О нестандартных арендаторах офисов

В то время как спрос со стороны традиционных лидеров по аренде офисов (банков, госкомпаний и IT) неуклонно снижается, нестандартные для рынка компании повышают интерес к аренде офисных помещений в бизнес-центрах. Компания Blackwood составила рейтинг арендаторов из новых для офисного сегмента сфер и выяснила, какие из них проявляют наибольший интерес к новым помещениям сегодня.

6731

1) И к врачу, и на работу. Медицинские клиники и центры стали одними из первых проявлять интерес к значительно потерявшим в ставках за последние годы офисам. Так, сделки по аренде офисных помещений и отдельно стоящих зданий в 2017 г. уже заключили 5 компаний. «До наступления кризиса медицинские клиники очень редко рассматривали бизнес-центры для собственного помещения: частные клиники рассчитаны на поток клиентов, а размещение отделения на закрытой территории БЦ не давало возможности получения случайного трафика. Сейчас ситуация поменялась: медицинские центры интересуются офисными объектами класса А с хорошей локацией, доступностью и просматриваемостью со стороны улицы» - отмечает Мария Котова, генеральный директор компании Blackwood. Также размещение в бизнес-центре дает клиникам возможность выгодного сотрудничества с другими арендаторами: как правило, взаимовыгодными становятся программы ДМС для сотрудников бизнес-центра и специальные условия обслуживания.

2) Личностный рост и организация мероприятий. В 2017 г. также резко возросло количество компаний из сферы организации мероприятий и тренингов. Если раньше такие арендаторы, обладая невысоким арендным бюджетом, стремились к размещению в недорогих офисах класса В за пределами ТТК, то новые реалии рынка позволяют им комфортно арендовать офис в престижном бизнес-центре. «Собственники бизнес-центров стали проявлять большую лояльность к арендаторам, которые ранее не считались платежеспособными и надежными: к организаторам тренингов и образовательных программ, а также компаниям из сферы развлечений. Кроме того, если еще пару лет назад бизнес-центры стремились к закрытости и максимальной обособленности, вводя строгую пропускную систему, то теперь даже в объектах класса А вполне реально договориться с УК об упрощенных правилах входа в бизнес-центр, что позволяет ведущим тренингов проводить их в своем офисе и обеспечить постоянный поток клиентов, а организаторам мероприятий – создать полноценный клиентский офис», - рассказывает эксперт.

3) Культура как основа. Активными в запросах на аренду офисов оказались и такие арендаторы, как фото-выставки и арт-пространства. Пару лет назад принять таких арендаторов готовы были только арт-кластеры и бизнес-центры в стиле «лофт». «Сейчас арендаторам из сферы искусства открыты в том числе и классические бизнес-центры. Их готовы принимать как постоянных арендаторов в офисах, а в общих зонах БЦ – организовывать галереи. Также часть деловых объектов готова сдавать невостребованные офисы в состоянии shell&core во временную аренду под мероприятия арт-сферы или конференции. Для собственников БЦ это дополнительный вид заработка, от которого в текущих условиях рынка отказываться не принято», - отмечает Мария Котова.

4) Белые воротнички vs. фрилансеры. Активными арендаторами офисных центров становятся в том числе коворкинги: только за 2017 год в Москве открылись 11 новых коворкингов, из них 8 расположены в качественных бизнес-центрах, таких как NeoGeo, «Московский шелк», «IQ-парк». «Времена, когда коворкинги вынуждены были длительное время искать помещения для аренды, прошло: теперь бизнес-центры классов А и В+ готовы с радостью принять таких арендаторов. Как правило, коворкинги арендуют офисы площадью около 300 кв. м, и нередко им подходят невостребованные офисы, долгое время экспонирующиеся на рынке. В ряде случаев собственники не приглашают операторов коворкингов со стороны, а организовывают собственные коворкинги, что позволяет им попробовать себя в новом качестве и управлять площадями самостоятельно», - отмечает эксперт.

5) Быть красивым и спортивным. Наконец, самыми неожиданными арендаторами бизнес-центров все чаще становятся фитнес-студии и салоны красоты. Конечно, такой вид инфраструктурных арендаторов уже долгое время присутствует в деловых кварталах и МФК, но сейчас они из статуса вспомогательной инфраструктуры перешли в разряд ключевых потенциальных пользователей офисных помещений: «Фитнес-центры становятся одними из якорных арендаторов бизнес-центров и размещаются в том числе на нескольких этажах. В деловых комплексах они могут занимать площади до нескольких тысяч кв. м, что составляет достаточно существенный объем в современных реалиях рынка. Салоны красоты в новых бизнес-центрах представляют собой целые бьюти-бары, которые совмещают в себе концепцию кафе, салона услуг и места для отдыха и досуга. Новый формат фитнес-услуг – студии функционального тренинга – даже не требуют от бизнес-центра дополнительных мощностей или размещения бассейнов и сауны: в зале располагаются только тренажеры, что значительно снижает затраты арендатора и собственника на специальное оборудование», - заключает Мария Котова. 



иГРОКИ РЫНКА

Котова Мария

Консалтинг и брокеридж

Blackwood

Материалы по теме

Интервью

Владимир Рыбаков: «Гибкие офисные решения помогают выигрывать борьбу за арендатора в кризис»

Низкий спрос на офисные площади вынуждает арендодателей искать новые возможности оптимального использования помещений на своих объектах. В каких случаях арендаторы неэффективно используют офисные площади? Какие альтернативные варианты использования офисных площадей сегодня популярны на рынке? Ответить на эти и другие вопросы мы попросили Главу представительства управляющей компании AYONA IP Владимира Рыбакова.

06.06
Исследования рынка

Рост ставок на наиболее качественные офисные проекты продолжается

Объем завершенных проектов во 2 квартале 2011 года по предварительным итогам был ниже, чем в 1-м квартале, и составил около 131 000 кв. м. Об этом говорится в предварительных итогах 2-го квартала 2011 года по офисному сегменту недвижимости Москвы, подготовленных Jones Lang LaSalle. Всего за первое полугодие 2011 года на рынок вышло около 330 000 кв. м новых офисных площадей, что на 15% ниже показателя аналогичного периода 2010 года. Во 2 кв. на рынок вышли следующие крупные проекты: Ривер Сайд (офисная площадь 26 800 кв. м), Инна Хаус (офисная площадь 5 200 кв. м). Общее предложение качественных офисных площадей в Москве на конец 2 кв. 2011 года составило около 13 млн. кв. м.

07.07

журнал CRE 5 (439)

Май
Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Вышел из печати CRE № 5 (439).   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ОТ ПОБЕДЫ К ПОБЕДЕ Фоторепортаж с церемонии премии   Тема номера ИНОГДА ОНИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ? «Лихие 90-ые» нам не грозят   Мнение СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ РАЗВИТИЯ СКЛАДСКОГО РЫНКА Генеральный директор «Raven Russia» Игорь Богородов делится своим видением ситуации   Офисы В ЗОНУ КОМФОРТА Будущее офисного рынка – за сервисом   Индустрия го...

Популярное

Источник: CRE
Игроки рынка

«Леруа Мерлен» - теперь «Лемана ПРО»

Под этим брендом компания продолжит работу в России.
18.06
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (10-16 июня)

ЦОД для ведущего маркетплейса, попытки продать ТРЦ Mari и Orlikov Plaza, новый формат для «Дикси», первые сделки в «РТС «Автозаводская», сделки в Дмитровском, «Вентуре» и Space 1 Меркурий, готовность БЦ «Фили Центр» - в нашей традиционной подборке за неделю.
16.06
Источник: CRE
Экспертный анализ

Нам года не беда: как живут торговые центры старше двадцати лет

По данным Nikoliers, из всего современного предложения торговых центров России сто восемнадцать объектов были открыты ранее 2004 года. Однако привлекательными и для арендаторов, и для покупателей из них остаются единицы. На большинство «возрастных» моллов намного существеннее, чем остальной рынок торговой недвижимости, повлияли пандемия коронавируса, уход иностранных игроков, растущее давление e-commerce, инфляция и изменение покупательского поведения. Ведущие российские эксперты вспоминают для CRE времена, когда для привлечения трафика не нужно было делать ничего, обсуждают, как в разные годы изменялись управление, позиционирование, пул арендаторов, место под солнцем на бизнес-картах, отношение к клиентскому опыту, и прогнозируют, кто сохранит место в топе гранд-объектов, а кто – продолжит работать по принципу «спасибо, что живой».

Текст: Максим Барабаш. Журнал CRE Retail
17.06
Источник: Глория Джинс
Игроки рынка

Максим Басов - новый генеральный директор Глория Джинс

Лилия Булатова возглавила блок создания и развития продукта ритейлера.
17.06
Источник: CORE.XP
Проект

CORE.XP реализовала «Столешники Хаус»

Площадь здания составляет 7 000 кв. м, а его резидентами стали именитые рестораторы. Команда CORE.XP изначально была автором коммерческой концепции проекта, разработанной в 2017 году, после чего приступила к реализации с началом строительных работ.
17.06
Источник: Nextons
Экспертный анализ

«Ильфы» и Петровы: как уход иностранных фирм перекроил юридическую карту России

Два года назад из России ушли практически все иностранные юридические фирмы, некоторые из которых открывали московские и ленинградские представительства ещё во времена позднего СССР. В режиме онлайн изменялась не только юридическая карта, когда-то чётко сегментированная «ильфами» и «рульфами», но и клиентские портфели и бизнес-климат: с уходом транснациональных игроков начался самый масштабный с девяностых передел активов с рекордными инвестициями в недвижимость, парад дауннейминга и даунбрендинга, а конкуренция в условиях сжатия рынка, санкционного давления и с появлением «ньюльфов» стала ещё более жёсткой.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE.
19.06
Источник: Магнит
Игроки рынка

«Магнит Маркет» планирует нарастить московскую сеть ПВЗ до 1000 точек

Сейчас в столице работают 300 ПВЗ сети. При этом об официальном начале работы ритейлер объявляет только сейчас, до этого проект работал в тестовом режиме.
17.06

подпишись НА эксклюзивные новости cre