Торговые площади - ввод минимален

По итогам 2017 г. в России ожидается минимальный ввод торговых площадей за последние 5 лет – порядка 800 тыс. кв. м, и в следующем году объем нового строительства останется на таком же уровне.

5779

В третьем квартале 2017 г. было открыто 3 торговых объекта общей арендуемой площадью 138 тыс. кв. м, причем на Москву пришлось 86% от объема за счет ввода крупномасштабного проекта Вегас Кунцево (GLA 119 тыс. кв. м). Всего до конца года ожидается ввод такого же объема торговых площадей, как за три первых квартала 2017 г. – около 400 тыс. кв. м. До конца года ожидается открытие торгового центра «Миля» (GLA 19 тыс. кв. м) и небольшого районного торгового центра «Петровский» (GLA 8 тыс. кв. м) – данный формат торговых центров внутри жилых районов набирает все большую популярность.

«В 2017 г. сократилось количество крупномасштабных проектов. Если средний размер введенных в эксплуатацию проектов в 2016 г. составил 43 тыс. кв. м, то в 2017-м – уже 34 тыс., - комментирует Татьяна Дивина, старший директор отдела исследований Cushman & Wakefield. - Причем среди относительно крупных проектов (с арендуемой площадью более 50 000 кв. м) в 2017 г. более половины – это дополнительные фазы уже функционирующих проектов (в 2016 г. эта доля составляла всего 10%). Таким образом, новых крупных проектов действительно единицы, - в 2017 г. в основном строились небольшие районные торговые центры».

С начала года объем запланированных к вводу проектов сократился в два раза (по состоянию на 1 кв. 2017 г. девелоперами был анонсирован ввод 1,6 млн кв. м торговых площадей в 2017 г.). Однако в четвертом квартале ожидается минимум переносов, так как девелоперы и ритейлеры будут стремиться запустить проекты до новогодних праздников, чтобы захватить традиционный всплеск потребительской активности.

Новые торговые центры, выведенные на рынок с высоким уровнем вакансии в 2015-2017 гг.,  постепенно заполняют свободные площади. С начала 2015 г. на рынке очень активно обсуждалась тема «deadmalls» (пустующих торговых центров в Америке, которым пришлось закрыться ввиду отсутствия спроса). Вопросы вызывала высокая доля свободных площадей в торговых объектах, выводимых на рынок с конца 2014-начала 2015 гг.

Опасения по поводу «навсегда опустевших» торговых центров не оправдались. Все проекты, вышедшие на рынок с долей вакансии 30-50%, постепенно находят своих арендаторов. Некоторые быстрее, некоторые - медленнее, но все планомерно снижают уровень вакансии. Конечно, значительную роль здесь играет и снижение строительной активности. Именно эти торговые объекты сейчас являются самым ярким индикатором ситуации на рынке. 



Материалы по теме

Исследования рынка

Каким районам Москвы не хватает торговых центров?

Консалтинговая компания RRG и портал о торговой недвижимости и ритейле ShopAndMall.ru разработали совместный продукт - Карта торговых центров Москвы с указанием плотности населения по всей территории города.
01.02
Экспертный анализ

В каких районах Москвы больше всего торговых центров? Аутсайдеры стали лидерами

Аналитики Colliers International отмечают, что обеспеченность торговыми площадями по округам Москвы (кв. м / 1000 чел.) за 2015 г. претерпела существенные изменения по сравнению с 2014 годом.
21.03
Рейтинг

Рейтинг крупнейших торговых центров Москвы

ТЦ бьют рекорды по приросту вводимых площадей. Аналитики консалтинговой компании Blackwood выявили десятку крупнейших объектов, а также пять самых больших торговых центров, которые должны открыться в текущем году.
04.02

журнал CRE 3(448)

Вышел в свет апрельский номер журнала Commercial Real Estate № 448, участниками публикаций которого стали более сорока ведущих экспертов отрасли Читайте в номере: Тема номера – «Эра Р»: высокая ключевая ставка, дефицит площадок, инфляция, сложности с логистикой, ограничение доступа к международной экспертизе и IT-решениям, изменение скорости и качества жизни в больших городах, запросов потребителей и бум новых технологий – ближайшие годы пройдут для отрасли под знаком «трёх Р», рекон...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (14-20 апреля)

ЛСР откроет санаторий, в Петербурге появится свой "Сити", MR Group запускает MR Office, крупные складские сделки закрыты в Воронеже и Москве, CORE.XP открывает новое направление, а GSS Cosmetics оцифровывается. Эти новости, а также новые статьи из журналов CRE и CRE Retail - в нашей традиционной подборке за неделю.
20.04
Источник: FASHION HOUSE Group
Экспертный анализ

Долгая дорога в думах: почему покупатели так ждут возвращения иностранных брендов

Несмотря на отчёты об «окончательном обрусении рынка», курсе на «покупай российское», «обиде на иностранцев», возвращения транснациональных игроков, по данным опросов и обсуждений в соцсетях, очень ждут многие россияне. И хотя пока никто и никуда возвращаться не собирается (единичные заявления – не в счёт), потребительские настроения через три года после «великого исхода» иностранных компаний очевидны, а основная претензия покупателей к «заменителям» – не только и не столько рост цен, но рост цен при массовом же падении качества под девизом «при всём богатстве выбора другой альтернативы нет».

Начало. О том, почему в случае возвращения в страну иностранных бизнесов основным конкурентным преимуществом российских игроков станут качество клиентского опыта и локальная экспертиза, читайте в следующем материале.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE Retail
17.04
Источник: Пресс-служба «Кристалл»
Проект

В Хосте откроют санаторий «Кристалл»

В Сочи впервые за 25 лет открывается новый санаторий «Кристалл», построенный с нуля.
 
15.04
Источник: cre.ru
Проект

«Санкт-Петербург Сити» определился с концепцией

Разработана концепция общественно-делового центра «Санкт-Петербург Сити».
 
17.04
Источник: MR Group
Игроки рынка

MR Group запускает направление MR Office

Портфель нового направления включает 2.1 млн кв. м коммерческой недвижимости под единым брендом.
17.04
Источник: RBNA
Сделка

ПАРК М-4 принял маркетплейс

Один из самых крупных маркетплейсов России стал резидентом логистического комплекса ПАРК М-4.
 
17.04
Источник: CRE
Экспертный анализ

Гости сезона: как российские отельеры готовятся к майским праздникам и лету

Несмотря на повышение цен в гостиницах и апартаментах  некоторых регионов в 2-3 раза, туристический сезон-2025 в России снова будет назван «рекордным», а клиентов хватит всем, убеждены эксперты. Правда, уже на майских праздниках игрокам предстоит работать с учётом вступивших в силу законодательных и других изменений. Кроме того, ожидается новая редакция закона о туризме, и очередные инициативы по регулированию отрасли могут внедряться уже с колёс. 

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
15.04

подпишись НА эксклюзивные новости cre