Иерусалим, Израиль
Доход Израиля от международного туризма равен приблизительно 4–5 млрд долл. в год. По прогнозам, к 2025 г. сумма трат туристов в Израиле вырастет до 30 млрд, а объtм инвестиций в этот сектор вырастет на 57% до 4 млрд долл.
Около 80% туристов в Израиле едут в Иерусалим. Столицу ежегодно посещают 3,5 млн человек, и с середины 2000-ых их число только растет.
Большинство путешественников здесь (64%) останавливаются в отелях. Местное правительство стремится увеличить туристический поток, предлагая гранты и тендеры на строительство новых гостиниц и расширение существующих. Крупные местные бренды активно ищут новые возможности для инвестиций.
Несмотря на небольшое количество сделок и сильную конкуренцию со стороны Airbnb, аналитики называют гостиничный сектор Иерусалима перспективным. Треть туристов здесь останавливается в номерах класса «эконом» — учитывая последнюю тенденцию вкладывать в элитные отели, инвесторам следует обратить внимание на стандартные и бюджетные предложения в гостиничном секторе.
Мекка, Саудовская Аравия
Туристический сектор приносит Саудовской Аравии больше 11 млрд долл. в год, это около 2% ВВП страны. Почти треть прибыли приходится на религиозный туризм. В 2014 г. Мекку посетили 14 млн мусульман, и, по оценкам экспертов, общее количество туристов здесь к 2025 г. вырастет до 17 млн и превысит 20 млн еще через пять лет.
Правительство активно вкладывает средства в развитие туристической инфраструктуры. В 2010 г. в Мекке было открыто метро, которое помогает туристам передвигаться по городу во время хаджа. Высокоскоростная магистраль Haramain High Speed Rail соединит Медину, Джедду, аэропорт имени короля Абдулазиза (KingAbdulazizInternationalAirport) и Мекку уже в 2018 г.
Хотя число отелей постоянно растет, здесь зачастую сложно найти свободные места. В Мекке около 150 тыс. гостиничных номеров, их число растет на 8–9% в год. Ежегодно в отельный бизнес вкладывается почти 25 млн долл., и, по прогнозам, к 2025 г. объем инвестиций в этот сектор вырастет до 40 млн.
Инвесторам следует обратить внимание на отели в бюджетном сегменте рынка: несмотря на стабильный спрос на элитные гостиницы (на которые приходится 43% рынка) со стороны туристов из более богатых стран, эксперты прогнозируют значительное увеличение количества паломников к 2030 г. за счет роста численности населения в бедных исламских странах.
Ватикан и Рим, Италия
Ежегодно Рим принимает 7–10 млн туристов, многие приезжают сюда ради религиозных достопримечательностей: например, Пантеона или Латеранской базилики. В 2015 г. музеи Ватикана посетили 6,2 млн человек.
Сегодня в городе всего около 50 тыс. гостиничных номеров. Здесь мало международных сетей класса «премиум», а существующие расположены не в лучших локациях, поскольку большинство туристов обитают в западной части города рядом с улицей Виа деи Кондотти (Viadei Condotti). На элитные отели приходится только 8% рынка, поэтому этот сектор — наиболее перспективный для инвесторов.
В городе 65 ресторанов с мишленовскими звездами, большинство из них сосредоточены в центре Рима и только четыре — рядом с Ватиканом. Рестораны на западном побережье Тибра могут стать выгодным вложением для иностранных инвесторов.
Лурд, Франция
Лурд — небольшой город, где живут всего 17 тыс. человек. Еще это крупнейший религиозный центр в стране, куда ежегодно приезжают по меньшей мере пять млн паломников.
Главная достопримечательность — грот Масабьель (Grotto of Massabielle), который является частью санктуария (хромового комплекса вокруг грота). Пилигримы приезжают в Лурд, чтобы искупаться в местных водах: считается, что вода здесь обладает исцеляющими свойствами.
В городе больше 200 отелей, хостелов и мест для кемпинга, около 34 тыс. мест. На трехзвездочные отели приходится около 41% гостиничных номеров, на отели с двумя звездами — 25%. Стоимость одной ночи здесь довольно низкая по сравнению с крупными городами Франции из-за высокой конкуренции в бюджетном сегменте.
Отели класса «премиум» занимают лишь 13% местного рынка. Учитывая то, что число туристов, которые приезжают в Лурд поправить здоровье, растет, инвесторам следует присмотреться к сегменту элитной гостиничной недвижимости, приспособленной для клиентов с ограниченными физическими возможностями.
Варанаси и Сарнатх, Индия
Варанаси — один из главных центров паломничества для хинду, его посещают 5,2 млн человек в год. К северо-востоку от центра города расположен Сарнатх — место, где Будда прочел первую проповедь о «четырех благородных истинах», составившую основу учения буддизма. В Сарнатх ежегодно приезжают почти 1,2 млн туристов.
В 2016 г. правительство Индии одобрило план, по которому в инфраструктуру индийских городов будет вложено 64,27 млн долл. В том же году Министерство туризма штата Уттар-Прадеш, где находится Варанаси, выделило 3,06 млн долл. на развитие туристического сектора с целью привлечения новых паломников.
Местные туристы останавливаются в специальных резиденциях для паломников, монастырях и отелях. 61% гостиничных номеров в Варанаси относится к классу «эконом», 29% — стандартные номера и 10% — класса «премиум». В последние годы спрос стабильно превышает предложение, и рынок активно растет. Инвесторам стоит обратить внимание на потенциальные транспортные проекты: элитные отели недалеко от транспортных узлов могут стать отличным вложением в перспективе.
В Варанаси или Сарнатхе нет ресторанов с мишленовскими звездами. Большинство кафе расположены в центре и южной части города. С развитием строительства в пригороде будет расти спрос на досуг со стороны небогатых туристов, поэтому инвесторам следует задуматься о вложениях в рестораны в среднем ценовом сегменте в пригороде или дорогих заведениях в северо-восточной части Варанаси.
Томас Эспи, Tranio