Инвестиции в коммунальные метры: коворкинги, коливинги, стихийные магазины и складовки

С середины 2000-х в мире распространяется экономическая модель совместного потребления. Ее основная идея в том, что удобнее платить за временный доступ к продукту, чем владеть им. В транспортном секторе такой образ мышления привел к появлению каршеринга — сервисов краткосрочной аренды автомобилей, в торговле — интернет-площадок, агрегирующих предложения от разных продавцов.

10176

В стороне от этого движения не остался и рынок недвижимости. В офисном секторе появились коворкинги (общественные офисы), на рынке жилья — коливинги (микроапартаменты с общественными пространствами), в секторе торговой недвижимости — стихийные магазины и совместная аренда торговых точек, на рынке складов — боксы для индивидуального хранения вещей.

Коворкинги

В офисном секторе с 2000-х гг. распространяются общественные офисы — коворкинги (coworking spaces). Это помещения, в которых удаленные работники арендуют посуточно или по месяцам места за общим столом, отдельные столы или целые офисы. В крупных городах, таких как Нью-Йорк и Лондон, места для работы сдаются за 300–400 долл. в месяц, столы — за 600–700 долл., отдельные офисы — за 2 тыс. – 3 тыс. долл.

Помимо рабочих зон, коворкинги включают переговорные, помещения для проведения семинаров, спортивные залы и кафе. Общественные офисы обычно открываются в центральных или развивающихся районах рядом с городским центром, в пешей доступности от популярных баров.

Такие объекты становятся все популярнее: по данным журнала Deskmag, с 2011 по 2016 гг. количество коворкингов на глобальном рынке выросло в 10 раз — с 1 130 до 11 300.

Коливинги

Коливинги (coliving spaces) — это здания, где посуточно и по месяцам сдаются студии или спальни в обслуживаемых апартаментах. В среднем комнаты в коливингах сдаются за 1 тыс. – 2 тыс. долл., студии — за 2 тыс. – 3 тыс. долл. в месяц.

Помимо спален, коливинги включают зоны общего пользования: гостиные, столовые, библиотеки, спортзалы, парковки для велосипедов, террасы. В таких объектах есть все необходимое, включая мебель, постельное белье, полотенца, кухонную утварь, холодильник с прохладительными напитками, книги, туалетные принадлежности и HDTV.

Резиденты встречаются во время ужина, вместе смотрят фильмы, отдыхают в саду, ходят на вечеринки, кулинарные курсы и сеансы йоги. Жильцам предлагаются услуги гостиничного типа, среди которых - круглосуточный консьерж-сервис, уборка, приготовление чая и кофе.

Формат коливингов появился в Сан-Франциско в 2013 г., и теперь они открываются по всему миру. Среди известных проектов — Gap House в Сеуле (Республика Корея), Old Oak в Лондоне (Великобритания), P10 Share House LT Josai в Нагое (Япония), Roam Co-living Housing Complex на Бали (Индонезия), Salva46 Apartment в Барселоне (Испания) и WeLive в Нью-Йорке (США).

Похожие форматы в других секторах

Явление, подобное коворкингам и коливингам, существует и в других секторах. Например, на рынке ретейла распространяется формат совместного торгового пространства (shared retail space). Эта идея часто проявляется в виде субаренды, когда крупные ретейлеры с разрешения собственника здания сдают часть арендованных помещений другим магазинам. Например, по сообщению издания Entrepreneur, в США сети Wal-Mart и Target сдают в субаренду часть площадей магазинам Apple, сеть Sears — магазинам одежды Forever 21.

Также рынок торговой недвижимости завоевывают стихийные или временные магазины (pop-up retail), где бренды могут впервые заявить о своем продукте, поучаствовать в мероприятии, протестировать идею или новую локацию. Такие магазины обычно открываются на срок от одного дня до трех месяцев в мегаполисах Европы и США — на центральных улицах с высоким пешеходным трафиком и в крупных торговых центрах. По данным Storefront, оператора таких помещений, аренда стихийных торговых точек в Лондоне стоит в среднем 1 тыс. долл., в Нью-Йорке — 1,6 тыс. долл. в сутки.

Встречаются и другие типы недвижимости, подобные временным магазинам, например, стихийные рестораны (pop-up restaurants), которые открываются во время мероприятий.

Наконец, на рынке складов модель совместного потребления нашла выражение в складовках (self-storage spaces). Это небольшие склады, боксы или ячейки внутри большого склада, сдающиеся в аренду по месяцам для хранения личных вещей. В США такие объекты обычно представляют собой склады гаражного типа, в Германии — пяти- или шестиэтажные здания площадью 5 тыс. – 6 тыс. кв. м. Они обычно строятся на центральных улицах рядом с жилыми районами. По данным компании Life Storage, складовки размером 5 ? 5 футов в штатах Нью-Йорк и Нью-Джерси сдаются в среднем за 50–150 долл. в месяц.

Перспективы

Коворкинги станут более востребованными благодаря росту количества удаленных сотрудников, поскольку для них важна мобильность и гибкость в плане аренды места для работы. Так, по оценке сайта PeoplePerHour, в Великобритании и США к 2020 г. каждый второй будет фрилансером.

Коливинги и складовки будут набирать популярность в развитых странах благодаря тому, что там сокращается количество браков и увеличивается число домохозяйств на одну семью. Людям в среднем будет требоваться меньшая жилая площадь, а для хранения вещей будут арендоваться боксы на складах.

Востребованными останутся и стихийные магазины. Торговые помещения перестают быть просто недвижимостью и становятся для покупателей способом получить новые впечатления — как раз этой цели и отвечают временные магазины.

Плюсы коллективных метров

«Коммунальные» помещения удобны арендаторам и выгодны инвесторам.

Съемщиков такие объекты привлекают в первую очередь дешевизной. По данным WeWork, затраты на аренду коворкинга в Нью-Йорке в 2016 г. составляли в среднем 7 800 долл. в год, обычного офиса — 10 350 долл. Согласно информации Zillow, снять студию в Финансовом квартале на Манхэттене можно в среднем за 48 тыс. долл. а студии в коливинге WeLive на Уолл-стрит сдаются по цене от 36 тыс. долл. в год.

Собственнику удается добиться низкой цены на аренду за счет того, что на каждого съемщика приходится малое количество квадратных метров. При этом арендодатель получает высокую выручку в расчете на «квадрат».

Помимо этого, съемщикам коворкингов и коливингов не нужно вносить большой депозит и подписывать долгосрочный договор. Поэтому они могут в любой момент съехать. Например, маленький стартап снимает пару столов в коворкинге. Если он разрастается до нескольких десятков сотрудников за пару месяцев, то может быстро увеличить площадь арендуемого помещения. И наоборот, если бизнес не преуспеет, стартап сможет быстро сократить количество снимаемых рабочих мест.

Для собственника гибкие условия аренды означают, что можно часто повышать аренду и легко выселять неплательщиков.

Как инвестировать

Инвесторы могут участвовать в бизнесе, связанном с коворкингами, коливингами, стихийными магазинами и складовками несколькими способами:

- вложить средства в стартап и получать прибыль по мере роста компании;

- арендовать или построить здание и открыть собственный бизнес;

- инвестировать в строительство здания, в котором другая компания откроет коворкинг или коливинг;

- вложить средства в фонд, специализирующийся на инвестициях в такие объекты.

Наиболее простой и эффективный способ инвестировать в «коллективные» метры для международного покупателя — вложить средства в коливинги и микроапартаменты в перспективной локации. Порог для входа на рынок низкий — 100 тыс. евро за один юнит. Менеджмент объекта и работу с арендаторами берет на себя управляющая компания. Мы рекомендуем вкладывать в объекты, расположенные в районах с развивающейся инфраструктурой, которые на горизонте 10 лет будут востребованы у арендаторов.

Юлия Кожевникова, Tranio

 



Материалы по теме

Рейтинг

Где коворкинги для стартапа дешевле?

Самые большие затраты на аренду офиса для креативных и высокотехнологичных стартапов отмечены в Лондоне, Нью-Йорке и Сан-Франциско, говорится в исследовании Global Cities Report 2017 компании Knight Frank. 
04.05
Рейтинг

Элитные коворкинги Москвы: дорогой демократизм

За последние годы коворкинги из разряда небольших низкобюджетных помещений для одиночных специалистов превратились в полноценный сегмент рынка коммерческой недвижимости, в котором уже сейчас происходит заметная сегрегация. С 2014 г. рынок коворкингов Москвы вырос вдвое, и на нем появились объекты, сегментированные не только по своей специализации, но и по уровню. 

09.03

журнал CRE 1(446)

Февраль 2025
Из печати вышел традиционный ежегодный номер прогнозов журнала Commercial Real Estate. Более шестидесяти топ-менеджеров российских компаний рассуждают о будущем рынка недвижимости, ритейла, e-commerce, логистики и индустрии гостеприимства. Инвестиции. Коллективное и сознательное Девелопмент. Рубль сберегут Управление недвижимостью. В имени тебе моём Консалтинг. Команда молодости нашей Право. По закону и по душе Читать PDF версию журнала

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (10-16 февраля)

Еще один бизнес-центр построят на Белорусской, NF Group закрепится на Бали, в Level Box Терехово состоялась крупная сделка, Becar FM расширяет сотрудничество с DDX, у Nikoliers новый проект в Петербурге. Эти и другие новости, а также отчет о первом мероприятии CRE Events в новом году - в нашей традиционной подборке.
16.02
Источник: CMWP
Проект

CMWP разработала мастер-план «СмартСити – Новосибирск»

Компания представила мастер-план и эффективные модели по реализации инновационного микрорайона на заседании Правительства Новосибирской области 4 февраля 2025 г. На территории более 180 га появится новая жилая и деловая инфраструктура: дома, школы, детские сады, уникальный парк, а также научно-исследовательские, производственные и спортивные объекты. Проект был успешно утвержден. 
19.02
Источник: CRE
Аукцион

На Селигере продают базу отдыха

В лот включены земельные участки общей площадью 32,3 га и 12 летних домиков общей площадью 333 кв. м. Начальная цена - 173,7 млн рублей.
19.02
Источник: Источник: ТРЦ "Весна!", Central Properties. Автор идеи - Александра Бартель. Дизайн - Ася Воронцова
Экспертный анализ

Ноги в тепле: как возможные изменения в геополитике отразятся на рынке недвижимости

Геополитические изменения и «отклонения от прежнего курса» в последние три недели стали причинами десятков «тёплых» прогнозов: от возможного возвращения в Россию в разном формате и статусе покинувших её в 2022-м инвесторов, девелоперов, консультантов и юристов до возвращения же в торговые центры транснациональных брендов уже к концу года. Однако второй – с девяностых – «великий приход» западных и прозападных игроков может стать для российской отрасли и всей экономики намного более серьёзной проблемой, чем их уход.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
19.02
Источник: KravtGroup
Назначения

Андрей Жамкин присоединился к KravtGroup

Андрей назначен исполнительным директором гостиничной управляющей компании.
20.02
Источник: CRE
Игроки рынка

БЦ White Stone задолжал Сбербанку 20 миллиардов

Кредитная организация подала иск о банкротстве компании «Старгланс», на балансе которой находится бизнес-центр арендопригодной площадью 39,7 тыс. кв. м у метро «Белорусская».
17.02
Источник: NC Logistic
Сделка

NC Logistic арендовал 10 000 кв. м в «Северном Домодедове»

3PL-оператор арендовал дополнительный блок под конкретного клиента, который является крупным поставщиком и производителем косметических средств.
19.02

подпишись НА эксклюзивные новости cre