Появились два любопытных законопроекта. Один из них предусматривает переход от деления земель на категории к территориальному зонированию, а второй - изменение правил отнесения объектов к недвижимости.
1. Новости законодательства и подзаконных нормативных актов
1.1. 1.07.2017 вступил в силу федеральный закон от 03.07.2016 г. № 372-ФЗ, направленный на существенное изменение системы СРО в сфере строительства.
Законом вводится региональный принцип нахождения в СРО, т.е. организация вправе состоять только в той СРО, которая зарегистрирована на территории того же региона, что и сама организация. Упразднены свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Участники закупок любых работ по строительству, реконструкции, капремонту должны состоять в СРО, за исключением унитарных предприятий, учреждений, юридических лиц с государственным участием, а также лиц, выполняющих строительно-монтажные работы по договорам на сумму не более 3 млн руб. Закон также предусматривает и иные изменения.
1.2. Существенные изменения в области долевого строительства: федеральный закон от 29.07.2017 года № 218-ФЗ
Новый закон, вступивший в силу 30 июля 2017 г. (за исключением отдельных положений), предусматривает формирование компенсационного фонда за счет обязательных отчислений (взносов) застройщиков в размере 1,2% от согласованной сторонами цены каждого договора участия в долевом строительстве, предусматривающего передачу жилого помещения.
Кроме этого, вместо введенных год назад положений о минимальном размере уставного капитала застройщиков законом установлены новые требования к застройщикам, которые подлежат применению, если разрешение на строительство получено после 1 июля 2018 г. Наиболее существенные следующие:
• застройщик может быть создан только в форме хозяйственного общества (АО, ООО);
• застройщики вправе осуществлять строительство только в рамках одного разрешения на строительство;
• обязательства застройщика перед третьими лицами, не связанные со строительством объекта, не могут превышать 1% от проектной стоимости его строительства;
• размер собственных средств застройщика должен составлять не менее чем 10% от планируемой стоимости строительства.
1.3. С 2018 г. прощение долга акционером исключено из необлагаемых доходов
30 сентября 2017 г. был принят закон 286-ФЗ, согласно которому с 2018 г. из необлагаемых доходов, предусмотренных подп. 3.4. п. 1 ст. 251 НК РФ, исключено прекращение обязательств акционером или участником. В новой редакции подп. 3.4 и 3.7 п.1 ст. 251 НК РФ предусматривают освобождение восстановленных в нераспределенной прибыли дивидендов и вклад в имущество, осуществленный в соответствии с ГК РФ.
1.4. Минстрой установил новые требования к форме и содержанию градостроительного плана земельного участка.
Вступивший в силу с 1 июля 2017 г. Приказ Минстроя внес ряд существенных изменений, среди которых: 1) утвержден порядок заполнения ГПЗУ, 2) данные о красных линиях, границах участка, зонах действия сервитутов и зонах с особыми условиями использования необходимо вносить в ГПЗУ вместе с координатами, 3) раздел об общих характеристиках земельного участка пополнился расширенными сведениями о расположенных в его границах объектах капитального строительства. Cтатья 44 ГрК РФ, ранее содержавшая указание на состав ГПЗУ, утратила силу.
1.5. Исключение Британских Виргинских островов (BVI) из состава офшоров с 2018 г.
ФНС утвердила исключение BVI из черного списка с 1 января 2018 г. С нового года местные власти будут предоставлять информацию о реальных владельцах зарегистрированных в этой юрисдикции компаний по запросам ФНС России на регулярной основе.
2. Законопроекты
2.1. Правительство РФ предложило ввести зонально-территориальный принцип деления земельных участков.
Поправками к Законопроекту N 465407-6 предусмотрен переход от деления земель на категории к территориальному зонированию. Определены порядок и особенности установления видов разрешенного использования земельных участков. Вводятся новые нормы о порядке использования лесов, в том числе об изменении границ лесного фонда. Законопроект в настоящее время находится на рассмотрении Государственной Думы РФ, был назначен ответственный комитет.
2.2. Новый публичный сервитут под вопросом
17 июля 2017 г. Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства не поддержал проект федерального закона № 187920-7, который в настоящий момент рассматривается Государственной Думой РФ в первом чтении. Совет указал, что законопроект не может быть поддержан по соображениям концептуального характера (противоречие проекта основным принципам гражданского права и попирание института частной собственности). Напомним, что законопроект имеет своей основной целью обеспечить более эффективное строительство и эксплуатацию линейных объектов (тепловых, водопроводных, канализационных сетей, сооружений связи, газовых трубопроводов и пр.). Для этого законопроектом существенным образом изменяется существующий институт публичного сервитута. Согласно законопроекту, публичный сервитут фактически превращается в механизм, благодаря которому сетевые компании (субъекты естественных монополий, организации связи и пр.) смогут достигать своих бизнес-целей – строить и эксплуатировать линейные объекты на чужих земельных участках. Законопроект предусматривает, что публичный сервитут устанавливается решением государственного органа (или органа местного самоуправления) по ходатайству соответствующей сетевой компании (желающей, например, проложить кабель на чужом земельном участке). Предусматривается упрощенный порядок установления публичного сервитута – его можно установить, даже если земельный участок не сформирован как самостоятельный объект недвижимости, а также если эксплуатация соответствующего линейного объекта не соответствует целевому назначению и разрешенному использованию земельного участка.
2.3. Минэкономразвития предложило изменить критерии недвижимого имущества.
Законопроектом предусмотрено внесение изменений в ГК РФ, которые касаются критериев отнесения к недвижимости объектов, которые находятся на земельном участке. Также определен момент возникновения здания и сооружения. Изменен подход к определению предприятия: последним будет считаться комплекс, объединяющий движимые и недвижимые объекты. Предполагается, что изменения вступят в силу с 1 января 2019 г. При этом законопроект еще не был вынесен на рассмотрение.
Продолжение следует