Предложение
Объем ввода качественных торговых площадей в 3 квартале 2017 г. составил 131,5 тыс. кв. м (GLA) или 301,9 тыс. кв. м (GBA), что на 47,3% выше показателей предыдущего квартала, но в 2 раза ниже результатов аналогичного периода 2016 г.
Всего было введено 2 комплекса – Vegas Кунцево и торговый объект в составе МФК «Фили Град». Примечательно, что на момент запуска заполняемость суперрегионального ТРК Vegas Кунцево составляла рекордные 85%. Так, якорными арендаторами торгово-развлекательного комплекса стали: «КАРО», «М.Видео», «Детский мир», H&M, Crocus Fitness.
Объем ввода за первые три квартала составил 232,0 тыс. кв. м, что почти в 2 раза ниже, чем за аналогичный период 2016 г.
Также стало известно об отказе фонда Hines от строительства ТРК Sky Mall на Киевском шоссе.
Спрос
По итогам 3 квартала, уровень вакансии в торговых центрах Москвы составил 10,3%, снизившись относительно предыдущего квартал на 1,0%. Всего же за 9 месяцев 2017 г. уровень вакансии сократился на 17,6%.
В структуре крупных сделок (свыше 1 тыс. кв. м) отчетного периода около 45% приходится на строящиеся объекты (ТЦ «Энка» и «Арена Плаза»). Из действующих объектов наиболее активно заполнялся ТК «Бутово Молл», запуск которого состоялся в конце 2016 г.
Крупнейшими сделками аренды (свыше 2 тыс. кв. м.) стали:
- семейный парк активного отдыха Joki Joya площадью 3,35 тыс. кв. м в ТЦ «Бутово Молл»;
- семейный парк приключений Zамания площадью 2,2 тыс. кв. м в ТЦ ZЕЛЕНОПАРК;
- супермаркет «Перекресток» площадью 2,5 тыс. кв. м в строящемся ТЦ «Арена Плаза».
В числе новых международных брендов, открывших магазины в 3 квартале 2017 г., аналитики NAI Becar отмечают: аутлет Helly Hansen (FASHION HOUSE Outlet Centre Moscow), итальянский бренд детской одежды Il Gufo («Петровский пассаж»). Также открылись первые магазины lifestyle вещей Modi (от создателей датского магазина Flying Tiger). Кроме того, стало известно о выходе на российский рынок французского дома моды Karl Lagerfeld (в 2018 г.), бренда Disney и возвращении бренда SAVAGE. В числе брендов, покинувших российский рынок: Mexx, C&A, Monsoon Accessoriz, Mamas & Papas, Debenhams.
По мнению Дарьи Каневой, заместителя директора департамента управления активами NAI Becar, торговый сегмент продолжает задавать модные тренды: несмотря на падение объемов ввода новых объектов, их качество с каждым годом становится все выше, а концепции - продуманнее и разнообразнее. «Тенденция по расширению и усилению зон кафе и ресторанов в московских торговых комплексах сохранилась и в 3квартале. Так, в «Мега-Химки» после обновления гастрономического пространства открылся «Вкусный бульвар», а в Zelenopark создана новая ресторанная зона (1,8 тыс. кв. м). Также следует отметить появление новых совместных проектов ритейлеров с дополняющими концепциями, например, METRO C&C и Media Markt; М.Видео и мебельная фабрика «Мария»; О’Key и Familia».
Коммерческие условия
В 3 квартале 2017 г. изменения длины ценового предложения для операторов торговой галереи и якорных арендаторов не отмечалось.
Средняя запрашиваемая арендная ставка, по данным департамента управления активами NAI Becar, в обеих категориях показала незначительный рост. Для операторов торговой галереи этот показатель увеличился на 1,8% - до 39,9 тыс.руб./кв.м/год. Для якорных арендаторов – на 0,7% - до 13,6 тыс.руб./кв.м/год.
Прогнозы
В 4 квартале 2017 г. на рынок может выйти около 76 тыс. кв. м. При этом запуска крупноформатных торговых объектов арендопригодной площадью более 45 тыс. кв. м ожидать не стоит.
Таким образом, объем годового ввода может составить 308 тыс. кв. м, что на 45% ниже годовых объемов 2015-2016 гг.
С учетом замедляющихся темпов ввода новых торговых площадей, а также достаточно высокой заполняемости объектов на момент открытия и наличия спроса со стороны ритейлеров, существенного увеличения уровня вакансии не ожидается.