Лучшие арендаторы – кто они?..

Лучший арендатор — это тот, кто больше платит? Отнюдь нет: собственники коммерческой недвижимости знают, что лучший арендатор — это прежде всего стабильный и платежеспособный партнер, который говорит с вами на одном языке и настроен на долгую и продуктивную работу. О том, чем должен руководствоваться арендодатель при выборе съемщика, рассказывает Дмитрий Михайлов, директор по развитию краудинвестинговой площадки недвижимости AKTIVO.

21861

Лучший арендатор — это тот, кто больше платит? Отнюдь нет: собственники коммерческой недвижимости знают, что лучший арендатор — это прежде всего стабильный и платежеспособный партнер, который говорит с вами на одном языке и настроен на долгую и продуктивную работу. О том, чем должен руководствоваться арендодатель при выборе съемщика, рассказывает Дмитрий Михайлов, директор по развитию краудинвестинговой площадки недвижимости AKTIVO.

Для новичка проблема отсева арендаторов, как правило, не стоит, выбор очевиден: кто больше платит, тот и арендует. Однако в 95% случаев погоня за прибылью любой ценой заканчивается конфузом. Высокие ставки арендатор с лихвой компенсирует, заключая договор с правом на досрочное расторжение. Однако это далеко не главная проблема «самых богатых» арендаторов. За высокими (выше рыночных) ставками зачастую прячется нелегальный бизнес: игровые клубы, повесившие вывеску «букмекерская контора», или, к примеру, одна известная сеть по торговле морепродуктами, завозящая их в столицу не совсем легально. Связавшись с такими арендаторами, собственник рискует нарваться на визиты представителей правоохранительных органов, районных управ и других проверяющих. А как только тех же самых продавцов морепродуктов попросят начать работать легально, договора аренды с ними придется пересмотреть, и высоких ставок платить уже никто не будет. Ну а сеть азартных клубов могут просто закрыть.

Следующая категория «богатых арендаторов» — это компании, захватывающие рынок. Таким арендаторам нужно срочно занять лучшие помещения в столице, с расходами они не считаются. Взять помещение по высоким ценам, а через год пересмотреть договор аренды — такова стратегия захвата рынка всех ведущих торговых сетей в России.

Итак, что должно быть важно для собственника помещения? На мой взгляд, это стабильность, надежность, прогнозируемость и прозрачность бизнеса арендатора.

Надежный арендатор:

- стабильно работает на рынке и имеет хорошую прибыль; если локация помещения ему выгодна, он вряд ли его покинет или попросит слишком большую скидку;

- открытая компания; идеальный вариант для собственника — иметь возможность видеть финансовые показатели арендатора, ведь ни один «квартиросъемщик» не скажет владельцу честно: «Хотим открыться здесь, надеясь на чудо, но вообще дела у нас не очень и скоро можем съехать, а вам придется искать другого»;

- российская компания или западная компания, основные вопросы локального бизнеса которой решаются в российском офисе; головная боль для собственника помещения — это управленец, который находится в Европе, Китае или США, не знающий местной специфики и отвечающий на письма собственника с месячной задержкой.

Мы занимаемся сдачей в аренду торговой недвижимости и уже давно поняли, что лучшие арендаторы для нас — это продуктовые сети. Этот бизнес наиболее устойчив к «турбулетности» экономики и даже в кризис демонстрирует рост прибыли, причем продовольственные торговые сети прирастают все новыми точками.

К лучшим ритейлерам-арендаторам в России я отнес бы компании X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), «Магнит» и ГК «Дикси» («Дикси», «Виктория»). С тем, что у компаний X5 и «Магнит» стабильный, развивающийся и прибыльный бизнес, вряд ли кто-то поспорит. «Пятерочка» обгоняет «Магнит», но и у последней сети потенциал таков, что при должном уровне инвестиций она быстро сможет вернуть себе звание самой быстрорастущей в России. А в сети «Дикси» недавно сменился менеджмент. Я уверен, что новые управленцы будут настроены на стабильные и долгосрочные проекты. У компании большие планы по развитию, но упор сеть будет делать на эффективность и прибыльность. Я полагаю, что вновь открываемые магазины будут иметь устойчивую экономическую модель.

В рейтинг лучших арендаторов России стоит внести и сети фастфуда. Популярность вкусного и демократичного питания в России только растет, поэтому растут и ведущие сети общепита. Здесь тройка лучших арендаторов, на мой взгляд, — это «Макдоналдс», «Бургер Кинг» и KFC. Прекрасные экономические показатели «Макдоналдса» отражаются и на арендных ставках, которые готова платить сеть. Этот факт говорит среди прочего об имеющемся у компании запасе прочности. Игроки рынка фастфуда в целом не слишком сильно реагируют на экономические неурядицы в стране.

Фастфуд популярен и привлекателен. Если какая-то из точек общепита покидает насиженное место, то там, где были «Макдоналдс», «Бургер Кинг» или KFC, обязательно обустроится другая компания, торгующая фастфудом. Помещение пустовать не будет.

На третье место в рейтинге лучших арендаторов я бы поставил госбанки (банки с государственным участием): Сбербанк, «ВТБ24» и «Россельхозбанк». Недвижимость, арендуемая банком, должна удовлетворять специфическим требованиям кредитных организаций. В последние время банки уменьшают количество физических офисов, предпочитая развитие онлайн. Тем не менее о серьезном свертывании сетей госбанков речь пока не идет. Под сокращение Сбербанк наметил порядка 10–15% самых нерентабельных офисов и вовсе не собирается покидать проходные места, обеспечивающие ему прибыль. «Россельхобанк», в отличие от многих кредитных организаций России, сейчас намерен увеличивать розничную сеть. При этом бизнес банков с госучастием устойчив в любой кризис.



иГРОКИ РЫНКА

Aktivo

Михайлов Дмитрий

Управление и эксплуатация недвижимости

Столица Менеджмент

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №11 (445). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: CRE
Игроки рынка

Вологодская область готовится к трезвости

В результате вступающего в силу с 1 марта закона об ограничении продажи алкоголя, по области закрываются магазины «Бристоль» и «Красное & белое».
24.01
Источник: NF Group
Управление недвижимостью

NF PM доверили склад Ozon в Нижнем Новгороде

Компания приступила к эксплуатации логистического комплекса, площадь которого после запуска всех очередей составит около 150 тыс. кв. м.
24.01
Источник: CRE
Игроки рынка

IBC Global представляет услугу "склады под ключ"

Компания теперь может осуществлять проектную деятельность, что позволит ей предоставлять услуги комплексного управления складами в Центральной Азии.
20.01
Источник: NF Group
Проект

NF Group и Nikoliers открывают продажи БЦ Light City

Офисный комплекс из четырех башен совокупной площадью более 170 тыс. кв. м строится в Большом Сити, вблизи от станций метро и МЦК «Шелепиха». 
20.01
Источник: NF Group
Сделка

NF PM поучаствовала в продаже БЦ «Ренессанс Правда»

Управляющая компания провела структурирование и юридическое сопровождение сделки по продаже офисного центра площадью более 28 тыс. кв. м в Петербурге. Новым собственником стала группа компаний «Леста Игры». 
20.01
Источник: Пресс-служба Asterus
Назначения

Ключевое назначение в Asterus

Asterus заявил об изменениях в руководящем составе компании.
 
23.01
Источник: CRE
Экспертный анализ

Стенка на стенку: как «районники» конкурируют со стрит-ритейлом и инфраструктурой в старых и новых кварталах

Очевидно, что районные и малые торговые центры давно уже конкурируют не только и не столько друг с другом, сколько со стрит-ритейлом и коммерческой инфраструктурой в старых и новых кварталах, ЖК и домах. Помимо курса на «пятнадцатиминутый город» и желания значительной части резидентов как можно реже выезжать за пределы своего района, среди причин называется запрос на высококачественный «соседский» клиентский опыт и сервис «от человека к человеку».

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
22.01

подпишись НА эксклюзивные новости cre