Что происходит на рынке региональных ТЦ?

Компания «Магазин Магазинов» рассказала о состоянии рынка региональных ТЦ сегодня.

6530

В первом полугодии 2017 г. в регионах было открыто всего 7 ТЦ совокупной площадью 225 тыс. кв. м GLA. Во второй половине текущего года планируется открытие 14 ТЦ совокупной площадью 400 тыс. кв. м GLA. Таким образом, ожидается, что за 2017 год рынок вырастет на 625 тыс. кв. м. Такой объем нового предложения станет минимальным за последние 10 лет. Последовательное снижение объемов ввода наблюдается, начиная с 2014 г.

ЦФО лидирует в новом предложении ТЦ среди российских округов

В 2017 г. девелопмент ТЦ сконцентрирован в Центральной России: более 70% всего объема площадей, ожидаемых к вводу в текущем году, расположены в Москве, Московской области и ряде городов ЦФО. Из ТОП-5 крупнейших ТЦ, открытых или планируемых к открытию, 4 располагаются в Центральной России.

Традиционно, крупные города Урала вносят существенный вклад в прирост рынка торговой недвижимости. Но в 2017 году в УФО не будет введен в эксплуатацию ни один новый ТЦ. Обратная ситуация на Юге России: на насыщенных рынках Краснодара и Ростова-на-Дону два года не происходили количественные изменения, но в текущем году в них открывается по одному ТЦ. В Краснодаре это уже запущенный ТРЦ «Рояль Сити», а в Ростове-на-Дону - вторая очередь ТРЦ «МегаМаг», которая откроется в конце августа 2017 г.

Привлекательность городов с населением менее 1 млн. человек растет

Если проследить развитие рынка торговой недвижимости в разрезе кластеров городов различного масштаба, то сегодня девелоперы все больше обращают внимание на города с численностью населения менее миллиона человек. В 2017 г. почти 60% площадей в новых качественных ТЦ придется на эту совокупность городов, тогда как в 2013-2016 гг. на них приходилось в среднем 45% от нового предложения.

Если в Москве не было введено ни одного нового ТЦ в течение первого полугодия, то в Санкт-Петербурге не ожидается открытий до конца года. Среди городов-миллионников в течение 1 половины 2017 г. зафиксирован ввод только одного ТЦ – третьей очереди «Галереи Чижова» в Воронеже.

Особенность девелопмента объектов торговой недвижимости как в регионах, так и в Москве, заключается в том, что все большую долю среди новых объектов  занимают небольшие районные ТЦ. На некоторых насыщенных рынках возведение таких объектов является едва ли не единственной возможностью создания рентабельного арендного бизнеса.

Если говорить про крупные проекты - желание сократить риск недозаполнения площадей приводит к тому, что все чаще новые ТЦ на рынке возводятся по фазам. В какой-то мере это одна из антикризисных стратегий девелоперов.

Краснодар остается самым обеспеченным торговыми площадями городом России

По итогам 2017 г. пятерка лидеров по обеспеченности качественными торговыми площадями среди крупнейших городов России не должна измениться. По-прежнему лидерство в рейтинге удерживает Краснодар. Среди миллионников наиболее насыщенный торговыми центрами город - это Самара. Если в Краснодаре насыщение рынка не привело к заметному увеличению уровня вакантных помещений в ТЦ, то в Самаре и Екатеринбурге, как и во многих городах верхней части рейтинга, некоторые из недавно построенных ТЦ сейчас испытывают большую проблему с заполняемостью арендаторами. Как правило, больше всех страдают объекты, расположенные не в самых лучших локациях.

Наименее насыщенным современными ТЦ миллионником остается город Пермь. В 2015 г. здесь был открыт ТРЦ «СпешиLove», в настоящее время строительство новых крупных ТЦ здесь не ведется. Пермь, наряду с Томском и Набережными Челнами, остается одним из наиболее привлекательных рынков для девелопмента новых ТЦ.  

Комментарий Андрея Васюткина, Руководителя отдела исследований и консалтинга компании «Магазин Магазинов»: «В России остается еще большое количество крупных городов, ненасыщенных современными форматами торговой недвижимости. Мы надеемся увидеть открытия интересных проектов в этих городах в 2018-2019 гг. В текущем же году мы наблюдаем следствие того, что девелоперы в сложные 2015-2016 гг. не запускали новых проектов ТЦ. Ритейл, ранее маржинально высокий сегмент коммерческой недвижимости, вдруг оказался рисковым. С одной стороны, девелоперы лишились возможности использовать доступное заемное финансирование. Но самое главное – снижение покупательской способности сказалось на оборотах арендаторов и, соответственно, доходе арендодателей. Все это привело к тому, что инвестиционная привлекательность строительства новых ТЦ заметно снизилась. Девелоперы предпочли не застраивать земельные участки или не размораживать ранее начатые проекты.

Поэтому большая часть нового предложения 2017 г. приходится на Центральную Россию, менее рисковую с точки зрения покупательских расходов. Для инвесторов также немаловажен географический фактор – мало кто из европейских инвесторов готов вкладывать средства в проекты на Дальнем Востоке или Восточной Сибири – там развитие рынка происходит за счет внутренних, локальных инвестиций.

Изменение покупательского поведения также повлияло на структуру предложения новых торговых площадей. Как мы видим, на рынок выходит все больше районных ТЦ. Есть ряд преимуществ такого формата на стагнирующем рынке – а) необходимо меньше инвестиций, б) короче инвестиционный период и меньше времени тратится на заполнение площадей арендаторами, в) следование тренду – т.к. потребители все чаще выбирают локальные объекты для совершения покупок, а также для проведения свободного времени.

Для справки: в 2017 г. средняя медианная площадь введенного ТЦ составит 20 тыс. кв. м. В 2016 году она составляла 30 тыс. кв. м, в 2015-м – 33 тыс. кв. м GLA».



иГРОКИ РЫНКА

Магазин Магазинов

Васюткин Андрей

Консалтинг и брокеридж

Магазин Магазинов

Материалы по теме

Экспертный анализ

Торговые центры Иркутска

По обеспеченности торговыми площадями Иркутск занимает второе место после Барнаула среди городов Сибирского федерального округа с населением более 500 тыс. человек с показателем 398,4 кв. м на 1 000 человек, отмечают аналитики компании Knight Frank. 

17.02
Исследования рынка

В Петербурге сохраняется спрос на успешные торговые проекты

Компания IPG.Estate провела анализ сегмента торговой недвижимости за первое полугодие 2016 г.

09.09
Исследования рынка

Торговые центры - временное затишье или стабилизация?..

Специалисты Cushman & Wakefield рассказали о состоянии торгового рынка Москвы.
12.04

журнал CRE 9(443)

Октябрь
Вышел из печати CRE №9 (443) Стратегический партнер журнала в 2024 году компания Pioneer компания ADG group Читайте спецвыпуск с ФОТОАЛЬБОМОМ по итогам церемонии награждения победителей премии CRE FEDERAL AWARDS 2024  ТЕМА НОМЕРА: Война миров: как противостояние в IT и отключение от сервисов влияют на рынок коммерческой недвижимости УПРАВЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Все по полочкам. Как сегментируется рынок недвижимости ОФИСЫ Офис-сад. Что стоит знать об озеленении пространства ...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 октября)

Новый проект Capital Group, распродажи Газпрома и Траста, сразу две крупные сделки Aspace, крупный апарт-отель в Петербурге, развитие ТЦ «Фили Град», а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.10
Источник: CRE
Экспертный анализ

Электронная очередь: проиграет ли e-commerce «каменной рознице»?

В 2024-м впервые в истории российского рынка продажи одежды и обуви онлайн де-факто догнали оффлайн. С одной стороны, очевидно, что модель омниканальности в том виде, в котором игроки продвигали её много лет подряд – «онлайн не конкурирует, а дополняет оффлайн» – не работает: e-commerce не только конкурирует и уводит клиентов из «каменной розницы», но давно изменил доходность, форматы магазинов, потребительское поведение и расстановку сил. В пользу маркетплейсов традиционно говорят удобство «магазина на диване», «бесконечная полка» и цена. В пользу оффлайна – более высокое качество клиентского опыта, возможность примерки и тактильного контакта с товарами, «атмосферность», социализация и пр. С другой стороны, инфляция, удорожание и усложнение логистики, транзакций, падающий уровень сервиса, ценовая гонка, ужесточение условий работы и проблемы бизнес-модели самих маркетплейсов и электронной торговли в целом уже в ближайшие полгода могут сделать покупки в сети не такими привлекательными. Это, возможно, позволит отвоевать «каменной рознице» у онлайна не всё, но многое, а у e-commerce с середины 2025-го начнётся спад.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.10
Источник: Пресс-служба October Group
Открытие

В Питере открылся Well

Партнер October Group открыл первый апарт-отель Well формата well-being.
 
18.10
Источник: Lynks Property Management
Открытие

В ТЦ «Фили Град» будут «Дети и радости»

Детский клуб площадью 80 кв. м разместился на первом этаже торгового центра.
17.10
Источник: Пресс-служба «Железно»
Игроки рынка

«Железно» построит для регионов

Федеральный девелопер «Железно», чья штаб-квартира размещается в Кирове, планирует увеличить портфель КРТ проектов до 1 000 000 кв. м в 2024 г.
18.10
Источник: Aspace
Сделка

МТС Ads стала якорным арендатором Aspace Никольская

Компания заняла 622 рабочих места во флагманском пространстве Aspace, таким образом обеспечив практически 100%-ю заполняемость проекта. Консультантом сделки выступила компания Ricci.
17.10
Источник: cre.ru
Аукцион

«ТРАСТ» продает права требования

Банк «ТРАСТ» выставил на торги права (требования) к владельцам коммерческой недвижимости в Москве.
 
17.10

подпишись НА эксклюзивные новости cre