1) И к врачу, и на работу. Медицинские клиники и центры стали одними из первых проявлять интерес к значительно потерявшим в ставках за последние годы офисам. Так, сделки по аренде офисных помещений и отдельно стоящих зданий в 2017 г. уже заключили 5 компаний. «До наступления кризиса медицинские клиники очень редко рассматривали бизнес-центры для собственного помещения: частные клиники рассчитаны на поток клиентов, а размещение отделения на закрытой территории БЦ не давало возможности получения случайного трафика. Сейчас ситуация поменялась: медицинские центры интересуются офисными объектами класса А с хорошей локацией, доступностью и просматриваемостью со стороны улицы» - отмечает Мария Котова, генеральный директор компании Blackwood. Также размещение в бизнес-центре дает клиникам возможность выгодного сотрудничества с другими арендаторами: как правило, взаимовыгодными становятся программы ДМС для сотрудников бизнес-центра и специальные условия обслуживания.
2) Личностный рост и организация мероприятий. В 2017 г. также резко возросло количество компаний из сферы организации мероприятий и тренингов. Если раньше такие арендаторы, обладая невысоким арендным бюджетом, стремились к размещению в недорогих офисах класса В за пределами ТТК, то новые реалии рынка позволяют им комфортно арендовать офис в престижном бизнес-центре. «Собственники бизнес-центров стали проявлять большую лояльность к арендаторам, которые ранее не считались платежеспособными и надежными: к организаторам тренингов и образовательных программ, а также компаниям из сферы развлечений. Кроме того, если еще пару лет назад бизнес-центры стремились к закрытости и максимальной обособленности, вводя строгую пропускную систему, то теперь даже в объектах класса А вполне реально договориться с УК об упрощенных правилах входа в бизнес-центр, что позволяет ведущим тренингов проводить их в своем офисе и обеспечить постоянный поток клиентов, а организаторам мероприятий – создать полноценный клиентский офис», - рассказывает эксперт.
3) Культура как основа. Активными в запросах на аренду офисов оказались и такие арендаторы, как фото-выставки и арт-пространства. Пару лет назад принять таких арендаторов готовы были только арт-кластеры и бизнес-центры в стиле «лофт». «Сейчас арендаторам из сферы искусства открыты в том числе и классические бизнес-центры. Их готовы принимать как постоянных арендаторов в офисах, а в общих зонах БЦ – организовывать галереи. Также часть деловых объектов готова сдавать невостребованные офисы в состоянии shell&core во временную аренду под мероприятия арт-сферы или конференции. Для собственников БЦ это дополнительный вид заработка, от которого в текущих условиях рынка отказываться не принято», - отмечает Мария Котова.
4) Белые воротнички vs. фрилансеры. Активными арендаторами офисных центров становятся в том числе коворкинги: только за 2017 год в Москве открылись 11 новых коворкингов, из них 8 расположены в качественных бизнес-центрах, таких как NeoGeo, «Московский шелк», «IQ-парк». «Времена, когда коворкинги вынуждены были длительное время искать помещения для аренды, прошло: теперь бизнес-центры классов А и В+ готовы с радостью принять таких арендаторов. Как правило, коворкинги арендуют офисы площадью около 300 кв. м, и нередко им подходят невостребованные офисы, долгое время экспонирующиеся на рынке. В ряде случаев собственники не приглашают операторов коворкингов со стороны, а организовывают собственные коворкинги, что позволяет им попробовать себя в новом качестве и управлять площадями самостоятельно», - отмечает эксперт.
5) Быть красивым и спортивным. Наконец, самыми неожиданными арендаторами бизнес-центров все чаще становятся фитнес-студии и салоны красоты. Конечно, такой вид инфраструктурных арендаторов уже долгое время присутствует в деловых кварталах и МФК, но сейчас они из статуса вспомогательной инфраструктуры перешли в разряд ключевых потенциальных пользователей офисных помещений: «Фитнес-центры становятся одними из якорных арендаторов бизнес-центров и размещаются в том числе на нескольких этажах. В деловых комплексах они могут занимать площади до нескольких тысяч кв. м, что составляет достаточно существенный объем в современных реалиях рынка. Салоны красоты в новых бизнес-центрах представляют собой целые бьюти-бары, которые совмещают в себе концепцию кафе, салона услуг и места для отдыха и досуга. Новый формат фитнес-услуг – студии функционального тренинга – даже не требуют от бизнес-центра дополнительных мощностей или размещения бассейнов и сауны: в зале располагаются только тренажеры, что значительно снижает затраты арендатора и собственника на специальное оборудование», - заключает Мария Котова.