Спрос
На рынке преобладают оптимистичные настроения — несмотря на политические и экономические реалии, все опрошенные отельеры отметили, что спрос начал расти еще в 2015-м, а в 2016-м сохранил этот курс.
Около 70% приезжающих — россияне, которые посещают Москву как с деловыми, так и с туристическими целями, однако иностранцы тоже посещают столицу все чаще.
Европейских бизнесменов заменили жители Юго-Восточной Азии и стран БРИКС; на первом месте — Китай. Интересно, как наращивает темпы Иран: с каждым годом на 100% больше граждан этой страны посещают Россию.
Сейчас в Москве около 50 тыс. номеров, современным стандартам качества соответствуют 17,4 тыс. из них (по оценкам Cushman & Wakefield).
Предложение выросло всего на 2,7?2,8 % по сравнению с 2015-м: чистый рост составил 471 номер. В международных брендах значительная часть бюджета на строительство — в валюте, поэтому многие девелоперы ждут более выгодных курсов.
К концу 2019 г. на рынок могут вывести около 5 тыс. номеров. Скорее всего, застройка удалится от центра и затронет новые кластеры деловой активности: «ЗИЛ», Нагатинскую пойму, «Москва-Сити». Востребованные ценовые сегменты — эконом и средний.
Загрузка
Глубина бронирований в последние годы снижается и сейчас составляет всего одну неделю для туристического сегмента. Почему так происходит:
? возрастает роль внутреннего спроса: туристам-россиянам не нужны визы, поэтому нет и раннего бронирования;
? рынок изменился, стало больше предложений: можно просто собраться, приехать и выбрать гостинцу на месте;
? многие иностранные предприниматели, ведущие дела в России, обзавелись офисами, производствами и местными сотрудниками — не нужно выписывать последних из-за границы и бронировать им номера.
Глубина бронирования снизилась и в MICE-сегменте: теперь это примерно месяц (а раньше был целый год). Причина — мероприятия стали локальнее, а бюджеты на командировки скромнее.
10 лет назад отели в центре города бронировали на несколько дней под крупные выставки, сейчас такого почти нет. По итогам 2016-го только два дня — в конце мая и начале сентября — гостиницы были загружены почти стопроцентно.
Тенденции и прогнозы на 2017-й
Гостиницы станут уделять большее внимание собственным каналам продаж: сейчас многие туристы бронируют номера через Booking.com, где все понятно и на русском языке. Чтобы вернуть клиентов и экономить на комиссии, отельеры отлаживают и упрощают интерфейсы сайтов.
Скорее всего, рост цен будет близок к инфляции. Отельерам, которые запаниковали во время оттока туристов и скинули цены, придется срочно наращивать их сейчас, что непросто и можно сделать, только если заменить бюджетные категории клиентов более платежеспособными.
Так как экономическая обстановка непредсказуема, отельеры сделают упор на управление доходами, меняя цены в реальном времени в зависимости от актуального спроса, в том числе по времени суток.
Все отельеры уверены, что 2017 год будет хорошим. Ожидают рост спроса во всех сегментах — туристическом и деловом, индивидуальном и групповом. Новых гостей обеспечат и крупные спортивные события: Кубок конфедераций в 2017 г. и Чемпионат мира по футболу в 2018 г.