Торговые центры – как избежать пепелища?

Павел Моряков, генеральный директор «Москабельмет»

7836

2017 год наверняка запомнится участникам рынка рекордным количеством пожаров в торговых центрах. При этом количество пожаров в моллах год от года растет: если в 2013 г. их было 10, в 2015-м – уже 13, то в 2017 г. можно вспомнить до 15 возгораний ТЦ, а при этом год еще не закончился. Как избежать пепелища, строить и эксплуатировать моллы, не опасаясь за жизнь и здоровье продавцов и покупателей?

Самая  распространенная причина пожаров в торговых центрах – короткое замыкание, которое довольно часто происходит из-за проблем с проводкой. Не случайно, по статистике МЧС России, более 30% всех пожаров в России возникают из-за некачественной кабельной продукции. Торговые центры вообще  по статистике горят чаще, чем бизнес-центры, жилые дома или любые другие объекты недвижимости, а все потому, что в торговых центрах наиболее высокое потребление электроэнергии по сравнению с другими объектами недвижимости. И нередко причинами возгорания становятся медиаэкраны, размещенные на фасадах молов.

Зачастую ради снижения себестоимости кабельно-проводниковой продукции производитель идет на технологические нарушения, а также использует низкокачественное сырье. Федеральный закон «О стандартизации РФ» позволяет производителям самим составлять ТУ на свою продукцию, если они не вступают в явное противоречие с ГОСТом. В результате производители ради уменьшения себестоимости занижают качественные характеристики своих изделий. Наиболее частые нарушения, которые происходят при производстве кабельно-проводниковой продукции: уменьшение сечения токопроводящих жил, следствием чего становится повышение сопротивления (температуры кабеля) и уменьшение токопроводимости, а также занижение значения толщины изоляции, оболочки кабеля и экономия на содержании металла в токопроводящей жиле кабеля. Все это при увеличении нагрузки на электросеть создает условия для пожароопасной ситуации. По оценкам профессионального сообщества, до 40% используемой кабельной продукции в России относится к низкокачественной и фальсифицированной. Экономический ущерб от контрафакта исчисляется сотнями миллионов. По статистике только возгорание в одном торговом центре наносит ущерб минимум в 10-13 млн руб. при площади возгорания до 300 кв. м.

Уменьшить риски пожарной опасности можно на начальном этапе проектирования торгового центра. Для этого стоит использовать во время строительства и при отделке фасада и интерьеров качественную проводниково-кабельную продукцию, а также материалы с высокой степенью огнестойкости. Необходимо проектировать достаточное количество путей эвакуации, расширить проходы, пусть даже и в ущерб арендопригодной площади, разумно разместить системы пожарной безопасности. Кстати, наиболее опасные места в ТЦ – это рестораны и фудкорты, пожары здесь возникают из-за неправильной эксплуатации и неисправности оборудования. Крайне редко возникают пожары в магазинах сетевых ритейлеров, где по западным стандартам контролируется все, в том числе и обеспечение пожарной безопасности.  

В восприятии не только собственников объектов коммерческой недвижимости, но и архитекторов, проектировщиков создание электрических сетей в здании, разводка проводов и  кабелей приравнивается к черновой рутиной работе, которую доверяют субподрядным организациям. Однако ошибки монтажа электропроводки очень сложно выявить и исправить, поскольку монтаж кабельных систем в современных торговых центрах  относятся к скрытым работам, то есть провода монтируются внутри строительных конструкций – потолков, полов, стен.

Неправильно смонтированные электрические цепи не в полной мере могут противостоять механической нагрузке при эксплуатации, что приводит к перегреву и воспламенению проводов. Нельзя забывать, что при прокладке проводов главное – это пожарная безопасность, а только потом оценка сборки кабеленесущих систем  с эстетической точки зрения. Выбор способа монтажа зависит от условий эксплуатации и конструктивных особенностей здания, а также от типа используемых проводников. Открытая проводка на сегодняшний день является менее популярным решением, чем скрытая проводка, в силу меньшей эргономичности. Однако открытая проводка значительно более безопасный вариант, подходящий для прокладки в зданиях, построенных из горючих материалов. Именно поэтому при монтаже электроцепей в торговых и бизнес-центрах стоит делать выбор в пользу открытой проводки. Однако из эстетических соображений предпочтение нередко отдается скрытой проводке.

Основные правила разводки проводов абсолютно не сложны для исполнения. Разводка должна идти параллельно главным архитектурным конструкциям. Повороты кабеля допустимы только под углом 90 градусов с умеренным радиусом. Однако некоторые электрики считают, что если у проводников нет фиксации, их можно проводить по кратчайшему пути.

Совершенно недопустимо монтировать кабель в вентиляционных каналах, однако вентиляционный канал может пересекаться единичными проводниками в жесткой металлической трубе. Грубейшая ошибка – если электропроводка пересекается с трубами отопления корпусами осветительных приборов, дымоходами. Кроме того, стоит учитывать, что провода не должны соприкасаться с металлическими конструкциями. Если параллельно монтируются два кабеля, расстояние между ними должно быть не менее 50 мм, а если параллельно электрокабелю пролегает газовая труба, «зазор» увеличивается до 400 мм. Не стоит монтировать кабели таким образом, чтобы они пересекались. Соответственно перед монтажом электрических сетей необходимо составить подробную схему работ.

В связи с увеличившимся числом возгораний молов общественными организациями и бизнес-сообществами все чаще поднимается вопрос об обязательном страховании гражданской ответственности  владельцев торговых центров. Однако данная мера вряд ли может серьезно изменить ситуацию, если даже уголовная ответственность за эксплуатацию потенциально опасного здания не является достаточным основанием для проектирования и управления объектом с соблюдением всех противопожарных норм. 



Материалы по теме

Точка зрения

Пожарная безопасность спортивных объектов

Ирина Орлова, ROCKWOOL Russia

19.06
Точка зрения

Безопасность в торговых центрах

Вероника Конкина, руководитель по управлению рисками и внутреннему контролю недвижимости MALLTECH

11.04
Советы юристов

Об изменениях в Технический регламент о требованиях пожарной безопасности

На официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru опубликован Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 244-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

12.09

журнал CRE 7(441)

Июль
Вышел из печати CRE №7 (441) Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Читайте в номере: АКТУАЛЬНО Ушли в коммерцию: перейдут ли инвесторы из жилой недвижимости в коммерческую? Эксперты журнала ожидают возвращения интереса к коммерческой недвижимости у игроков рынка, однако подчеркивают, что процесс этот не будет слишком активным. ТЕМА НОМЕРА Это моя поляна: как укрупнение сегмента девелопмента влияет на отрасль и отдельные ее направления. УПРАВЛЕНИЕ ...

Популярное

Источник: Kanzler
Экспертный анализ

Кодовое слово: как менялся дресс-код на рынке недвижимости

Лето-2024 стало одним из самых жарких в истории наблюдений, и семь из десяти компаний Москвы и Подмосковья, по данным SuperJob, смягчили дресс-код. При этом, многие сотрудники российских бизнесов поддерживают соблюдение стандартов даже летом: 36% опрошенных «Авито» считают, что носить прозрачную одежду на работе категорически нельзя, 31% против ношения маек, кроп-топов и «вещей с оголённой талией», 29% — шорт, но только на мужчинах. Ещё 26% не радуют тапочки или сланцы коллег, 22% респондентов-женщин – глубокие декольте, и только 31% респондентов не раздражает ничего. Ведущие эксперты российского рынка недвижимости, ритейла, логистики и индустрии гостеприимства вспомнили для CRE, как менялся дресс-код в отрасли за тридцать лет, и поделились, что можно, а что нельзя в их офисах и вне офисов (но в рабочее время) сегодня.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
22.07
Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (15-21 июля)

Готовящаяся сделка Radius Group и Ozon, новый крупный склад под Уфой, новости Accent Capital, O1 Properties и У Aspace, блины в красноярской «Планете», крупные складские сделки в Петербурге и Москве, ход работ в Stone Ленинский, а также новая статья из журнала CRE Retail - в нашей традиционной подборке. 
21.07
Источник: SOK
Экспертный анализ

Наденьте это немедленно

38% сотрудников российских компаний всегда придерживаются правил дресс-кода, хотя он их и раздражает. 35% нарушали их, но очень редко, а 40% считают важным соблюдение дресс-кода в офисах в принципе. CRE продолжает серию летних публикаций о том, как менялся дресс-код на рынке недвижимости, в ритейле, логистике, индустрии гостеприимства и смежных сегментах.

Продолжение. Начало - здесь

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
23.07
Источник: cre.ru
Проект

«Гранель» построит склад для Ozon

Ozon займет склад, который построит «Гранель» в Новой Москве.
 
22.07
Источник: Пресс-служба Business Club
Игроки рынка

Business Club построит премиальный БЦ на Ходынке

Business Club презентовал бизнес-центр нового формата.

24.07
Источник: Pridex
Открытие

Штаб-квартира «Уральской Стали» переехала на Пресню

Головной офис одного из лидеров металлургического рынка площадью 4 тыс. кв. м реализован компанией Pridex на территории бывшего лакокрасочного завода братьев Мамонтовых.
23.07
Источник: CRE
Открытие

YoBody Fitness пришел на ЗИЛ

Фитнес займет свыше 1 900 кв. м в ТРЦ ЗУМ. 
22.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre