Об основных офисных трендах

Андрей Хазов, генеральный директор FORT Project

5291

Факторы, влияющие на тренды

Если раньше основная идея оформления офиса была в том, чтобы показать статусность компании, то теперь компании задумываются о качественных офисных пространствах, исходя из соображений повышения эффективности бизнеса. То есть факторы, влияющие на развитие трендов офисной недвижимости, сменились внутренними - такими как:

- борьба за сотрудников;

- увеличение количества времени, проводимого сотрудниками на работе;

- нематериальная мотивация персонала;

- увеличение доли работающих дистанционно, гибкие графики.

Актуальные тенденции офисных пространств

В настоящее время отмечается смещение от консервативных офисов в сторону более ярких индивидуальных пространств. Происходит некая передача ценностей и индивидуальности через цветовые решения и брэндинг.

Таким образом, современные корпорации выражают через офисное пространство философию компании, культуру, ценности. Следуя этим трендам, все чаще стали появляться тематические офисы.

Как известно, законодателями моды в офисных пространствах являются IT-компании. Это связано в первую очередь с жесткой борьбой за сотрудников, а также с желанием внедрять передовые технологии в организацию рабочих процессов.

В качестве одного из примеров можно привести офис Tutu.ru, реализованный нашей компанией. Офис-дом для сотрудников поделен на зоны: «стендапная», лаунж-библитека, мини-переговорные в виде вагонов-купе, 2 места для сна.

Конечно, к таким смелым решениям готовы не все компании. Но данный тренд начали перенимать и более консервативные бизнесы: производства, банки, финансовые компании. Кстати, сейчас в оформлении офисных пространств банки все больше начинают походить на айтишников. В этой сфере намечаются наиболее активные преобразования.

Наличие зон для отдыха, неформального общения, перекусов, зон для совместной работы (мозгового штурма), различные зоны, чтобы объединяться, общаться, обмениваться идеями, хот-дески – это уже обязательно практически для каждого офиса.

Проводя на работе большую часть жизни, люди хотят видеть более дружелюбную среду. Для этих целей мы рекомендуем своим клиентам провести мероприятия по комплексному озеленению офисов, так называемый фитодизайн помещений.

Также одним из трендов в этом направлении могу выделить аромотерапию.

Оптимизация затрат

Стоит также отметить, что тренды на офисном рынке сейчас разнонаправленные и носят не только положительный характер. Можем отметить также противоположный краткосрочный тренд – уменьшение количества квадратных метров на одного сотрудника в целях экономии затрат. Многим компаниям в условиях кризиса пришлось подзатянуть пояса. Наши исследования показывают, что если раньше этот показатель был в среднем 8-10 кв. м на человека, то теперь он может достигать 5-6 кв. м на сотрудника. Это результат жесткого кост-менеджмента. К примеру, в Европе данный показатель наоборот увеличивается и достигает 14 кв. м на сотрудника.

В части оптимизации затрат можем отметить уход от кабинетной системы в сторону использования open-space. Это и экономия пространства, и открытость компании перед сотрудниками. Данный тренд уже давно используется практически всеми компаниями, за исключением госсектора и юридических фирм.

Еще один тренд создания рабочих пространств, который мы используем последние 2 года, это удешевление проектных решений. Если раньше заказчики шли на расходы без проблем, то сейчас считают каждую копейку и рады любой возможности для оптимизации. К ним можно отнести:

- оптимизацию бюджета за счет оптимизации строительных решений;

- изготовление спецзаказных изделий непосредственно на строительной площадке;

- рациональное использование существующих площадей и конструкций;

- использование недорогих, но эффектных решений на этапе проектирования;

- бюджетирование и анализ принимаемых архитектурных решений по показателю цена/результат на этапе проектирования.

 



Материалы по теме

Точка зрения

Маркетинг офисной недвижимости: все еще будет

Светлана Григорьева, Директор по маркетингу Делового квартала Neopolis

13.03

журнал CRE 22 (400)

декабрь 2 - январь 1
С PDF-версией можно ознакомиться ЗДЕСЬ Выпущен при поддержке: Becar Asset Management www.becar-group.com   Metrika Investments https://metrikainvestments.com/   Union Brokers unionbrokers.ru   S.A. Ricci https://ricci.ru/   Lynks Property Management www.lynkspm.com   Алютех https://alutech-group.com/   MD Facility Management www.mdpm.ru   MMG www.mallmg.ru   City&Malls PFM www.cmpfm.ru   KR Properties www.kr-pro.ru   Knight Frank www.kf.expert   Raven R...

Популярное

Источник: Radius Group
Назначения

Radius Group усиливает команду

Radius Group рассказал о стратегических назначениях.
 
20.01
Источник: AFI Development
Сделка

AFI Development сдала VIP-этаж в БЦ AFI2B

Этаж площадью около 2 000 кв. м с 8-метровыми потолками заняла международная нефтетрейдинговая компания.
19.01
Источник: JLL
Игроки рынка

JLL делает ставку на землю

JLL объявляет о запуске нового направления бизнеса в России.
 
20.01
Источник: belaya-ploschad.bc-moscow.ru
Игроки рынка

O1 Properties поделилась итогами года

O1 Properties заключила арендные сделки общей площадью 155 тыс. кв. м в 2021 г.
 
19.01
Источник: Архсовет Москвы
Проект

На Тверском появится гастрокластер

Архсовет Москвы вчера одобрил проект гастрокластера на Тверском бульваре.
 
20.01
Источник: Т+Т Architects. Фотограф Илья Иванов
Проект

Как выглядит новый Inex Multispace

Концепцию комплексной реновации пятиэтажного здания площадью 4176 кв. м разработало архитектурное бюро Т+Т Architects.

18.01
Источник: парк-культуры.бизнесцентр.сайт
Сделка

«Дом Парк Культуры» сменил арендатора

«ТЭК Мосэнерго» арендовала бизнес-центр в Хамовниках.
 
19.01

подпишись НА эксклюзивные новости cre