· Доля площадей, занимаемая операторами развлекательного (и смежных с ним) сегмента увеличилась почти в два раза (с 7,9% до 14%). Устойчивая общемировая тенденция сочетания шоппинга и развлечений постепенно перерастает в совмещение shopping + entertainments + sport + education + art + events, что в свою очередь формирует спрос на новые форматы торговых объектов: в современных торговых центрах появляются кулинарные школы, веревочные парки, театры, квесты, танцевальные студии, автошколы, полигоны для радиоуправляемых моделей, выставочные пространства и другие проекты. Подобные концепции, как правило, выполняют функцию социализации, позволяют сделать процесс шоппинга менее утомительным, разнообразить досуг жителей, но при этом требуют от покупателя значительных временных затрат (сегмент time-consuming). Сегодня операторы данного сегмента находятся на втором месте по доле занимаемых площадей (14%).
· На первом месте по доле занимаемых площадей находятся операторы fashion-сегмента, доля которых с 2007 г. выросла почти в 2 раза с 20% до 37%.
· Доля детских магазинов в структуре площадей за десятилетие увеличилась более, чем в 2 раза. Если 7-10 лет назад «детский набор» был представлен якорем-универмагом и несколькими небольшими (часто несетевыми) мульти-брендами, то сейчас все большей популярностью пользуются сетевые монобрендовые магазины, а также магазины, направленные на раннее развитие ребенка (ELC, Imaginarium, Toy.ru, IQ Toy, Clever и т.п). Сегмент детских товаров и услуг для детей остается востребованным даже в кризис. Активное развитие данного направления отчасти связано с ростом доли несовершеннолетних в структуре населения страны (с начала 2000-х годов наблюдается устойчивый рост рождаемости).
· Доля операторов профиля «мебель, интерьер, товары для дома» за 10 лет выросла с 1,4% до 8,1%. Это связано с активными темпами ввода жилья, постепенным формированием культуры покупок, уходом от рыночной торговли строительными материалами, развитием гипермаркетов DIY внутри МКАД, появлением в моллах садовых центров и уютных интерьерных лавочек.
· Еще одним интересным трендом стало сокращение доли площадей, отведенных под
книжные магазины (за последнее десятилетие сформировалась привычка
приобретать книги on-line) и отделы «мультимедиа» («Титаник Видео-Рекордс»,
«Союз», «Пурпурный Легион», видеотеки «Орандж» и т.п.). В настоящее время доля
площадей данных операторов в торговых центрах составляет около 0,3% (сокращение
более чем в 8 раз).
Ольга
Ясько, директор департамента консалтинга и аналитики, Knight Frank Russia&CIS: «Примечательно, что если рассматривать десятилетнюю
ретроспективу рынка, то мы увидим, что в период до кризиса 2008-2009 гг.
доля предприятий общественного питания в торговых центрах была достаточно
высокой (7,1%). Однако на следующем этапе развития торгового сегмента
показатель значительно снизился: в некоторых объектах он не достигал и 3%.
Нисходящий тренд сменился восходящим лишь около 3-4 лет назад, и сегодня
столичный рынок находится в «общеевропейском тренде»: доля площадей, занятых
заведениями общественного питания, стремительно растет, крупные девелоперы
задумываются о реконцепции ресторанных зон, и если 10 лет назад в сегменте
food&beverage доминировали концепции fast-food, то сегодня можно
констатировать увеличение количества food-операторов и закономерное «оздоровление»
общественного питания в торговом центре».