Как поменялись арендаторы ТЦ за 10 лет

Аналитики Knight Frank проанализировали, как изменился состав арендаторов торговых центров за 10 лет (2007-2017 гг.), и пришли к выводу, что доля площадей, занимаемых супермаркетами или гипермаркетами, сократилась в 4 раза - с 39,5% до 8,3%. Операторы сегмента развлечений, детские товары и магазины одежды и обуви, наоборот, нарастили свою долю почти в 2 раза.
6502
· В 2007 г. супермаркеты или гипермаркеты были крупнейшими операторами торговых объектов: под продукты отводилось 39,5% площадей торгового центра. Среди продуктовых розничных сетей, работающих на рынке 10 лет назад, можно выделить «Ашан», «Мосмарт», «Рамстор», «Седьмой континент», «Перекресток» и др. В структуре арендаторов новых торговых центров продуктовый оператор по-прежнему остается одним из важнейших, однако теперь под продукты отводится менее 10% площади торгового центра. Отчасти это связано со значительным изменением поведения столичного покупателя: жители современного мегаполиса все чаще стали покупать продукты в магазинах «у дома», формируя запрос на экстенсивное развитие данного формата. Так, с 2007 г. количество магазинов формата «у дома» выросло в 11,5 раз. Для сравнения: число продуктовых гипермаркетов увеличилось в 2,3 раза, супермаркетов – в 2 раза.

· Доля площадей, занимаемая операторами развлекательного (и смежных с ним) сегмента увеличилась почти в два раза (с 7,9% до 14%). Устойчивая общемировая тенденция сочетания шоппинга и развлечений постепенно перерастает в совмещение shopping + entertainments + sport + education + art + events, что в свою очередь формирует спрос на новые форматы торговых объектов: в современных торговых центрах появляются кулинарные школы, веревочные парки, театры, квесты, танцевальные студии, автошколы, полигоны для радиоуправляемых моделей, выставочные пространства и другие проекты. Подобные концепции, как правило, выполняют функцию социализации, позволяют сделать процесс шоппинга менее утомительным, разнообразить досуг жителей, но при этом требуют от покупателя значительных временных затрат (сегмент time-consuming). Сегодня операторы данного сегмента находятся на втором месте по доле занимаемых площадей (14%).

· На первом месте по доле занимаемых площадей находятся операторы fashion-сегмента, доля которых с 2007 г. выросла почти в 2 раза с 20% до 37%. 

· Доля детских магазинов в структуре площадей за десятилетие увеличилась более, чем в 2 раза. Если 7-10 лет назад «детский набор» был представлен якорем-универмагом и несколькими небольшими (часто несетевыми) мульти-брендами, то сейчас все большей популярностью пользуются сетевые монобрендовые магазины, а также магазины, направленные на раннее развитие ребенка (ELC, Imaginarium, Toy.ru, IQ Toy, Clever и т.п). Сегмент детских товаров и услуг для детей остается востребованным даже в кризис. Активное развитие данного направления отчасти связано с ростом доли несовершеннолетних в структуре населения страны (с начала 2000-х годов наблюдается устойчивый рост рождаемости).

· Доля операторов профиля «мебель, интерьер, товары для дома» за 10 лет выросла с 1,4% до 8,1%. Это связано с активными темпами ввода жилья, постепенным формированием культуры покупок, уходом от рыночной торговли строительными материалами, развитием гипермаркетов DIY внутри МКАД, появлением в моллах садовых центров и уютных интерьерных лавочек.

· Еще одним интересным трендом стало сокращение доли площадей, отведенных под книжные магазины (за последнее десятилетие сформировалась привычка приобретать книги on-line) и отделы «мультимедиа» («Титаник Видео-Рекордс», «Союз», «Пурпурный Легион», видеотеки «Орандж» и т.п.). В настоящее время доля площадей данных операторов в торговых центрах составляет около 0,3% (сокращение более чем в 8 раз).

Ольга Ясько, директор департамента консалтинга и аналитики, Knight Frank Russia&CIS: «Примечательно, что если рассматривать десятилетнюю ретроспективу рынка, то мы увидим, что в период до кризиса 2008-2009 гг. доля предприятий общественного питания в торговых центрах была достаточно высокой (7,1%). Однако на следующем этапе развития торгового сегмента показатель значительно снизился: в некоторых объектах он не достигал и 3%. Нисходящий тренд сменился восходящим лишь около 3-4 лет назад, и сегодня столичный рынок находится в «общеевропейском тренде»: доля площадей, занятых заведениями общественного питания, стремительно растет, крупные девелоперы задумываются о реконцепции ресторанных зон, и если 10 лет назад в сегменте food&beverage доминировали концепции fast-food, то сегодня можно констатировать увеличение количества food-операторов и закономерное «оздоровление» общественного питания в торговом центре».



Материалы по теме

Точка зрения

Лучшие арендаторы – кто они?..

Лучший арендатор — это тот, кто больше платит? Отнюдь нет: собственники коммерческой недвижимости знают, что лучший арендатор — это прежде всего стабильный и платежеспособный партнер, который говорит с вами на одном языке и настроен на долгую и продуктивную работу. О том, чем должен руководствоваться арендодатель при выборе съемщика, рассказывает Дмитрий Михайлов, директор по развитию краудинвестинговой площадки недвижимости AKTIVO.

04.10
Экспертный анализ

В каких районах Москвы больше всего торговых центров? Аутсайдеры стали лидерами

Аналитики Colliers International отмечают, что обеспеченность торговыми площадями по округам Москвы (кв. м / 1000 чел.) за 2015 г. претерпела существенные изменения по сравнению с 2014 годом.
21.03

журнал CRE 6 (440)

Июнь
Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Вышел из печати CRE №6 (440), выпущенный в соредакторстве с директором Группы PLT Михаилом Тарасовым.   Читайте в номере: Летучка «УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА НА НАШЕМ РЫНКЕ БУДЕТ ТОЛЬКО УСИЛИВАТЬСЯ, ЭТО ПРОСТО НЕИЗБЕЖНО» Обсуждаем с Михаилом Тарасовым главные темы дня и номера   Актуально РАЗОШЛИСЬ ПО КЛАССАМ Представлена обновленная впервые за десять лет классификация офисной недвижимости Москвы   Тема номера ТЯЖЕЛЫЙ...

Популярное

Источник: CRE
Сделка

В Comcity сделка более чем на 7 тыс. кв. м

Новым резидентом офисного парка стала компания IEK Group. Консультант сделки - ILM.
11.07
Источник: CRE
Проект

ГК «Ориентир» выходит в Калининград

Девелопер построит для компании X5 Group мультитемпературный распределительный центр площадью 26 800 кв. м.
10.07
Источник: CRE
Игроки рынка

CORE.XP нарастила сделки со складами

По итогам II квартала 2024 года объем сделок с участием консультантов компании превысил 339 тыс. кв. м, а за полугодие в целом достиг 426 тыс. кв. м.
11.07
Источник: BMS Development Group
Назначения

BMS Development Group усиливает финансы

Александр Ситников назначен финансовым директором девелоперской группы.
 
11.07
Источник: CRE
Сделка

Финтех-компания арендовала офис в Space 1 Арбат

Консультантом сделки по аренде 30 рабочих мест выступила компания Remain.
11.07
Источник: CRE
Переговоры

Radius Group и Ozon готовят сделку года

Маркетплейс может арендовать все 270 тыс. кв. м строящегося логопарка «Северные врата». Это может стать крупнейшей сделкой за 2024 год по аренде площадей на складском рынке. Годовые арендные платежи маркетплейса могут достигать 3,5 млрд рублей.
15.07
Источник: CRE
Проект

«Дочка» Газпромбанка может построить логопарк

В строительство складского комплекса площадью 150 тыс. кв. м на 30 га в Истринском городском округе  «ГПБ-Инвест» может вложить около 10 млрд рублей.
12.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre