Об основных офисных трендах

Андрей Хазов, генеральный директор FORT Project

6646

Факторы, влияющие на тренды

Если раньше основная идея оформления офиса была в том, чтобы показать статусность компании, то теперь компании задумываются о качественных офисных пространствах, исходя из соображений повышения эффективности бизнеса. То есть факторы, влияющие на развитие трендов офисной недвижимости, сменились внутренними - такими как:

- борьба за сотрудников;

- увеличение количества времени, проводимого сотрудниками на работе;

- нематериальная мотивация персонала;

- увеличение доли работающих дистанционно, гибкие графики.

Актуальные тенденции офисных пространств

В настоящее время отмечается смещение от консервативных офисов в сторону более ярких индивидуальных пространств. Происходит некая передача ценностей и индивидуальности через цветовые решения и брэндинг.

Таким образом, современные корпорации выражают через офисное пространство философию компании, культуру, ценности. Следуя этим трендам, все чаще стали появляться тематические офисы.

Как известно, законодателями моды в офисных пространствах являются IT-компании. Это связано в первую очередь с жесткой борьбой за сотрудников, а также с желанием внедрять передовые технологии в организацию рабочих процессов.

В качестве одного из примеров можно привести офис Tutu.ru, реализованный нашей компанией. Офис-дом для сотрудников поделен на зоны: «стендапная», лаунж-библитека, мини-переговорные в виде вагонов-купе, 2 места для сна.

Конечно, к таким смелым решениям готовы не все компании. Но данный тренд начали перенимать и более консервативные бизнесы: производства, банки, финансовые компании. Кстати, сейчас в оформлении офисных пространств банки все больше начинают походить на айтишников. В этой сфере намечаются наиболее активные преобразования.

Наличие зон для отдыха, неформального общения, перекусов, зон для совместной работы (мозгового штурма), различные зоны, чтобы объединяться, общаться, обмениваться идеями, хот-дески – это уже обязательно практически для каждого офиса.

Проводя на работе большую часть жизни, люди хотят видеть более дружелюбную среду. Для этих целей мы рекомендуем своим клиентам провести мероприятия по комплексному озеленению офисов, так называемый фитодизайн помещений.

Также одним из трендов в этом направлении могу выделить аромотерапию.

Оптимизация затрат

Стоит также отметить, что тренды на офисном рынке сейчас разнонаправленные и носят не только положительный характер. Можем отметить также противоположный краткосрочный тренд – уменьшение количества квадратных метров на одного сотрудника в целях экономии затрат. Многим компаниям в условиях кризиса пришлось подзатянуть пояса. Наши исследования показывают, что если раньше этот показатель был в среднем 8-10 кв. м на человека, то теперь он может достигать 5-6 кв. м на сотрудника. Это результат жесткого кост-менеджмента. К примеру, в Европе данный показатель наоборот увеличивается и достигает 14 кв. м на сотрудника.

В части оптимизации затрат можем отметить уход от кабинетной системы в сторону использования open-space. Это и экономия пространства, и открытость компании перед сотрудниками. Данный тренд уже давно используется практически всеми компаниями, за исключением госсектора и юридических фирм.

Еще один тренд создания рабочих пространств, который мы используем последние 2 года, это удешевление проектных решений. Если раньше заказчики шли на расходы без проблем, то сейчас считают каждую копейку и рады любой возможности для оптимизации. К ним можно отнести:

- оптимизацию бюджета за счет оптимизации строительных решений;

- изготовление спецзаказных изделий непосредственно на строительной площадке;

- рациональное использование существующих площадей и конструкций;

- использование недорогих, но эффектных решений на этапе проектирования;

- бюджетирование и анализ принимаемых архитектурных решений по показателю цена/результат на этапе проектирования.

 



Материалы по теме

Точка зрения

Маркетинг офисной недвижимости: все еще будет

Светлана Григорьева, Директор по маркетингу Делового квартала Neopolis

13.03

журнал CRE 6 (440)

Июнь
Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Вышел из печати CRE №6 (440), выпущенный в соредакторстве с директором Группы PLT Михаилом Тарасовым.   Читайте в номере: Летучка «УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА НА НАШЕМ РЫНКЕ БУДЕТ ТОЛЬКО УСИЛИВАТЬСЯ, ЭТО ПРОСТО НЕИЗБЕЖНО» Обсуждаем с Михаилом Тарасовым главные темы дня и номера   Актуально РАЗОШЛИСЬ ПО КЛАССАМ Представлена обновленная впервые за десять лет классификация офисной недвижимости Москвы   Тема номера ТЯЖЕЛЫЙ...

Популярное

Источник: CRE
Сделка

В Comcity сделка более чем на 7 тыс. кв. м

Новым резидентом офисного парка стала компания IEK Group. Консультант сделки - ILM.
11.07
Источник: CRE
Проект

ГК «Ориентир» выходит в Калининград

Девелопер построит для компании X5 Group мультитемпературный распределительный центр площадью 26 800 кв. м.
10.07
Источник: CRE
Игроки рынка

CORE.XP нарастила сделки со складами

По итогам II квартала 2024 года объем сделок с участием консультантов компании превысил 339 тыс. кв. м, а за полугодие в целом достиг 426 тыс. кв. м.
11.07
Источник: BMS Development Group
Назначения

BMS Development Group усиливает финансы

Александр Ситников назначен финансовым директором девелоперской группы.
 
11.07
Источник: CRE
Сделка

Финтех-компания арендовала офис в Space 1 Арбат

Консультантом сделки по аренде 30 рабочих мест выступила компания Remain.
11.07
Источник: CRE
Проект

«Дочка» Газпромбанка может построить логопарк

В строительство складского комплекса площадью 150 тыс. кв. м на 30 га в Истринском городском округе  «ГПБ-Инвест» может вложить около 10 млрд рублей.
12.07
Источник: CRE
Переговоры

Radius Group и Ozon готовят сделку года

Маркетплейс может арендовать все 270 тыс. кв. м строящегося логопарка «Северные врата». Это может стать крупнейшей сделкой за 2024 год по аренде площадей на складском рынке. Годовые арендные платежи маркетплейса могут достигать 3,5 млрд рублей.
15.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre