Согласно данным компании PRIDEX, доля проектов реновации офисных площадей сегодня составляет около 20% рынка fit-out. Среди основных причин «ремонта на месте» эксперты называют: активное перемещение компаний на рынке, уменьшение или расширение офиса в уже существующем здании, переезд компаний из одних офисов в другие с лучшим соотношением «цена-качество». Впрочем, выбор в пользу ремонта «без отрыва от производства» может быть «за скобками» кризисных явлений. По словам Амель Джерруди, исполнительного директора департамента управления проектами и контроля строительства компании Colliers International, «выбор в пользу ремонта в действующем офисе нередко связан с изменением корпоративного стиля компании, плохого технического состояния или с необходимостью проведения ремонтных работ для улучшения работы офиса».
С одной стороны, подобные фитаут-решения позволяют оптимизировать расходы и не нарушать бизнес-процессы компании. Но есть и обратная сторона медали — синхронизация строительных процессов с рабочим графиком офиса. «Самая главная задача компании, которая решила проводить ремонт в работающем офисе, - избежать хаоса. В первую очередь очень важно продумать рабочий график сотрудников во время проведения ремонта в офисе. Однако стоит оговориться, что существенные строительные работы, которые могли бы серьезно помешать рабочему процессу, обычно ведутся в вечернее или ночное время», - отмечает Амель Джерруди.
Андрей Хазов, генеральный директор FORT Project, убежден, что ремонт в работающем офисе - «это скорее негативный сценарий, от которого по возможности нужно уходить. Но бывают такие ситуации, когда другого выбора нет, и это является обязательным условием. Первое, что должен понимать заказчик, – неудобств, связанных с производством работ, как ни старайся, полностью избежать не получится. Но максимально уменьшить – вот основная задача Генерального подрядчика на подобных проектах».
Инна Травина, директор по развитию бизнеса отдела управления проектами компании JLL, рекомендует заручиться лояльностью сотрудников на момент проведения ремонтных работ: «Важно предупредить сотрудников о временных неудобствах и запастись терпением». По словам Инны Травиной, затевая ремонт в работающем офисе, важно помнить и об увеличении сроков, поскольку чаще всего подобные работы проводятся блоками и делятся на фазы: «Проекты по ремонту или реконструкции действующих офисов могут длиться до нескольких лет, что необходимо учитывать при расчете стоимости и ресурсов».
Эксперты компании PRIDEX, в свою очередь, убеждены, что для полноценного функционирования офиса и минимизации неудобств компании, реализующей проект реновации, желательно прибегнуть к следующим приемам. Во-первых, перевести часть сотрудников на удаленный график работы. К примеру, сотрудник может находиться четыре рабочих дня в офисе, а на пятый – трудиться из дома. Во-вторых, уплотнить рассадку сотрудников, чтобы освободить место для проведения строительных работ. Например, вместо большой переговорной комнаты создать временную зону open-space.
Андрей Хазов из FORT Project тоже предлагает комплекс мер: «Чтобы избежать проблем с шумом и запахом, мы рекомендуем использовать исключительно глухие временные перегородки для отсечения зоны проведения работ, а также влажную ветошь. В режиме постоянной боевой готовности должен быть выделен отдельный рабочий для уборки помещений в местах ремонтных работ, а также в проходных зонах действующего офиса, если полностью отсечь зону ремонта нет возможности. К таким объектам предъявляются особые требования: объект должен больше напоминать хирургический кабинет, нежели строительный объект… Не стоит забывать о технике безопасности: все сотрудники должны быть проинструктированы, доступ к зоне строительства должен быть ограничен и запрещен полностью без средств защиты».
Если говорить о бюджете, то здесь, по мнению экспертов JLL, следует учитывать объемы проводимых работ и типы переделок. Так, по словам Инны Травиной, для новой отделки приемлемым показателем является сумма в 600-800 долл. за 1 кв. м, а при реконструкции текущего офиса затраты могут быть существенно ниже – вплоть до сокращения цифры на 30-40%, преимущественно за счет повторного использования некоторых материалов и оборудования.
В целом эксперты называют подобный фитаут комфортным решением. «Проводить реновацию офисного помещения не так страшно, как кажется на первый взгляд. При грамотном планировании проекта и оперативном проведении отделочных и инженерных работ процесс пройдет с минимальными неудобствами для клиента», – убежден Сергей Кудрявцев, управляющий партнер PRIDEX.
Екатерина Умнова