Итоги I квартала от NAI Becar: офисы, торговля, апартаменты

В IQ 2017 г. впервые за последние несколько лет в офисном и торговом сегментах московского рынка коммерческой недвижимости был отмечен рост арендных ставок. Впрочем, аналитики не спешат радоваться: уже в следующем квартале ожидается существенный ввод новых объектов, который повлечет за собой неминуемое увеличение уровня вакантных площадей.

6914

За отчетный период в офисном сегменте было введено 51,8 тыс. кв. м GLA. Несмотря на увеличение показателя относительно IV квартала 2016 г. на 16,4%, аналитики NAI Becar отмечают сохраняющуюся тенденцию замедления темпов ввода офисных объектов. До конца года, по данным департамента управления активами NAI Becar, ожидается ввод еще порядка 430 тыс. кв. м офисных площадей.

По итогам первых трех месяцев в высококлассных офисных объектах было зафиксировано снижение уровня вакансии, что, в свою очередь, повлекло за собой увеличение арендных ставок впервые с 2014 г. Так, в классе А вакансия сократилась на 6% с конца прошлого года, в классе В+ - на 12,7%, в классе В - 8%. Между тем доля свободных площадей в классе А остается на высоком уровне и составляет 21,3%. Арендные ставки относительно конца 2016 г. увеличились в классе А на 4,8% (до 1,9 тыс. руб.), на 7,5% (до 1,4 тыс. руб.) в классе В+ и на 4,7% (до 1,1 тыс. руб.) в классе В.

По мнению Марии Онучиной, директора департамента управления объектами NAI Becar, ключевым трендом начала 2017 г. можно считать увеличившийся интерес к коворкингам со стороны собственников действующих БЦ. «Как показывают исследования, размещение оператора коворкинга на территории БЦ в разы повышает интерес арендаторов к самому офисному объекту. Связано это, прежде всего, с возможностью более эффективного использования своих площадей. К примеру, наличие коворкинга позволяет арендаторам экономить на аренде дополнительных площадей, выделяемых, в частности, для размещения переговорных и конференц-залов. Кроме того, благодаря коворкингам у компаний-арендаторов появляется возможность привлекать сотрудников на проектные работы, не беспокоясь, что тем не хватит места в офисе. Таким образом, развивая инфраструктурную составляющую объектов сегодня, собственники повышают их конкурентное преимущество в будущем», - отмечает эксперт.

Среди крупнейших сделок I кв. 2017 г. - «Яндекс», арендовавший 10,3 тыс. кв. м в БЦ «Аврора», и АО «Сервье», заключившее договор на аренду 6,6 тыс. кв. м в БЦ «Белые сады».

Примечательно, что около 87% от общего объема сделок пришлось на офисный сегмент, в первую очередь благодаря покупке Банком ВТБ 22,4 тыс. кв. м в Башне «Евразия» ММДЦ «Москва-сити».

В сегменте торговой недвижимости Москвы с начала года было введено 11,3 тыс. кв. м GLA, что на 91% ниже показателей 4Q 2016 г. Однако уже во II квартале ожидается сдача в эксплуатацию сразу 6 торговых объектов совокупной площадью 150 тыс. кв. м, что негативно скажется на уровне вакансии. Общий уровень вакансии в качественных торговых центрах Москвы составляет на сегодня 12% (снижение на 4% относительно конца 2016 г.). Ставки для арендаторов торговой галереи упали за отчетный период на 4,1% до 37,3 тыс. руб. за 1 кв. м, для «якорей» же они остались неизменными - 12,9 тыс. руб. за «квадрат».

Складской сегмент продемонстрировал в I квартале 2017 г. неплохую динамику ввода - на рынок вышло порядка 119 тыс. кв. м GBA, увеличившись на 10,2% по отношению к концу прошлого года. Так, в эксплуатацию было введено 4 новых комплекса классов А+/А: ТСК «Клин» (56 тыс. кв. м), «Технопарк» (18,7 тыс. кв. м), ОРЦ «Радумля» (1 очередь, 13 тыс. кв. м), ПСК «Никольское» (8 тыс. кв. м). До конца года ожидается запуск еще 500-600 тыс. кв. м. Уровень вакансии на этом фоне продолжает увеличиваться и по итогам конца марта составляет 16% в классе А и 15% - в классе В. Арендные ставки в сегменте по сравнению с концом 2016 г. упали на 14% (до 4,1 тыс. руб.) в классе А и на 10% (до 3,8 тыс. руб.) в классе В.

В сегменте апартаментов в IQ 2017 г. был отмечен взрывной рост ввода – на 350,1% по сравнению с концом прошлого года. На сегодняшний день в продаже находится 10,1 тыс. апартаментов в 111 комплексах. В то же время средние цены во всех классах показали небольшой рост в границах от 0,3% до 3,2%, составив в комфорт-классе 152,7 тыс. руб. за 1 кв. м, в бизнес-классе - 226,8 тыс. руб. за 1 кв. м и в элит-классе - 488,4 тыс. руб. за 1 кв. м.

Во 2 квартале 2017 г. аналитики NAI Becar прогнозируют незначительный рост цен в сегменте апартаментов за счет увеличившейся готовности проектов и возрастающего с каждым месяцем спроса со стороны нецелевой аудитории.

В целом за первые три месяца 2017 г. в коммерческую недвижимость Москвы было инвестировано 662 млн долл., что на 40% ниже показателя 4Q прошлого года. В структуре инвестиций 96% пришлось на коммерческую недвижимость и лишь 4% - на земельные участки. Во 2Q ожидается закрытие нескольких сделок в офисном и складском сегментах на сумму порядка 650-980 млн USD.

 



иГРОКИ РЫНКА

Онучина Мария

IT и телеком

Яндекс

Материалы по теме

Исследования рынка

Рынок аренды Москвы в марте 2017 г. – итоги от RRG

Консалтинговая компания RRG в рамках еженедельного мониторинга предложения площадей коммерческой недвижимости в Москве подвела итоги марта 2017 г.

24.04
Экспертный анализ

Торговые центры опередили офисы по объему инвестиций – итоги первого квартала от JLL

По оценке компании JLL, объем инвестиционных сделок на рынке недвижимости России в 1-м квартале 2017 г. составил 830 млн долл., что на 18% ниже результата аналогичного периода прошлого года. Несмотря на уменьшение показателя, в целом инвестиционная активность улучшилась: значительно выросло число сделок, а их распределение по сегментам и регионам стало более равномерным.

04.04

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04
Источник: SLAVA Concept
Экспертный анализ

Оформят возврат: почему качество клиентского опыта станет основным конкурентным преимуществом российских брендов

Качество клиентского опыта и локальная экспертиза станут самой важной компетенцией и основным конкурентным преимуществом российских игроков в случае возвращения в страну иностранных бизнесов. Однако с вызовом справятся далеко не все: сервис по-прежнему – слабое звено отечественных компаний, а изучать своего покупателя интересно единицам из них. С такими вводными мало кому помогут даже искусственные ограничения для «возвращенцев» и государственные программы поддержки, уверены собеседники CRE.

Продолжение. Начало см. здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
18.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre