Лучшие арендаторы – кто они?..

Лучший арендатор — это тот, кто больше платит? Отнюдь нет: собственники коммерческой недвижимости знают, что лучший арендатор — это прежде всего стабильный и платежеспособный партнер, который говорит с вами на одном языке и настроен на долгую и продуктивную работу. О том, чем должен руководствоваться арендодатель при выборе съемщика, рассказывает Дмитрий Михайлов, директор по развитию краудинвестинговой площадки недвижимости AKTIVO.

21843

Лучший арендатор — это тот, кто больше платит? Отнюдь нет: собственники коммерческой недвижимости знают, что лучший арендатор — это прежде всего стабильный и платежеспособный партнер, который говорит с вами на одном языке и настроен на долгую и продуктивную работу. О том, чем должен руководствоваться арендодатель при выборе съемщика, рассказывает Дмитрий Михайлов, директор по развитию краудинвестинговой площадки недвижимости AKTIVO.

Для новичка проблема отсева арендаторов, как правило, не стоит, выбор очевиден: кто больше платит, тот и арендует. Однако в 95% случаев погоня за прибылью любой ценой заканчивается конфузом. Высокие ставки арендатор с лихвой компенсирует, заключая договор с правом на досрочное расторжение. Однако это далеко не главная проблема «самых богатых» арендаторов. За высокими (выше рыночных) ставками зачастую прячется нелегальный бизнес: игровые клубы, повесившие вывеску «букмекерская контора», или, к примеру, одна известная сеть по торговле морепродуктами, завозящая их в столицу не совсем легально. Связавшись с такими арендаторами, собственник рискует нарваться на визиты представителей правоохранительных органов, районных управ и других проверяющих. А как только тех же самых продавцов морепродуктов попросят начать работать легально, договора аренды с ними придется пересмотреть, и высоких ставок платить уже никто не будет. Ну а сеть азартных клубов могут просто закрыть.

Следующая категория «богатых арендаторов» — это компании, захватывающие рынок. Таким арендаторам нужно срочно занять лучшие помещения в столице, с расходами они не считаются. Взять помещение по высоким ценам, а через год пересмотреть договор аренды — такова стратегия захвата рынка всех ведущих торговых сетей в России.

Итак, что должно быть важно для собственника помещения? На мой взгляд, это стабильность, надежность, прогнозируемость и прозрачность бизнеса арендатора.

Надежный арендатор:

- стабильно работает на рынке и имеет хорошую прибыль; если локация помещения ему выгодна, он вряд ли его покинет или попросит слишком большую скидку;

- открытая компания; идеальный вариант для собственника — иметь возможность видеть финансовые показатели арендатора, ведь ни один «квартиросъемщик» не скажет владельцу честно: «Хотим открыться здесь, надеясь на чудо, но вообще дела у нас не очень и скоро можем съехать, а вам придется искать другого»;

- российская компания или западная компания, основные вопросы локального бизнеса которой решаются в российском офисе; головная боль для собственника помещения — это управленец, который находится в Европе, Китае или США, не знающий местной специфики и отвечающий на письма собственника с месячной задержкой.

Мы занимаемся сдачей в аренду торговой недвижимости и уже давно поняли, что лучшие арендаторы для нас — это продуктовые сети. Этот бизнес наиболее устойчив к «турбулетности» экономики и даже в кризис демонстрирует рост прибыли, причем продовольственные торговые сети прирастают все новыми точками.

К лучшим ритейлерам-арендаторам в России я отнес бы компании X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), «Магнит» и ГК «Дикси» («Дикси», «Виктория»). С тем, что у компаний X5 и «Магнит» стабильный, развивающийся и прибыльный бизнес, вряд ли кто-то поспорит. «Пятерочка» обгоняет «Магнит», но и у последней сети потенциал таков, что при должном уровне инвестиций она быстро сможет вернуть себе звание самой быстрорастущей в России. А в сети «Дикси» недавно сменился менеджмент. Я уверен, что новые управленцы будут настроены на стабильные и долгосрочные проекты. У компании большие планы по развитию, но упор сеть будет делать на эффективность и прибыльность. Я полагаю, что вновь открываемые магазины будут иметь устойчивую экономическую модель.

В рейтинг лучших арендаторов России стоит внести и сети фастфуда. Популярность вкусного и демократичного питания в России только растет, поэтому растут и ведущие сети общепита. Здесь тройка лучших арендаторов, на мой взгляд, — это «Макдоналдс», «Бургер Кинг» и KFC. Прекрасные экономические показатели «Макдоналдса» отражаются и на арендных ставках, которые готова платить сеть. Этот факт говорит среди прочего об имеющемся у компании запасе прочности. Игроки рынка фастфуда в целом не слишком сильно реагируют на экономические неурядицы в стране.

Фастфуд популярен и привлекателен. Если какая-то из точек общепита покидает насиженное место, то там, где были «Макдоналдс», «Бургер Кинг» или KFC, обязательно обустроится другая компания, торгующая фастфудом. Помещение пустовать не будет.

На третье место в рейтинге лучших арендаторов я бы поставил госбанки (банки с государственным участием): Сбербанк, «ВТБ24» и «Россельхозбанк». Недвижимость, арендуемая банком, должна удовлетворять специфическим требованиям кредитных организаций. В последние время банки уменьшают количество физических офисов, предпочитая развитие онлайн. Тем не менее о серьезном свертывании сетей госбанков речь пока не идет. Под сокращение Сбербанк наметил порядка 10–15% самых нерентабельных офисов и вовсе не собирается покидать проходные места, обеспечивающие ему прибыль. «Россельхобанк», в отличие от многих кредитных организаций России, сейчас намерен увеличивать розничную сеть. При этом бизнес банков с госучастием устойчив в любой кризис.



иГРОКИ РЫНКА

Aktivo

Михайлов Дмитрий

Управление и эксплуатация недвижимости

Столица Менеджмент

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №11 (445). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: MR Group
Экспертный анализ

Театральный роман: зачем игроки рынка недвижимости тратят миллионы на культуру

Сложности с поездками в другие страны и многократно подорожавшие путешествия по России вернули не просто массовый, но всенародный интерес к театрам, концертам, музеям, выставкам, фестивалям и пр. Такого ажиотажного спроса с продажами билетов за три-шесть месяцев вперёд не было более тридцати лет; купить же билеты с декабря по середину января в Москве и Петербурге «хоть куда-нибудь» оказалось практически невозможно. В театры, музеи и концертные залы пришла аудитория, которая не ходила никогда и, если бы не пандемия, а затем события 2022 года – вряд ли дошла, а партнёрско-спонсорский интерес к культурным событиям и проектам разной степени размаха у игроков рынка коммерческой и жилой недвижимости уже назван беспрецедентным. Бюджеты «на культуру» закладывают теперь практически все, включая небольшие бизнесы.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.01
Источник: CRE
Сделка

ГК «Эфко» купила БЦ «Аркус IV»

Производитель масла планирует разместить здесь свою штаб-квартиру. Сумму сделки по покупке бизнес-центра площадью 25 тыс. кв. м эксперты оценивают в 10-11 млрд рублей.
15.01
Источник: cre.ru
Сделка

Возле «Белорусской» продали БЦ

БЦ в центре Москвы сменил владельца.
 
16.01
Источник: CRE
Сделка

«Времена года» меняют собственника

Премиальный торговый центр на Кутузовском проспекте перешел от структур RD Group к компании «Кэпитал менеджмент». Однако сделка, вероятнее всего, носит технический характер.
16.01
Источник: Дмитровский логистический парк
Переговоры

На склад Ghelamco нашелся еще один претендент

Переговоры о покупке Дмитровского логистического парка площадью 243 тыс. кв. м ведет УК «Альфа-капитал». Рыночная стоимость актива оценивалась в сумму 16-19 млрд рублей.
14.01
Источник: MR Group
Игроки рынка

ТЦ Discovery подвел итоги 2024 года

Заполняемость торгового центра от MR Group в составе ТПУ Ховрино составила 99%, а средний ежедневный трафик превысил 13 500 человек.
15.01
Источник: CRE
Проект

В Апрелевке построят четырехзвездочный отель

Власти выдали разрешение на строительство гостиницы площадью 7 тыс. кв. м и фондом 76 номеров.
15.01

подпишись НА эксклюзивные новости cre