Инвестиции в коммунальные метры: коворкинги, коливинги, стихийные магазины и складовки

С середины 2000-х в мире распространяется экономическая модель совместного потребления. Ее основная идея в том, что удобнее платить за временный доступ к продукту, чем владеть им. В транспортном секторе такой образ мышления привел к появлению каршеринга — сервисов краткосрочной аренды автомобилей, в торговле — интернет-площадок, агрегирующих предложения от разных продавцов.

10229

В стороне от этого движения не остался и рынок недвижимости. В офисном секторе появились коворкинги (общественные офисы), на рынке жилья — коливинги (микроапартаменты с общественными пространствами), в секторе торговой недвижимости — стихийные магазины и совместная аренда торговых точек, на рынке складов — боксы для индивидуального хранения вещей.

Коворкинги

В офисном секторе с 2000-х гг. распространяются общественные офисы — коворкинги (coworking spaces). Это помещения, в которых удаленные работники арендуют посуточно или по месяцам места за общим столом, отдельные столы или целые офисы. В крупных городах, таких как Нью-Йорк и Лондон, места для работы сдаются за 300–400 долл. в месяц, столы — за 600–700 долл., отдельные офисы — за 2 тыс. – 3 тыс. долл.

Помимо рабочих зон, коворкинги включают переговорные, помещения для проведения семинаров, спортивные залы и кафе. Общественные офисы обычно открываются в центральных или развивающихся районах рядом с городским центром, в пешей доступности от популярных баров.

Такие объекты становятся все популярнее: по данным журнала Deskmag, с 2011 по 2016 гг. количество коворкингов на глобальном рынке выросло в 10 раз — с 1 130 до 11 300.

Коливинги

Коливинги (coliving spaces) — это здания, где посуточно и по месяцам сдаются студии или спальни в обслуживаемых апартаментах. В среднем комнаты в коливингах сдаются за 1 тыс. – 2 тыс. долл., студии — за 2 тыс. – 3 тыс. долл. в месяц.

Помимо спален, коливинги включают зоны общего пользования: гостиные, столовые, библиотеки, спортзалы, парковки для велосипедов, террасы. В таких объектах есть все необходимое, включая мебель, постельное белье, полотенца, кухонную утварь, холодильник с прохладительными напитками, книги, туалетные принадлежности и HDTV.

Резиденты встречаются во время ужина, вместе смотрят фильмы, отдыхают в саду, ходят на вечеринки, кулинарные курсы и сеансы йоги. Жильцам предлагаются услуги гостиничного типа, среди которых - круглосуточный консьерж-сервис, уборка, приготовление чая и кофе.

Формат коливингов появился в Сан-Франциско в 2013 г., и теперь они открываются по всему миру. Среди известных проектов — Gap House в Сеуле (Республика Корея), Old Oak в Лондоне (Великобритания), P10 Share House LT Josai в Нагое (Япония), Roam Co-living Housing Complex на Бали (Индонезия), Salva46 Apartment в Барселоне (Испания) и WeLive в Нью-Йорке (США).

Похожие форматы в других секторах

Явление, подобное коворкингам и коливингам, существует и в других секторах. Например, на рынке ретейла распространяется формат совместного торгового пространства (shared retail space). Эта идея часто проявляется в виде субаренды, когда крупные ретейлеры с разрешения собственника здания сдают часть арендованных помещений другим магазинам. Например, по сообщению издания Entrepreneur, в США сети Wal-Mart и Target сдают в субаренду часть площадей магазинам Apple, сеть Sears — магазинам одежды Forever 21.

Также рынок торговой недвижимости завоевывают стихийные или временные магазины (pop-up retail), где бренды могут впервые заявить о своем продукте, поучаствовать в мероприятии, протестировать идею или новую локацию. Такие магазины обычно открываются на срок от одного дня до трех месяцев в мегаполисах Европы и США — на центральных улицах с высоким пешеходным трафиком и в крупных торговых центрах. По данным Storefront, оператора таких помещений, аренда стихийных торговых точек в Лондоне стоит в среднем 1 тыс. долл., в Нью-Йорке — 1,6 тыс. долл. в сутки.

Встречаются и другие типы недвижимости, подобные временным магазинам, например, стихийные рестораны (pop-up restaurants), которые открываются во время мероприятий.

Наконец, на рынке складов модель совместного потребления нашла выражение в складовках (self-storage spaces). Это небольшие склады, боксы или ячейки внутри большого склада, сдающиеся в аренду по месяцам для хранения личных вещей. В США такие объекты обычно представляют собой склады гаражного типа, в Германии — пяти- или шестиэтажные здания площадью 5 тыс. – 6 тыс. кв. м. Они обычно строятся на центральных улицах рядом с жилыми районами. По данным компании Life Storage, складовки размером 5 ? 5 футов в штатах Нью-Йорк и Нью-Джерси сдаются в среднем за 50–150 долл. в месяц.

Перспективы

Коворкинги станут более востребованными благодаря росту количества удаленных сотрудников, поскольку для них важна мобильность и гибкость в плане аренды места для работы. Так, по оценке сайта PeoplePerHour, в Великобритании и США к 2020 г. каждый второй будет фрилансером.

Коливинги и складовки будут набирать популярность в развитых странах благодаря тому, что там сокращается количество браков и увеличивается число домохозяйств на одну семью. Людям в среднем будет требоваться меньшая жилая площадь, а для хранения вещей будут арендоваться боксы на складах.

Востребованными останутся и стихийные магазины. Торговые помещения перестают быть просто недвижимостью и становятся для покупателей способом получить новые впечатления — как раз этой цели и отвечают временные магазины.

Плюсы коллективных метров

«Коммунальные» помещения удобны арендаторам и выгодны инвесторам.

Съемщиков такие объекты привлекают в первую очередь дешевизной. По данным WeWork, затраты на аренду коворкинга в Нью-Йорке в 2016 г. составляли в среднем 7 800 долл. в год, обычного офиса — 10 350 долл. Согласно информации Zillow, снять студию в Финансовом квартале на Манхэттене можно в среднем за 48 тыс. долл. а студии в коливинге WeLive на Уолл-стрит сдаются по цене от 36 тыс. долл. в год.

Собственнику удается добиться низкой цены на аренду за счет того, что на каждого съемщика приходится малое количество квадратных метров. При этом арендодатель получает высокую выручку в расчете на «квадрат».

Помимо этого, съемщикам коворкингов и коливингов не нужно вносить большой депозит и подписывать долгосрочный договор. Поэтому они могут в любой момент съехать. Например, маленький стартап снимает пару столов в коворкинге. Если он разрастается до нескольких десятков сотрудников за пару месяцев, то может быстро увеличить площадь арендуемого помещения. И наоборот, если бизнес не преуспеет, стартап сможет быстро сократить количество снимаемых рабочих мест.

Для собственника гибкие условия аренды означают, что можно часто повышать аренду и легко выселять неплательщиков.

Как инвестировать

Инвесторы могут участвовать в бизнесе, связанном с коворкингами, коливингами, стихийными магазинами и складовками несколькими способами:

- вложить средства в стартап и получать прибыль по мере роста компании;

- арендовать или построить здание и открыть собственный бизнес;

- инвестировать в строительство здания, в котором другая компания откроет коворкинг или коливинг;

- вложить средства в фонд, специализирующийся на инвестициях в такие объекты.

Наиболее простой и эффективный способ инвестировать в «коллективные» метры для международного покупателя — вложить средства в коливинги и микроапартаменты в перспективной локации. Порог для входа на рынок низкий — 100 тыс. евро за один юнит. Менеджмент объекта и работу с арендаторами берет на себя управляющая компания. Мы рекомендуем вкладывать в объекты, расположенные в районах с развивающейся инфраструктурой, которые на горизонте 10 лет будут востребованы у арендаторов.

Юлия Кожевникова, Tranio

 



Материалы по теме

Рейтинг

Где коворкинги для стартапа дешевле?

Самые большие затраты на аренду офиса для креативных и высокотехнологичных стартапов отмечены в Лондоне, Нью-Йорке и Сан-Франциско, говорится в исследовании Global Cities Report 2017 компании Knight Frank. 
04.05
Рейтинг

Элитные коворкинги Москвы: дорогой демократизм

За последние годы коворкинги из разряда небольших низкобюджетных помещений для одиночных специалистов превратились в полноценный сегмент рынка коммерческой недвижимости, в котором уже сейчас происходит заметная сегрегация. С 2014 г. рынок коворкингов Москвы вырос вдвое, и на нем появились объекты, сегментированные не только по своей специализации, но и по уровню. 

09.03

журнал CRE 2(447)

Март
Пакуют все: какие новые продукты выйдут на рынок коллективных инвестиций? Доходность депозитов в России всё ещё высока, конкуренция между управляющими ЗПИФ компаниями – всё жёстче. Удастся ли убедить «частников» в них вкладываться, и вообще изменить отношение к исторически непонятной и сложной для них commercial real estate? Высокие отношения: насколько вероятна так называемая деградация девелопмента?    За МКАДом жизнь есть: «великий офисный исход» за МКАД прогнозировался ещё двадца...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (24-30 марта)

Об упаковке квартир в ЗПИФы, новом ТЦ в Восточном Бирюлеве, офисах Аэрофлота и Лукойла, гибких проектах Aspace и AFI, крупной складской сделке в Татарстане, масштабном проекте в Анапе и новых офисах от А101, а также о том, что обсуждалось на Office & Development Brunch 2025 - в нашей традиционной подборке.
30.03
Источник: CRE
События

Office & Development Brunch 2025: "Конечникам" везде у нас дорога, инвесторам всегда у нас доход!

20 марта в Москве состоялась ежегодная встреча, посвященная офисному рынку. Ведущие девелоперы, консультанты и эксперты затронули общие тренды рынка, дали аналитику и порассуждали о портрете покупателя. Мы, журналисты, всегда любим говорить о новой реальности или нормальности, но дискуссия показала, что рынок действительно поменялся, и даже глубже, чем мы себе представляли. И в то же время есть маркеры, которые говорят о движении в обратную сторону - сторону аренды этажами и блоками (то, как всегда представляли профессиональный рынок). Причем это даже без учета возможного возвращения международных компаний. Просто в мелкую нарезку с высокими доходами уже поиграли, а клиенту теперь снова нужно, как было, только современнее, сервиснее и зеленее. Девелопмент, фокус на который казался определяющим (КРТ, МПТ и прочее), на самом деле тоже зависим от человека и от "Рынка" (именно так, с большой буквы и в несколько мистическом понимании), поэтому тезис "всё не будет как прежде уже никогда" конечно же имеет место быть, но ни отдельные проекты, ни компании, ни десятки девелоперов жилья для этого рынка уже не становятся определяющими.  
 
Полное видео ТУТ. Фотоотчет ЗДЕСЬ.
26.03
Источник: Union Brokers
Сделка

Union Brokers сдала склад в Татарстане

«Биек Тау» - складской парк в Татарстане – принял нового арендатора.
 
27.03
Источник: CRE
Аукцион

БЦ Pulkovo Sky готовы отдать за 4 млрд рублей

Торги по продаже бизнес-центра класса А площадью 50 тыс. кв. м пройдут 28 мая в форме голландского аукциона (на понижение). Начальная цена - 5,56 млрд, минимальная - 4,06 млрд рублей.
28.03
Источник: cre.ru
Проект

Южный порт прирастет офисами

Более 350 тыс. кв. м офисной недвижимости будет построено в Южном порту.
 
27.03
Источник: «А101»
Проект

«А101» начала продавать офисы в третьей очереди «Прокшино»

На рынок выведена следующая очередь бизнес-квартала «Прокшино». 
 
26.03
Источник: CRE
Проект

Hutton получил площадку под Light Industrial

Девелопер планирует построить промышленный технопарк на участке площадью 0,86га в Новокосине.
27.03

подпишись НА эксклюзивные новости cre