О нестандартных арендаторах офисов

В то время как спрос со стороны традиционных лидеров по аренде офисов (банков, госкомпаний и IT) неуклонно снижается, нестандартные для рынка компании повышают интерес к аренде офисных помещений в бизнес-центрах. Компания Blackwood составила рейтинг арендаторов из новых для офисного сегмента сфер и выяснила, какие из них проявляют наибольший интерес к новым помещениям сегодня.

6564

1) И к врачу, и на работу. Медицинские клиники и центры стали одними из первых проявлять интерес к значительно потерявшим в ставках за последние годы офисам. Так, сделки по аренде офисных помещений и отдельно стоящих зданий в 2017 г. уже заключили 5 компаний. «До наступления кризиса медицинские клиники очень редко рассматривали бизнес-центры для собственного помещения: частные клиники рассчитаны на поток клиентов, а размещение отделения на закрытой территории БЦ не давало возможности получения случайного трафика. Сейчас ситуация поменялась: медицинские центры интересуются офисными объектами класса А с хорошей локацией, доступностью и просматриваемостью со стороны улицы» - отмечает Мария Котова, генеральный директор компании Blackwood. Также размещение в бизнес-центре дает клиникам возможность выгодного сотрудничества с другими арендаторами: как правило, взаимовыгодными становятся программы ДМС для сотрудников бизнес-центра и специальные условия обслуживания.

2) Личностный рост и организация мероприятий. В 2017 г. также резко возросло количество компаний из сферы организации мероприятий и тренингов. Если раньше такие арендаторы, обладая невысоким арендным бюджетом, стремились к размещению в недорогих офисах класса В за пределами ТТК, то новые реалии рынка позволяют им комфортно арендовать офис в престижном бизнес-центре. «Собственники бизнес-центров стали проявлять большую лояльность к арендаторам, которые ранее не считались платежеспособными и надежными: к организаторам тренингов и образовательных программ, а также компаниям из сферы развлечений. Кроме того, если еще пару лет назад бизнес-центры стремились к закрытости и максимальной обособленности, вводя строгую пропускную систему, то теперь даже в объектах класса А вполне реально договориться с УК об упрощенных правилах входа в бизнес-центр, что позволяет ведущим тренингов проводить их в своем офисе и обеспечить постоянный поток клиентов, а организаторам мероприятий – создать полноценный клиентский офис», - рассказывает эксперт.

3) Культура как основа. Активными в запросах на аренду офисов оказались и такие арендаторы, как фото-выставки и арт-пространства. Пару лет назад принять таких арендаторов готовы были только арт-кластеры и бизнес-центры в стиле «лофт». «Сейчас арендаторам из сферы искусства открыты в том числе и классические бизнес-центры. Их готовы принимать как постоянных арендаторов в офисах, а в общих зонах БЦ – организовывать галереи. Также часть деловых объектов готова сдавать невостребованные офисы в состоянии shell&core во временную аренду под мероприятия арт-сферы или конференции. Для собственников БЦ это дополнительный вид заработка, от которого в текущих условиях рынка отказываться не принято», - отмечает Мария Котова.

4) Белые воротнички vs. фрилансеры. Активными арендаторами офисных центров становятся в том числе коворкинги: только за 2017 год в Москве открылись 11 новых коворкингов, из них 8 расположены в качественных бизнес-центрах, таких как NeoGeo, «Московский шелк», «IQ-парк». «Времена, когда коворкинги вынуждены были длительное время искать помещения для аренды, прошло: теперь бизнес-центры классов А и В+ готовы с радостью принять таких арендаторов. Как правило, коворкинги арендуют офисы площадью около 300 кв. м, и нередко им подходят невостребованные офисы, долгое время экспонирующиеся на рынке. В ряде случаев собственники не приглашают операторов коворкингов со стороны, а организовывают собственные коворкинги, что позволяет им попробовать себя в новом качестве и управлять площадями самостоятельно», - отмечает эксперт.

5) Быть красивым и спортивным. Наконец, самыми неожиданными арендаторами бизнес-центров все чаще становятся фитнес-студии и салоны красоты. Конечно, такой вид инфраструктурных арендаторов уже долгое время присутствует в деловых кварталах и МФК, но сейчас они из статуса вспомогательной инфраструктуры перешли в разряд ключевых потенциальных пользователей офисных помещений: «Фитнес-центры становятся одними из якорных арендаторов бизнес-центров и размещаются в том числе на нескольких этажах. В деловых комплексах они могут занимать площади до нескольких тысяч кв. м, что составляет достаточно существенный объем в современных реалиях рынка. Салоны красоты в новых бизнес-центрах представляют собой целые бьюти-бары, которые совмещают в себе концепцию кафе, салона услуг и места для отдыха и досуга. Новый формат фитнес-услуг – студии функционального тренинга – даже не требуют от бизнес-центра дополнительных мощностей или размещения бассейнов и сауны: в зале располагаются только тренажеры, что значительно снижает затраты арендатора и собственника на специальное оборудование», - заключает Мария Котова. 



иГРОКИ РЫНКА

AVICA

Котова Мария

Консалтинг и брокеридж

Blackwood

Материалы по теме

Интервью

Владимир Рыбаков: «Гибкие офисные решения помогают выигрывать борьбу за арендатора в кризис»

Низкий спрос на офисные площади вынуждает арендодателей искать новые возможности оптимального использования помещений на своих объектах. В каких случаях арендаторы неэффективно используют офисные площади? Какие альтернативные варианты использования офисных площадей сегодня популярны на рынке? Ответить на эти и другие вопросы мы попросили Главу представительства управляющей компании AYONA IP Владимира Рыбакова.

06.06
Исследования рынка

Рост ставок на наиболее качественные офисные проекты продолжается

Объем завершенных проектов во 2 квартале 2011 года по предварительным итогам был ниже, чем в 1-м квартале, и составил около 131 000 кв. м. Об этом говорится в предварительных итогах 2-го квартала 2011 года по офисному сегменту недвижимости Москвы, подготовленных Jones Lang LaSalle. Всего за первое полугодие 2011 года на рынок вышло около 330 000 кв. м новых офисных площадей, что на 15% ниже показателя аналогичного периода 2010 года. Во 2 кв. на рынок вышли следующие крупные проекты: Ривер Сайд (офисная площадь 26 800 кв. м), Инна Хаус (офисная площадь 5 200 кв. м). Общее предложение качественных офисных площадей в Москве на конец 2 кв. 2011 года составило около 13 млн. кв. м.

07.07

журнал CRE 13 (433)

Ноябрь 2
Журнал CRE № 13 (433) вышел в PDF-формате. Ознакомиться с ним можно ЗДЕСЬ В номере:  Опрос ЧЕТ ИЛИ НЕЧЕТ Топ-менеджеры ведущих компаний – о том, насколько высоки риски кризиса на рынке коммерческой недвижимости   Инвестиции МОЙ АДРЕС - СОВЕТСКИЙ СОЮЗ Так ли уж хорошо там, где нас раньше не было? Тема номера ЦИФРЫ НЕ БЬЮТСЯ  Ситуация с импортозамещением в цифровизации в коммерческой недвижимости оценивается экспертами "нужно просто подождать".   Логистика СИСТЕМА ИЗДЕРЖЕК...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (20-26 ноября)

Бутик «Абрау-Дюрсо» в Красноярске, крупная складская сделка в Пензе, инфраструктура в ТиНАО, запуск нового направления NF Group, новый офисный проект Stone, а также свежая статья из журнала CRE Retail – в нашей традиционной подборке.
26.11
Источник: cre.ru
События

ТРЦ «Любимово» дали добро

ТРЦ «Любимово» получил разрешение на ввод в эксплуатацию.
 
27.11
Источник: ПИК
Проект

ПИК насытит Очаково-Матвеевское коммерческой недвижимостью

Девелопер планирует ввести более 60 тыс. кв. м под коммерческую инфраструктуру, в том числе, четырехэтажный комьюнити-центр «ОМА», площадью 18 тыс. кв. м.

28.11
Источник: Пресс-служба NF Group
Игроки рынка

NF Group – новый товарный знак и нейминг в ОАЭ

PARUS Real Estate продолжит работу в странах Ближнего Востока под брендом NF Group Middle East.
 
27.11
Источник: CRE
Переговоры

На «Саларис» нашли покупателя

Им может стать компания «Первый», связанная с акционерами ритейлера «Мария-Ра».
28.11
Источник: «Деловые Линии»
Открытие

«Деловые Линии» дотянулись до Вязьмы

«Деловые Линии» открыли четвертое подразделение в Смоленской области. 
 
27.11
Источник: CRE
Сделка

Сбер приобрел пять торговых центров группы ТЭН

Совокупная площадь объектов составляет более 450 тыс. кв. м, а стоимость оценивается в 20-27 млрд рублей.
29.11

подпишись НА эксклюзивные новости cre