Особенности рынка недвижимости Германии

За последние 50 лет рынок недвижимости Германии переживал различные тенденции. Примерно с интервалом в 20 лет здесь наблюдается спрос поочередно то на городские объекты, то на находящиеся за пределами метрополий. Это связано со спецификой развития экономики страны и ее общества.
4186
Автор: Юрий Швайгердт
В настоящий момент сфера экономики, связанная с недвижимостью, шагает в ногу с современным High-Speed-обществом. Такие старые мудрости как “Недвижимость – надежное капиталовложение” или “Долгосрочно – цены на недвижимость растут постоянно”, сегодня можно отправить в архив. Тенденции роста и падения цен и спроса на недвижимость меняются быстрее, чем еще 5 лет назад. По всей видимости, дни стандартных офисных зданий с 2-3 крупными арендаторами уже сочтены, а торговые центры, несмотря на замедление темпов развития экономики Германии в последние годы, растут как грибы после дождя.

В данный момент существует тренд разделения коммерческой недвижимости, то есть строгое разделение ее по назначению – например, бизнес-центр, шопинг-центр, промышленный парк и т. д. Прогнозы аналитиков говорят, что будущее все же за таким видом недвижимости, который совмещает в себе и жилой блок, и офисные помещения, и магазины, и фитнес-центр. Таким образом, любой желающий сможет жить, работать, делать покупки и заниматься спортом в одном и том же здании. Так называемый эффект ранней индустриализации – разделение жизни на мир рабочий и весь остальной – постепенно отомрет. Преимущества налицо. Человек тем самым избегает ежедневного пути на работу с его бесконечными пробками и переполненным метро. К тому же, он находится в привычной для него среде. Такие примеры уже существуют в США, например в Нью-Йорке, где граждане неделями не выходят из своих небоскребов, имея все необходимое для жизни и работы в одном здании.

Торговая недвижимость

В то время как хорошо посещаемые городские торговые центры пользуются особой благосклонностью инвесторов, для владельцев маленьких магазинчиков и бутиков они как бельмо в глазу. К числу людей, без энтузиазма говорящих об этом виде недвижимости, относятся также маклеры по недвижимости, вероятно теряющие часть своего рынка, а также некоторые представители городских властей в лице плановых отделов застройки городов. Никакие другие виды инвестиций в недвижимость не вызывают в Германии более противоречивых мнений, чем инвестиции в строительство новых шопинг-центров.

И тем не менее начиная с 1960‑х гг. эти центры, называемые в народе “храмами потребителя” заняли прочное место в “торговом ландшафте” Германии. Их триумфальное шествие не остановить. Каждые 3 недели в стране открывается новый торговый центр. В декабре этого года их будет 399, а к концу следующего, по предварительным подсчетам, – 414, с торговой площадью более чем 13 млн кв. м, сообщает German Council of Shopping Centers (GCSC). Этому не в последнюю очередь способствует низкая арендная плата, варьирующаяся в зависимости от площади помещения и его расположения. Побочные затраты на содержание помещений – на маркетинг, охрану, поддержание чистоты – также невысоки, поскольку этот сервис осуществляется сразу для всех торговых точек центра. Все это приводит к тому, что под крышей такого шопинг-центра открывается много магазинчиков, которые были бы неконкурентоспособными, арендуя помещение под торговый зал на одной из оживленных улиц.

Одним из важных аспектов в процветании торгового центра является его способность превратить обычную процедуру закупки в настоящее событие, выходящее за рамки его функции, сравнимое, например, с посещением парка аттракционов. Именно на это делают сейчас ставку владельцы шопинг-центров, возвращаясь к корням возникновения европейского города – в форме оживленной рыночной площади, с ее многофункциональностью.

Одним из главных инструментов в борьбе за увеличение объемов продаж и раздел рынка в этом сегменте является, по мнению экспертов, хорошо обученный и приветливый персонал. Современный покупатель желает видеть перед собой не просто продавца, а хостессу, ведь на сегодняшний момент речь идет уже не об удовлетворении покупательской потребности, а об исполнении желаний покупателя.

В настоящий момент 43,4% немецких торговых центров находятся в Сити, 39,3% – в других, не центральных районах городов и 17,3% – в загородной зоне. Эти цифры говорят о том, что все меньше таких объектов строится в Германии вне городской зоны.

Специалисты считают, что в ближайшие годы под шоппинг-центры будут переоборудоваться классические немецкие торговые дома, не выдерживающие конкуренции, а также на рынке будут появляться центры малой и средней величины, т. к. цены на землю в Сити достаточно высоки, да и сами участки под застройку практически отсутствуют.

Офисная недвижимость

Для того чтобы вести разговор об офисной недвижимости в Германии, нужно знать, что население страны насчитывает сегодня около 83 млн человек. В отличие от России, здесь такого количества городов‑миллионников нет, поэтому общий обзор можно провести на примере шестерки крупнейших немецких центров:

Берлин – население примерно 3,2 млн (самый большой по площади и населению)

Гамбург – население примерно 1,76 млн.

Мюнхен – население примерно 1,34 млн.

Франкфурт на Майне – население примерно 665 000

Штуттгарт – население примерно 600 000

Дюссельдорф – население примерно 580 000

В общей сложности в первое полугодие 2008 г. было сдано в аренду или продано в прямое пользование 1,5 млн кв. м офисных помещений, что составляет +9% по сравнению с прошлым годом.

За II квартал этого года площадь не сданных в аренду помещений в вышеназванных шести городах сократилась на 164 000 кв. м (-2%) и составила к концу июня 6,9 млн кв. м. В среднем в этих 6 городах простаивает 8,9% офисных помещений (-0,2% в сравнении с I кварталом 2008 г.). Рост арендной платы во II квартале 2008 г. в Берлине, Гамбурге и Мюнхене составил 50 евроцентов за 1 кв. м. За год повышение арендной платы составило от 2% в Дюссельдорфе до 7% в Гамбурге. До конца текущего года специалисты ожидают во всех городах 2%-ный рост арендной платы.

В сегменте офисной недвижимости все большей популярностью пользуются бизнес-центры. Они отличаются от классических офисных зданий тем, что каждый арендатор может себе выбрать помещение нужного на данный момент размера, а также увеличить или уменьшить площадь за счет большого количества имеющихся помещений. Также одним из направлений бизнеса при сдаче офисных помещений в аренду являются бэк-офисы. В основной своей массе это помещения, предоставляемые фирмам под офисы на условиях краткосрочной аренды, и до мелочей соответствующие потребностям арендатора, и способные обеспечить полноценно функционирующее бюро.

Складская недвижимость

Складская недвижимость является на сегодняшний момент одним из самых процветающих видов коммерческой недвижимости. Это связано с открытием границ с Восточной Европой и систематически увеличивающимся объемом экспорта на восток. Географическое положение страны как нельзя больше этому способствует. К тому же так исторически сложилось, что Германия имеет самую длинную в Европе сеть автомобильных дорог, да и по качеству покрытия эти дороги являются одними из лучших в мире. Хорошая досягаемость любой точки республики – одно из главных преимуществ автоперевозок. Все это способствовало интенсивному развитию автомобильной логистики в Германии. А ведь цены на дизельное топливо в Германии в этом году уже пересекали отметку 1,40 евро за литр. За последние 2 года цена на топливо выросла на 40%. Кроме того для грузового транспорта существует дорожная пошлина (маут) за проезд по скоростным автомагистралям, которая немецким правительством будет с 01.01.2009 увеличена. Несмотря на эти серьезные дополнительные расходы, количество грузового транспорта в стране неумолимо растет с каждым годом. Площадь складских помещений, сданных в аренду или проданных в прямое пользование, в пяти крупнейших городах Германии (и на прилегающих к ним территориях), уже рассмотренных выше, в первое полугодие 2008 г. увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 10% (1,94 млн кв. м). Особое развитие в этом секторе недвижимости наблюдается как раз не в больших городах (Берлин, Гамбург, Дюссельдорф), а на периферии, т. к. территории там позволяют строительство новых складских помещений и перевалочных баз, используемых логистическими фирмами для комплектации грузов. Здесь прирост составил 14%. Единственным исключением среди городов является Мюнхен, где прирост составил 32%.

Невозможность в короткий срок найти склады по подходящей цене и размеру заставляет арендаторов продлевать уже имеющиеся арендные договоры. Эксперты утверждают, что спрос на хорошие складские помещения в последующие несколько лет будет держаться на сегодняшнем уровне.

Гостиничная недвижимость

В этом секторе нужно различать инвестиции в уже функционирующие гостиницы и отели, которые только планируются к постройке. Специалисты советуют инвесторам рассматривать каждый объект в отдельности. Есть отели, которые уже при 40% заселенности приносят неплохие дивиденды, другие же заселены полностью, но прибыли не приносят, потому что были просто-напросто слишком дорого куплены, и понадобятся десятилетия, чтобы они начали окупаться.

Для владельцев городских отелей главной иконой является городской туризм. Например, в столице Германии, Берлине, только за последний год количество туристов, проживавших в гостиницах города, увеличилось примерно на 15%, чему в качестве рекламы немало посодействовал чемпионат мира по футболу 2006 г. Но и без него интерес туристов к Германии постоянно растет. Больше всего туристов приезжает из США, Японии и Китая. Причем у туристов пользуются спросом все категории отелей: от молодежных турбаз с одной звездочкой до 5‑звездочных отелей. Второй источник, поставляющий гостей в немецкие гостиницы, – это круглогодично проходящие во всех крупных городах интернациональные симпозиумы, выставки и конгрессы.

Новая мода – это Wellness-отели. Чаще всего они находятся в сельской местности, на берегу красивого озера. Они привлекают своих гостей многодневными Wellness-программами. По мнению специалистов, успех этих отелей зависит от умения хозяина вести такой дом. Даже успешно функционирующий отель при смене хозяина может прийти в упадок. Поэтому предпочтение ими все же отдается хорошо позиционированной классической городской гостинице.

Что касается новых проектов, то здесь все больше инвесторов вкладывает капитал в постройку отелей в Германии. По предварительным подсчетам, до 2013 г. в Германии будет построено 179 4‑ и 49 5‑звездочных отелей. Основанием для таких инвестиций является постоянный рост спроса на ночлег в Германии.


журнал CRE 6 (440)

Июнь
Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Вышел из печати CRE №6 (440), выпущенный в соредакторстве с директором Группы PLT Михаилом Тарасовым.   Читайте в номере: Летучка «УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА НА НАШЕМ РЫНКЕ БУДЕТ ТОЛЬКО УСИЛИВАТЬСЯ, ЭТО ПРОСТО НЕИЗБЕЖНО» Обсуждаем с Михаилом Тарасовым главные темы дня и номера   Актуально РАЗОШЛИСЬ ПО КЛАССАМ Представлена обновленная впервые за десять лет классификация офисной недвижимости Москвы   Тема номера ТЯЖЕЛЫЙ...

Популярное

Источник: CRE
Сделка

В Comcity сделка более чем на 7 тыс. кв. м

Новым резидентом офисного парка стала компания IEK Group. Консультант сделки - ILM.
11.07
Источник: CRE
Проект

ГК «Ориентир» выходит в Калининград

Девелопер построит для компании X5 Group мультитемпературный распределительный центр площадью 26 800 кв. м.
10.07
Источник: CRE
Игроки рынка

CORE.XP нарастила сделки со складами

По итогам II квартала 2024 года объем сделок с участием консультантов компании превысил 339 тыс. кв. м, а за полугодие в целом достиг 426 тыс. кв. м.
11.07
Источник: BMS Development Group
Назначения

BMS Development Group усиливает финансы

Александр Ситников назначен финансовым директором девелоперской группы.
 
11.07
Источник: CRE
Сделка

Финтех-компания арендовала офис в Space 1 Арбат

Консультантом сделки по аренде 30 рабочих мест выступила компания Remain.
11.07
Источник: CRE
Проект

«Дочка» Газпромбанка может построить логопарк

В строительство складского комплекса площадью 150 тыс. кв. м на 30 га в Истринском городском округе  «ГПБ-Инвест» может вложить около 10 млрд рублей.
12.07
Источник: CRE
Переговоры

Radius Group и Ozon готовят сделку года

Маркетплейс может арендовать все 270 тыс. кв. м строящегося логопарка «Северные врата». Это может стать крупнейшей сделкой за 2024 год по аренде площадей на складском рынке. Годовые арендные платежи маркетплейса могут достигать 3,5 млрд рублей.
15.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre