Cushman & Wakefield: картина дня и прогнозы

Компания Cushman & Wakefield 20 сентября провела пресс-конференцию, на которой эксперты рассказали, что сейчас происходит с различными секторами рынка и чего нам ждать дальше. Приводим выдержки из выступлений.

6861

Михаил Миндлин, партнер, операционный директор компании Cushman & Wakefield, о влиянии банковского кризиса и программы реновации на рынок недвижимости: «Санация двух крупных частных российских банков – «Открытия» и «Бинбанка» - не вызовет ажиотажа на рынке недвижимости. Если до 2008 г. коммерческие банки очень активно участвовали в кредитовании существующей недвижимости и проектном финансировании девелоперских проектов, то после 2008 г. ситуация на рынке в корне изменилась. Сегодня на частные банки приходится не более 5% банковского финансирования девелоперских проектов, оставшаяся доля приходится на крупные государственные банки. Поэтому катастрофы на рынке недвижимости в связи с санацией не будет. Рынок вряд ли пополнится новыми активами на продажу. Если говорить о Бинбанке, речь идет о передаче плохих активов «Сафмара» государству, ликвидные активы так или иначе останутся в периметре группы.

 

Благодаря программе реновации Москва может догнать Европу по уровню обеспеченности торговыми площадями. В настоящее время торговые помещения на первых этажах в современных жилых домах занимают 5–7% от их общей площади. Таким образом, в результате реализации программы реновации площадь торговых помещений в Москве может увеличиться на 4,5 млн кв. м. Это достаточно большой объем. Для сравнения, сейчас в Москве общий объем построенных торговых центров составляет около 5 млн кв. м. Есть разные оценки относительно того, сколько должно быть построено жилья, чтобы программа была рентабельная и окупилась. Давайте остановимся на коэффициенте один к двум - это достаточно большие цифры. Мы понимаем, что ввод жилья существенно изменит расстановку сил. И то, что у нас происходило без реновации, - укрупнение бизнеса и уход с рынка малых и средних игроков, очевидно, будет продолжаться более ускоренными темпами. Программа реновации приведет к снижению конкуренции на рынке жилой недвижимости».

Егор Дорофеев, партнер, руководитель департамента складской и индустриальной недвижимости компании Cushman & Wakefield, об он-лайн-ритейле и развитии городской логистики: «Активное развитие онлайн-ритейла приведет к развитию в мегаполисах мира, в том числе и в крупных российских городах, сегмента небольших складов, заточенных под интернет-торговлю. Яркий пример - онлайн-ритейлер Amazon, арендовавший два этажа в офисном здании на Пятой Авеню в Нью-Йорке под склад по арендной ставке офисного помещения. Онлайн-ритейлеры способны платить высокую ставку за возможность доставлять заказ за полчаса-час своим клиентам. Разворот в сторону города - глобальная тенденция. Причем онлайн-ритейлерам не нужны крупные склады. В Москве будут востребованы склады площадью от 500 кв. м до 10 тыс. кв. м в районе Третьего транспортного кольца или между ТТК и Садовым кольцом — в локациях, откуда возможна доставка заказов курьерами на метро, пешком или на велосипеде. Но наметившаяся тенденция не заменит существующую сеть складских помещений, расположенных на некотором отдалении от города. Классические крупные складские комплексы за городом будут востребованы, но уже как региональные распределительные центры».

Евгения Осипова, старший директор, руководитель направления аренды торговых центров компании Cushman & Wakefield, о локализации торговой недвижимости и омниканальности: «Города растут и развиваются, создаются комфортные для жизни городские пространства, улицы начинают жить. И мы видим, как фокус девелоперов сдвигается в сторону строительства небольших районных объектов. Масштабная реконструкция локальных объектов недвижимости, создание ТПУ, комплексная застройка территории, включающая всю социальную инфраструктуру, говорят о том, что люди больше не хотят ездить в крупные моллы за покупками, близость к дому становится важнее цен и ассортимента в торговых центрах. Комфортная городская среда – девиз сегодняшнего рынка ритейла. Крупные торговые сети, расположенные на окраинах и за МКАД, переживают непростые времена. Локальные же объекты, ориентированные на повседневные нужды местных жителей, оказываются в 5 раз устойчивее к изменениям экономических условий и потребительских предпочтений. Если в крупных моллах во время кризиса в 2015 г. наблюдалось снижение трафика на 10%, то в небольших ТЦ снижение было лишь на 2%. В 2017 г. именно в некрупных торговых центрах районного формата наибольшими темпами растут трафик и конверсия. Такая тенденция складывается на фоне сокращения темпов строительства и ввода. В 2017 г. в Москве будет введено лишь 150 тыс. кв. м новых торговых площадей, 120 тыс. кв. м из которых приходится на Vegas Кунцево. Кроме того, наблюдается рост потребительской активности: по итогам 2017 г. этот показатель  может вырасти примерно на 2%. Ритейл быстрее других сементов рынка вышел из кризиса.

Сегодня активно растут омниканальные продажи, то есть сливаются потоки online- и offline-продаж, что позволит поддержать торговые обороты ритейлеров. Исследования показывают, что 75% людей читают отзывы о товаре в интернете перед тем, как купить его в off-line, 44% покупателей проводят исследование в off-line магазинах перед тем, как сделать покупку в интернет-магазине, 16% покупателей приобретают товары напрямую через каналы в соцсетях. Потребители лучше информированы, следят за любимыми брендами и имеют неограниченный доступ к обзорам в интернете. Часто сами клиенты диктуют ритейлерам необходимость трансформации взаимодействия в рамках различных каналов. Компаниям предстоит серьезная работа по совершенствованию своих процессов, если они хотят оставаться привлекательными для клиентов».

Марина Усенко, партнер, отдел гостиничного бизнеса и туризма компании Cushman & Wakefield, о влиянии предстоящих президентских выборов и ЧМ-2018 на гостиничный рынок: «Согласно анализу базовых показателей московских гостиниц в годы президентских выборов (2000, 2004, 2008 и 2012 гг.), средняя загрузка качественного номерного фонда в 1 полугодии года выборов больше зависит от состояния экономики, чем от фактора выборов. Однако в случае явной неопределенности с передачей власти (последний пример – выборы 2012 г.) в гостиницах высшей ценовой категории наблюдается значительное падение загрузки – в среднем на 10%. Срок падения может продлиться до полугода (с начала года до завершения инаугурации в мае). Наряду с падением загрузки в отелях высшей ценовой категории отмечаются сокращение продаж от банкетов и деловых мероприятий. В связи со сказанным выше, при ожидаемом незначительном риске смены политического курса страны и позитивных тенденциях в развитии национальной экономики, можно рассчитывать на положительные результаты работы гостиничного рынка Москвы.

 

Как показывает статистика городов и стран, проводивших крупные спортивные мероприятия (КСМ) глобального масштаба (средняя посещаемость – 2,5-3,5 млн зрителей, т.е. порядка 50 тыс. болельщиков на мероприятие, включая жителей страны-хозяйки), средняя цена на номер в гостиницах в период проведения мероприятий по сравнению с предыдущим годом обычно возрастает (от 30% и выше), однако уровень загрузки может быть ниже, чем в обычных обстоятельствах. Падение загрузки происходит, в том числе, за счет «вытеснения» традиционного бизнеса гостиниц, типичного для времени проведения КСМ (за счет гостиничного размещения, а также проведения мероприятий). Главные «выигравшие» – гостиницы среднеценовой и бюджетной категории. В течение 1-2 лет после завершения мероприятий операционные показатели гостиниц, как правило, возвращаются к нормальным показателям, если только нет значительного изменения в восприятии города/страны-хозяйки (Барселона после Олимпийских игр-1992 г. – повышение уровня посетителей более чем на 40%). С учетом множества факторов, благоприятно складывающихся для Москвы (включая полное обновление инфраструктуры города, а также модернизацию и строительство новых крупномасштабных спортивных объектов), у города есть все шансы быть «заново открытым» для посетителей (как россиян, так и  иностранцев), что может качественно увеличить количество посещений и превратить Москву в одну из наиболее привлекательных туристских столиц мира».  

 



иГРОКИ РЫНКА

Commonwealth Partnership [CMWP™]

Усенко Марина

Консалтинг и брокеридж

Commonwealth Partnership [CMWP™]

Commonwealth Partnership [CMWP™]

Дорофеев Егор

ADG group

Осипова Евгения

Материалы по теме

Исследования рынка

Гостиничный рынок Москвы: оптимистичные итоги и прогнозы от Cushman & Wakefield

Рынок гостиничной недвижимости Москвы вышел на результаты 2013-го — докризисные показатели загрузки.

16.01

журнал CRE 5 (439)

Май
Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Вышел из печати CRE № 5 (439).   Читайте в номере:   CRE Moscow AWARDS 2024 ОТ ПОБЕДЫ К ПОБЕДЕ Фоторепортаж с церемонии премии   Тема номера ИНОГДА ОНИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ? «Лихие 90-ые» нам не грозят   Мнение СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ РАЗВИТИЯ СКЛАДСКОГО РЫНКА Генеральный директор «Raven Russia» Игорь Богородов делится своим видением ситуации   Офисы В ЗОНУ КОМФОРТА Будущее офисного рынка – за сервисом   Индустрия го...

Популярное

Источник: CRE
Игроки рынка

«Леруа Мерлен» - теперь «Лемана ПРО»

Под этим брендом компания продолжит работу в России.
18.06
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (17-23 июня)

Новое имя «Леруа Мерлен», назначение в Глория Джинс, клубный проект CORE.XP, выход краснодарского девелопера на складской рынок Москвы, новые горизонты Магнита и Х5, масштабные планы ХСА, а также новые материалы из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке.
23.06
Источник: CRE
Экспертный анализ

Нам года не беда: как живут торговые центры старше двадцати лет

По данным Nikoliers, из всего современного предложения торговых центров России сто восемнадцать объектов были открыты ранее 2004 года. Однако привлекательными и для арендаторов, и для покупателей из них остаются единицы. На большинство «возрастных» моллов намного существеннее, чем остальной рынок торговой недвижимости, повлияли пандемия коронавируса, уход иностранных игроков, растущее давление e-commerce, инфляция и изменение покупательского поведения. Ведущие российские эксперты вспоминают для CRE времена, когда для привлечения трафика не нужно было делать ничего, обсуждают, как в разные годы изменялись управление, позиционирование, пул арендаторов, место под солнцем на бизнес-картах, отношение к клиентскому опыту, и прогнозируют, кто сохранит место в топе гранд-объектов, а кто – продолжит работать по принципу «спасибо, что живой».

Текст: Максим Барабаш. Журнал CRE Retail
17.06
Источник: Глория Джинс
Игроки рынка

Максим Басов - новый генеральный директор Глория Джинс

Лилия Булатова возглавила блок создания и развития продукта ритейлера.
17.06
Источник: Nextons
Экспертный анализ

«Ильфы» и Петровы: как уход иностранных фирм перекроил юридическую карту России

Два года назад из России ушли практически все иностранные юридические фирмы, некоторые из которых открывали московские и ленинградские представительства ещё во времена позднего СССР. В режиме онлайн изменялась не только юридическая карта, когда-то чётко сегментированная «ильфами» и «рульфами», но и клиентские портфели и бизнес-климат: с уходом транснациональных игроков начался самый масштабный с девяностых передел активов с рекордными инвестициями в недвижимость, парад дауннейминга и даунбрендинга, а конкуренция в условиях сжатия рынка, санкционного давления и с появлением «ньюльфов» стала ещё более жёсткой.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE.
19.06
Источник: CRE
Игроки рынка

ГК «Инсити» выходит на рынок складской недвижимости

Краснодарский девелопер запускает проекты совокупной площадью около 850 тыс. кв. м в Москве и Краснодаре. Эксклюзивным партнером и консультантом по этому направлению выступает компания NF Group. 
19.06
Источник: CRE
Игроки рынка

X5 составит конкуренцию «К&Б» и «Бристолю»

Ритейлер планирует запустить сеть алкомаркетов на базе магазинов «Покупалко».
20.06

подпишись НА эксклюзивные новости cre