Качество строительства – основной фактор, определяющий экономичность, рентабельность и надежность законченного объекта. В общем случае оно зависит от трех составляющих: качества проектирования, выполнения строительно-монтажных работ, а также качества используемых материалов и установленного оборудования. Последний вопрос стоит наиболее остро, поскольку в сложной экономической ситуации застройщики нередко идут на компромисс ради снижения сметной стоимости, а производители и поставщики продукции и материалов не всегда могут гарантировать ее соответствие эксплуатационным требованиям. В конечном итоге это может обернуться финансовыми потерями.
Производитель должен отвечать за качество продукта
Одним из главных критериев качества продукции является гарантия производителя. По мнению экспертов рынка, гарантия – это такая же неотъемлемая часть изделия, как и любая из его материальных составляющих. «Собственно, она тоже материальна, поскольку в конечном итоге измеряется в деньгах. Выход из строя негарантийного изделия влечет за собой затраты на приобретение нового. Возможно, я немного утрирую, но покупка продукта без гарантии во многих случаях фактически равносильна покупке воздуха, поскольку вы рискуете в конечном итоге остаться и без денег, и без материала», – считает Людмила Адестова, генеральный директор компании GuteWetter, производителя душевых ограждений.
В подтверждение своих слов руководитель приводит пример из практики компании. Не секрет, что при строительстве и ремонте крупных объектов деловой и социальной инфраструктуры, таких как гостиницы, медицинские и оздоровительные учреждения и т.п., многие подрядчики дают на установленное в здании оборудование, в том числе сантехническое, не более полугода гарантии. Это примерно соответствует периоду ввода объекта в эксплуатацию. И если после запуска у заказчика строительства или эксплуатирующей организации возникают рекламации, то им приходится обращаться с ними напрямую к производителю.
И вот здесь начинается самое интересное. Зачастую оказывается, что претензию предъявить вообще некому, поскольку установленное оборудование скомплектовано из готовых элементов неясного происхождения, закупленных по минимальной цене, а «бренд» – не более чем наклейка, за которой не стоит ни один реальный производитель. И решать проблему эксплуатирующей организации приходится за свой счет, а иногда просто закупать новое оборудование.
Избежать подобных проблем поможет метод оценки затрат не по первоначальной стоимости продукции, а по стоимости жизненного цикла – LCC. Для строительной отрасли это единственный адекватный метод бюджетирования, поскольку расходы на эксплуатацию объекта в сумме могут оказаться куда серьезнее, чем затраты на его строительство, и именно они определяют рентабельность и сроки окупаемости проекта.
Стандартизация ставит точки над «i»
Ситуация с душевыми ограждениями усложняется тем, что на этот вид оборудования в России нет даже внутриотраслевых стандартов, поэтому заказчик может полагаться только на репутацию производителя. Но так обстоит дело не со всеми типами продукции. И если стандарты есть, то минимальным уровнем контроля должна быть проверка на соответствие им закупаемых материалов.
Одним из характерных примеров является ситуация на рынке строительного крепежа. «К сожалению, в большинстве стран люди, в том числе многие специалисты, делают выбор в пользу дешевого крепежа, пренебрегая его качеством и безопасностью. Ввиду своего небольшого размера крепежные элементы кажутся чем-то незначительным, однако дьявол, как известно, кроется в деталях. Поэтому нам нередко приходится сталкиваться с последствиями, иногда опасными, применения крепежных систем низкого качества», – комментирует Луис Вашингтон, технический консультант головного офиса компании Fischer.
По мнению специалиста, внесение соответствующих изменений в национальные технические руководства и внимание к ним проектировщиков, заказчиков и исполнителей работ позволит существенно снизить число несчастных случаев и серьезных разрушений, которые нередко происходят только по причине применения некачественного крепежа.
В частности, при его выборе эксперт Fischer настоятельно рекомендует обращать внимание на указанную производителем сферу его применения, строительный материал, в который будет производиться монтаж, условия окружающей среды и параметры закрепляемых конструкций. Например, если для использования в быту в большинстве случаев подойдет крепеж общего назначения, то для профессионального применения лучше использовать высокоэффективные стальные анкеры.
Какая продукция нужна российскому стройкомплексу
Одной из актуальных тенденций для российского рынка стройматериалов и инженерного оборудования является импортозамещение. Продукция, выпускаемая в России, доступнее по цене, имеет не такое длинное плечо поставки и, как правило, гораздо более оперативную сервисную поддержку.
Однако, как уже стало понятно из предыдущих примеров, выбирать ее все равно следует с пристрастием. В особенности это относится к инженерной продукции. «Сейчас в промышленном секторе экономики накопилось немало проблем, из-за которых импортозамещение либо буксует, либо идет не по намеченному пути. Например, за российскую продукцию нередко выдаются изделия низкого качества из Юго-Восточной Азии, в которых отечественным является только логотип. Иногда можно столкнуться с ситуацией, когда производитель через каждые 2-3 года меняет юрлицо. Для рынка высокотехнологичного оборудования это критично, поскольку потребители в данном случае теряют право на техническую поддержку. Поэтому при оценке качества следует учитывать и уровень организации бизнес-процессов на предприятии, и наличие современной системы менеджмента качества», – комментирует Юрий Фетисов, директор компании «Ридан», российского производителя теплообменного оборудования.
Для производителей инжиниринговой продукции хорошим знаком отличия является сертификация своих производств в соответствии с международными стандартами менеджмента качества. Например, компания «Данфосс» стала первой на отечественной рынке, подтвердившей соответствие своего российского производства требованиям международного стандарта ISO/TS 16949 (среди компаний, не являющихся производителями продукции для автопрома). В мировой системе менеджмента качества этот стандарт является верхней квалификационной ступенью, ужесточая и расширяя требования базового стандарта ISO 9001 в отношении поставщиков компонентов для автомобильной промышленности. Он был призван согласовать между собой различные отраслевые и национальные стандарты, поскольку регламентирует высший (из возможных) уровень контроля качества в каждой области. Таким образом, во многих случаях стандарт позволяет заменить несколько различных сертификатов одним и дает возможность работать на рынках разных стран без дополнительной сертификации.
Гарантия производителя, соответствие продукции отраслевым стандартам и репутация ее производителя на рынке – вот три признака, по которым можно сделать правильный выбор материалов и оборудования для реализации проектов в сфере капитального строительства. Следуя этой схеме, заказчик не только повысит рентабельность своей работы, но и приумножит собственную репутацию.