Средний рост ADR в долларах США в 1 полугодии 2017 г. составил 18,4% и достиг 117 долл. США. Это сделало посещение Москвы слишком дорогим не только для иностранных туристов, но и для корпорантов, которые вынуждены выбирать более бюджетные варианты размещения в гостиницах. Учитывая, что иностранцы составляют, в среднем, 30% всех размещенных в московских гостиницах клиентов, подобная динамика снижает конкурентоспособность Москвы как туристского направления.
Тем временем строительная активность на гостиничном рынке Москвы остается на подъеме. Темпы ввода новых объектов в 2017 г. выше, чем средний показатель за последние 10 лет. 1.766 новых гостиничных номеров ожидается к вводу до конца 2017 г., при этом 50% из них уже введено в эксплуатацию. Основной причиной подобного значительного увеличения нового предложения являются, скорее, отложенные сроки завершения проектов, начатых до кризиса, нежели ожидаемый ЧМ-2018. Сравнимый «скачок» в увеличении объемов введенных гостиничных номеров (21,2%) наблюдался в 2010 г. - на фоне постепенного восстановления рынка от кризисных 2008-2009 гг.
В целом операционные результаты первого полугодия оказались маловыразительными: рост уровня загрузки на рынке (+2,1 п.п., до 69,9%) произошел в основном за счет сокращения средней цены на номер (-2,2%, до 6.759 руб.). По этой причине средневзвешенный уровень доходности на номер (RevPAR) практически не изменился (0,8%), и все остались, что называется, «при своих». Тем не менее, ввиду отмеченной выше тенденции клиентов к «перетеканию» в гостиницы более доступных ценовых категорий, в сегменте Luxury RevPAR снизился (-1,8%), однако в других ценовых сегментах гостиницы увеличивали доходность на номер, при этом максимального роста этот показатель достиг в сегменте Economy - 5,1%.
«Разумеется, как в любых замерах «средней температуры по больнице», в каждом ценовом сегменте имеются свои «победители» и «проигравшие», - комментирует Марина Усенко, партнер компании Cushman & Wakefield, отдел гостиничного бизнеса и туризма. - Это связано с большим количеством факторов, влияющих на результат, включая качество управления, местоположение, а также фазу работы отеля: недавно открывшиеся гостиницы, находящиеся в «фазе роста», демонстрируют рост по всем показателям – в противовес более «зрелым» гостиницам со стабилизировавшимся бизнесом и клиентурой».
Но даже если результаты первого полугодия для многих московских гостиниц оказались разочаровывающими (в первую очередь, по причине более низких, чем ожидалось, показателей средней цены на номер), прогнозы забронированного на ближайший квартал бизнеса дают повод к осторожному оптимизму в отношении выполнения бюджета 2017 г.