О нестандартных арендаторах офисов

В то время как спрос со стороны традиционных лидеров по аренде офисов (банков, госкомпаний и IT) неуклонно снижается, нестандартные для рынка компании повышают интерес к аренде офисных помещений в бизнес-центрах. Компания Blackwood составила рейтинг арендаторов из новых для офисного сегмента сфер и выяснила, какие из них проявляют наибольший интерес к новым помещениям сегодня.

6979

1) И к врачу, и на работу. Медицинские клиники и центры стали одними из первых проявлять интерес к значительно потерявшим в ставках за последние годы офисам. Так, сделки по аренде офисных помещений и отдельно стоящих зданий в 2017 г. уже заключили 5 компаний. «До наступления кризиса медицинские клиники очень редко рассматривали бизнес-центры для собственного помещения: частные клиники рассчитаны на поток клиентов, а размещение отделения на закрытой территории БЦ не давало возможности получения случайного трафика. Сейчас ситуация поменялась: медицинские центры интересуются офисными объектами класса А с хорошей локацией, доступностью и просматриваемостью со стороны улицы» - отмечает Мария Котова, генеральный директор компании Blackwood. Также размещение в бизнес-центре дает клиникам возможность выгодного сотрудничества с другими арендаторами: как правило, взаимовыгодными становятся программы ДМС для сотрудников бизнес-центра и специальные условия обслуживания.

2) Личностный рост и организация мероприятий. В 2017 г. также резко возросло количество компаний из сферы организации мероприятий и тренингов. Если раньше такие арендаторы, обладая невысоким арендным бюджетом, стремились к размещению в недорогих офисах класса В за пределами ТТК, то новые реалии рынка позволяют им комфортно арендовать офис в престижном бизнес-центре. «Собственники бизнес-центров стали проявлять большую лояльность к арендаторам, которые ранее не считались платежеспособными и надежными: к организаторам тренингов и образовательных программ, а также компаниям из сферы развлечений. Кроме того, если еще пару лет назад бизнес-центры стремились к закрытости и максимальной обособленности, вводя строгую пропускную систему, то теперь даже в объектах класса А вполне реально договориться с УК об упрощенных правилах входа в бизнес-центр, что позволяет ведущим тренингов проводить их в своем офисе и обеспечить постоянный поток клиентов, а организаторам мероприятий – создать полноценный клиентский офис», - рассказывает эксперт.

3) Культура как основа. Активными в запросах на аренду офисов оказались и такие арендаторы, как фото-выставки и арт-пространства. Пару лет назад принять таких арендаторов готовы были только арт-кластеры и бизнес-центры в стиле «лофт». «Сейчас арендаторам из сферы искусства открыты в том числе и классические бизнес-центры. Их готовы принимать как постоянных арендаторов в офисах, а в общих зонах БЦ – организовывать галереи. Также часть деловых объектов готова сдавать невостребованные офисы в состоянии shell&core во временную аренду под мероприятия арт-сферы или конференции. Для собственников БЦ это дополнительный вид заработка, от которого в текущих условиях рынка отказываться не принято», - отмечает Мария Котова.

4) Белые воротнички vs. фрилансеры. Активными арендаторами офисных центров становятся в том числе коворкинги: только за 2017 год в Москве открылись 11 новых коворкингов, из них 8 расположены в качественных бизнес-центрах, таких как NeoGeo, «Московский шелк», «IQ-парк». «Времена, когда коворкинги вынуждены были длительное время искать помещения для аренды, прошло: теперь бизнес-центры классов А и В+ готовы с радостью принять таких арендаторов. Как правило, коворкинги арендуют офисы площадью около 300 кв. м, и нередко им подходят невостребованные офисы, долгое время экспонирующиеся на рынке. В ряде случаев собственники не приглашают операторов коворкингов со стороны, а организовывают собственные коворкинги, что позволяет им попробовать себя в новом качестве и управлять площадями самостоятельно», - отмечает эксперт.

5) Быть красивым и спортивным. Наконец, самыми неожиданными арендаторами бизнес-центров все чаще становятся фитнес-студии и салоны красоты. Конечно, такой вид инфраструктурных арендаторов уже долгое время присутствует в деловых кварталах и МФК, но сейчас они из статуса вспомогательной инфраструктуры перешли в разряд ключевых потенциальных пользователей офисных помещений: «Фитнес-центры становятся одними из якорных арендаторов бизнес-центров и размещаются в том числе на нескольких этажах. В деловых комплексах они могут занимать площади до нескольких тысяч кв. м, что составляет достаточно существенный объем в современных реалиях рынка. Салоны красоты в новых бизнес-центрах представляют собой целые бьюти-бары, которые совмещают в себе концепцию кафе, салона услуг и места для отдыха и досуга. Новый формат фитнес-услуг – студии функционального тренинга – даже не требуют от бизнес-центра дополнительных мощностей или размещения бассейнов и сауны: в зале располагаются только тренажеры, что значительно снижает затраты арендатора и собственника на специальное оборудование», - заключает Мария Котова. 



иГРОКИ РЫНКА

Котова Мария

Консалтинг и брокеридж

Blackwood

Материалы по теме

Интервью

Владимир Рыбаков: «Гибкие офисные решения помогают выигрывать борьбу за арендатора в кризис»

Низкий спрос на офисные площади вынуждает арендодателей искать новые возможности оптимального использования помещений на своих объектах. В каких случаях арендаторы неэффективно используют офисные площади? Какие альтернативные варианты использования офисных площадей сегодня популярны на рынке? Ответить на эти и другие вопросы мы попросили Главу представительства управляющей компании AYONA IP Владимира Рыбакова.

06.06
Исследования рынка

Рост ставок на наиболее качественные офисные проекты продолжается

Объем завершенных проектов во 2 квартале 2011 года по предварительным итогам был ниже, чем в 1-м квартале, и составил около 131 000 кв. м. Об этом говорится в предварительных итогах 2-го квартала 2011 года по офисному сегменту недвижимости Москвы, подготовленных Jones Lang LaSalle. Всего за первое полугодие 2011 года на рынок вышло около 330 000 кв. м новых офисных площадей, что на 15% ниже показателя аналогичного периода 2010 года. Во 2 кв. на рынок вышли следующие крупные проекты: Ривер Сайд (офисная площадь 26 800 кв. м), Инна Хаус (офисная площадь 5 200 кв. м). Общее предложение качественных офисных площадей в Москве на конец 2 кв. 2011 года составило около 13 млн. кв. м.

07.07

журнал CRE 2(447)

Март
Пакуют все: какие новые продукты выйдут на рынок коллективных инвестиций? Доходность депозитов в России всё ещё высока, конкуренция между управляющими ЗПИФ компаниями – всё жёстче. Удастся ли убедить «частников» в них вкладываться, и вообще изменить отношение к исторически непонятной и сложной для них commercial real estate? Высокие отношения: насколько вероятна так называемая деградация девелопмента?    За МКАДом жизнь есть: «великий офисный исход» за МКАД прогнозировался ещё двадца...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (24-30 марта)

Об упаковке квартир в ЗПИФы, новом ТЦ в Восточном Бирюлеве, офисах Аэрофлота и Лукойла, гибких проектах Aspace и AFI, крупной складской сделке в Татарстане, масштабном проекте в Анапе и новых офисах от А101, а также о том, что обсуждалось на Office & Development Brunch 2025 - в нашей традиционной подборке.
30.03
Источник: CRE
События

Office & Development Brunch 2025: "Конечникам" везде у нас дорога, инвесторам всегда у нас доход!

20 марта в Москве состоялась ежегодная встреча, посвященная офисному рынку. Ведущие девелоперы, консультанты и эксперты затронули общие тренды рынка, дали аналитику и порассуждали о портрете покупателя. Мы, журналисты, всегда любим говорить о новой реальности или нормальности, но дискуссия показала, что рынок действительно поменялся, и даже глубже, чем мы себе представляли. И в то же время есть маркеры, которые говорят о движении в обратную сторону - сторону аренды этажами и блоками (то, как всегда представляли профессиональный рынок). Причем это даже без учета возможного возвращения международных компаний. Просто в мелкую нарезку с высокими доходами уже поиграли, а клиенту теперь снова нужно, как было, только современнее, сервиснее и зеленее. Девелопмент, фокус на который казался определяющим (КРТ, МПТ и прочее), на самом деле тоже зависим от человека и от "Рынка" (именно так, с большой буквы и в несколько мистическом понимании), поэтому тезис "всё не будет как прежде уже никогда" конечно же имеет место быть, но ни отдельные проекты, ни компании, ни десятки девелоперов жилья для этого рынка уже не становятся определяющими.  
 
Полное видео ТУТ. Фотоотчет ЗДЕСЬ.
26.03
Источник: Union Brokers
Сделка

Union Brokers сдала склад в Татарстане

«Биек Тау» - складской парк в Татарстане – принял нового арендатора.
 
27.03
Источник: CRE
Аукцион

БЦ Pulkovo Sky готовы отдать за 4 млрд рублей

Торги по продаже бизнес-центра класса А площадью 50 тыс. кв. м пройдут 28 мая в форме голландского аукциона (на понижение). Начальная цена - 5,56 млрд, минимальная - 4,06 млрд рублей.
28.03
Источник: cre.ru
Проект

Южный порт прирастет офисами

Более 350 тыс. кв. м офисной недвижимости будет построено в Южном порту.
 
27.03
Источник: «А101»
Проект

«А101» начала продавать офисы в третьей очереди «Прокшино»

На рынок выведена следующая очередь бизнес-квартала «Прокшино». 
 
26.03
Источник: CRE
Проект

Hutton получил площадку под Light Industrial

Девелопер планирует построить промышленный технопарк на участке площадью 0,86га в Новокосине.
27.03

подпишись НА эксклюзивные новости cre