперь он может достигать 5-6 кв. м на сотрудника. Это результат жесткого кост-менеджмента. К примеру, в Европе данный показатель наоборот увеличивается и достигает 14 кв. м на сотрудника.

В части оптимизации затрат можем отметить уход от кабинетной системы в сторону использования open-space. Это и экономия пространства, и открытость компании перед сотрудниками. Данный тренд уже давно используется практически всеми компаниями, за исключением госсектора и юридических фирм.

Еще один тренд создания рабочих пространств, который мы используем последние 2 года, это удешевление проектных решений. Если раньше заказчики шли на расходы без проблем, то сейчас считают каждую копейку и рады любой возможности для оптимизации. К ним можно отнести:

- оптимизацию бюджета за счет оптимизации строительных решений;

- изготовление спецзаказных изделий непосредственно на строительной площадке;

- рациональное использование существующих площадей и конструкций;

- использование недорогих, но эффектных решений на этапе проектирования;

- бюджетирование и анализ принимаемых архитектурных решений по показателю цена/результат на этапе проектирования.

 



Материалы по теме

Точка зрения

Маркетинг офисной недвижимости: все еще будет

Светлана Григорьева, Директор по маркетингу Делового квартала Neopolis

13.03

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №11 (445). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: IBC Global
Проект

В Кыргызстане стартовало строительство Global Hub

Общая площадь комплекса составит 137 тыс. кв. м. Консультантом и эксклюзивным брокером проекта выступила компания IBC Global, девелопер - Alkanov Group один из крупнейших игроков сегмента Кыргызской Республики.
09.01
Источник: Ricci
Назначения

Ricci назначает главного операционного директора

Эту должность займет Ирина Песоцкая. До прихода в компанию Ирина занимала ключевые позиции в Nikoliers, БКС Банке, Альфа-Банке, Ренессанс-Капитал и Kept (ранее КПМГ). 
09.01
Источник: Business Club
Назначения

Екатерина Прокопова теперь в Business Club

Она заняла должность директора отдела по связям с общественностью.
10.01
Источник: Hutton
Проект

Hutton займется строительством Light Industrial

Компания получила разрешение на строительство производственного комплекса Noman площадью около 13 400 кв. м на юго-востоке Москвы.
09.01
Источник: Pridex
Игроки рынка

Pridex создает офисную экосистему

Компания провела ребрендинг и объединила ключевые направления деятельности - Pridex Construction, Pridex Spaces, Pridex Technology и Pridex Lab - под единым материнским брендом. 
09.01
Источник: Crocus Group
Игроки рынка

Crocus Group поделилась итогами года

В ТРК Vegas новые арендаторы заняли более 9 000 квадратных метров арендной площади, а ТЦ «Крокус Сити Молл» пополнил свой портфель арендаторов более чем на 15 премиальных брендов.
09.01
Источник: ТРЦ «Ярмарка»
Открытие

В Астрахани в ТРЦ «Ярмарка» открылся Superland

Общая площадь семейного активити-парка составляет 2005 кв. м.  
09.01

подпишись НА эксклюзивные новости cre