Почему краудфандинг в сфере недвижимости «наступает на пятки» риелторам?

Краудфандинг, или краудинвестинг, в сфере недвижимости становится все популярнее. На мировых краудфандинговых площадках частные инвесторы с небольшим чеком могут инвестировать в масштабные проекты, связанные с коммерческой недвижимостью.

11382

Такие площадки помогают девелоперам совместно инвестировать в строительство, а пулу частных инвесторов — приобретать сообща дорогостоящие объекты. Безусловно, риелтор и площадка могут неплохо работать в связке. К примеру, риелтор может предложить клиенту выставить свой объект на краудфандинговой площадке, если видит в этом выгоду для продавца или покупателя недвижимости (а также для себя), однако как инвесторы, так и собственники объектов все чаще обращаются сюда напрямую. С чем это связано, рассказывает Дмитрий Михайлов, директор по развитию краудфандинговой площадки AKTIVO.

В этом году пятилетний юбилей отмечает знаменитый JOBS Act (закон о краудинвестинге, или закон о стартапах), принятый администрацией Барака Обамы, который легализовал в США сразу несколько моделей краудинвестиций. Практически сразу после принятия закона в США возникли и краудфандинговые (краудинвестинговые) площадки, позволяющие частным лицам вкладывать средства в стартапы и проекты, связанные с недвижимостью (к примеру, для совместного финансирования строительства или покупки уже существующих объектов с целью извлечения дохода из операций с недвижимостью). Теперь в мире насчитывается более 200 краудфандинговых (краудинвестинговых) площадок в сфере недвижимости, и число их растет. Появляются подобные проекты и в России.

До недавнего времени мы могли смело утверждать, что AKTIVO — единственная в России краудфандинговая (краудинвестинговая) платформа для совместных инвестиций в недвижимость. Однако теперь на рынке появились сходные по концепции проекты. Краудфандинговые площадки также являются посредниками при продаже коммерческой недвижимости и, вполне вероятно, в перспективе могут получить значимую долю на довольно тесном рынке купли-продажи объектов коммерческой недвижимости в России. С чем это связано? Назову 4 основные причины.

Заинтересованность риелтора в самом факте сделки, а не в дальнейшей работе с объектом

Основная задача риелтора — продать объект недвижимости, именно со сделки он получает свой процент. Если его нанимает покупатель для поиска недвижимости, задача риелтора — найти объект, максимально удовлетворяющий требованиям последнего. В то же время полноценная экспертиза и оценка всех инвестиционных рисков не в его интересах, так как круг вопросов, связанный с дальнейшим обслуживанием и работой с объектом, уже не имеет отношения к посреднику. Если инвестор, даже начинающий, выставил свои требования, не зная всех рисков и подводных камней, риелтор может не сообщить о них, даже если его собственный опыт позволяет ему видеть то, чего не заметил клиент. Отсюда и множество проблем, с которыми сталкиваются новички при покупке объектов коммерческой недвижимости. Краудфандинговая площадка работает по иной схеме. Объекты на площадке покупают, как правило, 50–100 частных инвесторов в расчете на пассивный доход, который обещает площадка. Чтобы выполнить обязательства по обещанной инвесторам доходности, площадка обязана контролировать дальнейшую работу с объектом, заниматься вопросами управления, ремонта и сдачи площадей в аренду. Если она не сможет обеспечить доходность объекта (так как он требует капитального ремонта, не может функционировать из-за отсутствия документации, непривлекателен для арендаторов и т.д.), ей нет смысла продавать его инвесторам.

Отсутствие гарантированного срока продажи объекта

Безусловно, хороший риелтор продаст объект достаточно быстро или будет честно стараться сделать это сделать с учетом возможностей и требований собственника. Тем не менее, к сожалению, даже среди известных брендов на рынке есть компании, предлагающие собственникам эксклюзивный договор на продажу объекта и реализующие свое право весьма экстравагантным способом. Существует известная схема, когда посредник не предпринимает усилий по продаже объекта, в то же время требуя от собственника выплаты компенсации, в случае если тот продает объект самостоятельно.

Впрочем, и добросовестный риелтор, как правило, не подписывает с собственником объекта договор с указанием сроков продажи объекта. В то время как наша площадка, к примеру, может подписать такой договор, определив срок продажи, равный нескольким месяцам. В случае невыполнения договора она выплачивает собственнику штраф за отсутствие факта сделки.

Комиссия за посреднические услуги

Одна из причин, которые приводят к тому, что некоторые собственники не нанимают агента, а обращаются к площадке напрямую, состоит в том, что работа с площадкой не предполагает выплаты комиссии за ее услуги. Свой посреднический процент краудфандинговая (краудинвестинговая) площадка получает при продаже долей в объекте инвесторам. В случае с дорогостоящей коммерческой недвижимостью экономия нескольких десятков тысяч долларов является неплохим стимулом для собственника.

Возможность разрешения спорных ситуаций

Как мы все хорошо знаем, достаточно часто собственниками крупных объектов коммерческой недвижимости выступают несколько ИП, или несколько физических лиц. Противоречия между собственниками возникают не так уж редко: один хочет продать объект, чтобы выручить средства на развитие нового бизнеса или просто уехать за рубеж, второй против и предпочитает получать доход от сдачи помещений в аренду... В случае работы с площадкой такие ситуации легко разрешимы без судов и юридической волокиты. К примеру, объект коммерческой недвижимости можно внести в ЗПИФ (закрытый паевой инвестиционный фонд), и собственники недвижимости получат 100% его паев. Собственник, желающий продать объект, уступает свои паи инвесторам площадки, тот же, кто желает получать доход от сдачи недвижимости в аренду, сохраняет свою долю за собой. При этом на управлении объектом недвижимости разногласия и смена собственников никак не отражаются, так как обслуживанием недвижимости, находящейся в ЗПИФ, занимается специализированная управляющая компания площадки.





иГРОКИ РЫНКА

Aktivo

Михайлов Дмитрий

Инвестиции

Aktivo

Материалы по теме

Исследования рынка

Инвестиции в коммунальные метры: коворкинги, коливинги, стихийные магазины и складовки

С середины 2000-х в мире распространяется экономическая модель совместного потребления. Ее основная идея в том, что удобнее платить за временный доступ к продукту, чем владеть им. В транспортном секторе такой образ мышления привел к появлению каршеринга — сервисов краткосрочной аренды автомобилей, в торговле — интернет-площадок, агрегирующих предложения от разных продавцов.

23.06
Рейтинг

Инвестиции в 3 квартале 2016 г. глазами RICS

Согласно Глобальному обзору коммерческой недвижимости RICS за третий квартал 2016 г., европейские рынки недвижимости продолжают демонстрировать сильный импульс, в частности, в сфере инвестиций. В то же время эксперты осторожничают в прогнозах в отношении Азии и Ближнего Востока из-за непростых макроэкономических показателей.  

14.11

журнал CRE 11(445)

Декабрь 2024
Вышел из печати CRE №11 (445). Стратегический партнер журнала -  компания Pioneer  Конец года – время подводить итоги. Лучшие эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказывают, что происходило в девелопменте, инвестировании, консалтинге, управлении недвижимостью. - Ключевой раунд: девелоперы упали и очнулись. - Не в одну корзину: куда выведут рынок инвестиционные рекорды 2024-го? - Разговорный жанр: консультанты снова стали самыми важными на рынке. - Управделами и пре...

Популярное

Источник: MR Group
Экспертный анализ

Театральный роман: зачем игроки рынка недвижимости тратят миллионы на культуру

Сложности с поездками в другие страны и многократно подорожавшие путешествия по России вернули не просто массовый, но всенародный интерес к театрам, концертам, музеям, выставкам, фестивалям и пр. Такого ажиотажного спроса с продажами билетов за три-шесть месяцев вперёд не было более тридцати лет; купить же билеты с декабря по середину января в Москве и Петербурге «хоть куда-нибудь» оказалось практически невозможно. В театры, музеи и концертные залы пришла аудитория, которая не ходила никогда и, если бы не пандемия, а затем события 2022 года – вряд ли дошла, а партнёрско-спонсорский интерес к культурным событиям и проектам разной степени размаха у игроков рынка коммерческой и жилой недвижимости уже назван беспрецедентным. Бюджеты «на культуру» закладывают теперь практически все, включая небольшие бизнесы.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.01
Источник: cre.ru
Сделка

Возле «Белорусской» продали БЦ

БЦ в центре Москвы сменил владельца.
 
16.01
Источник: CRE
Сделка

«Времена года» меняют собственника

Премиальный торговый центр на Кутузовском проспекте перешел от структур RD Group к компании «Кэпитал менеджмент». Однако сделка, вероятнее всего, носит технический характер.
16.01
Источник: MR Group
Игроки рынка

ТЦ Discovery подвел итоги 2024 года

Заполняемость торгового центра от MR Group в составе ТПУ Ховрино составила 99%, а средний ежедневный трафик превысил 13 500 человек.
15.01
Источник: CRE
Игроки рынка

IBC Global представляет услугу "склады под ключ"

Компания теперь может осуществлять проектную деятельность, что позволит ей предоставлять услуги комплексного управления складами в Центральной Азии.
20.01
Источник: Пресс-служба ADG group
События

ADG порадовала семьи

Новогодние мероприятия в районных центрах «Место встречи» посетили 6,5 тыс. человек.
 
17.01
Источник: NF Group
Проект

NF Group и Nikoliers открывают продажи БЦ Light City

Офисный комплекс из четырех башен совокупной площадью более 170 тыс. кв. м строится в Большом Сити, вблизи от станций метро и МЦК «Шелепиха». 
20.01

подпишись НА эксклюзивные новости cre