Торговые центры – как избежать пепелища?

Павел Моряков, генеральный директор «Москабельмет»

7987

2017 год наверняка запомнится участникам рынка рекордным количеством пожаров в торговых центрах. При этом количество пожаров в моллах год от года растет: если в 2013 г. их было 10, в 2015-м – уже 13, то в 2017 г. можно вспомнить до 15 возгораний ТЦ, а при этом год еще не закончился. Как избежать пепелища, строить и эксплуатировать моллы, не опасаясь за жизнь и здоровье продавцов и покупателей?

Самая  распространенная причина пожаров в торговых центрах – короткое замыкание, которое довольно часто происходит из-за проблем с проводкой. Не случайно, по статистике МЧС России, более 30% всех пожаров в России возникают из-за некачественной кабельной продукции. Торговые центры вообще  по статистике горят чаще, чем бизнес-центры, жилые дома или любые другие объекты недвижимости, а все потому, что в торговых центрах наиболее высокое потребление электроэнергии по сравнению с другими объектами недвижимости. И нередко причинами возгорания становятся медиаэкраны, размещенные на фасадах молов.

Зачастую ради снижения себестоимости кабельно-проводниковой продукции производитель идет на технологические нарушения, а также использует низкокачественное сырье. Федеральный закон «О стандартизации РФ» позволяет производителям самим составлять ТУ на свою продукцию, если они не вступают в явное противоречие с ГОСТом. В результате производители ради уменьшения себестоимости занижают качественные характеристики своих изделий. Наиболее частые нарушения, которые происходят при производстве кабельно-проводниковой продукции: уменьшение сечения токопроводящих жил, следствием чего становится повышение сопротивления (температуры кабеля) и уменьшение токопроводимости, а также занижение значения толщины изоляции, оболочки кабеля и экономия на содержании металла в токопроводящей жиле кабеля. Все это при увеличении нагрузки на электросеть создает условия для пожароопасной ситуации. По оценкам профессионального сообщества, до 40% используемой кабельной продукции в России относится к низкокачественной и фальсифицированной. Экономический ущерб от контрафакта исчисляется сотнями миллионов. По статистике только возгорание в одном торговом центре наносит ущерб минимум в 10-13 млн руб. при площади возгорания до 300 кв. м.

Уменьшить риски пожарной опасности можно на начальном этапе проектирования торгового центра. Для этого стоит использовать во время строительства и при отделке фасада и интерьеров качественную проводниково-кабельную продукцию, а также материалы с высокой степенью огнестойкости. Необходимо проектировать достаточное количество путей эвакуации, расширить проходы, пусть даже и в ущерб арендопригодной площади, разумно разместить системы пожарной безопасности. Кстати, наиболее опасные места в ТЦ – это рестораны и фудкорты, пожары здесь возникают из-за неправильной эксплуатации и неисправности оборудования. Крайне редко возникают пожары в магазинах сетевых ритейлеров, где по западным стандартам контролируется все, в том числе и обеспечение пожарной безопасности.  

В восприятии не только собственников объектов коммерческой недвижимости, но и архитекторов, проектировщиков создание электрических сетей в здании, разводка проводов и  кабелей приравнивается к черновой рутиной работе, которую доверяют субподрядным организациям. Однако ошибки монтажа электропроводки очень сложно выявить и исправить, поскольку монтаж кабельных систем в современных торговых центрах  относятся к скрытым работам, то есть провода монтируются внутри строительных конструкций – потолков, полов, стен.

Неправильно смонтированные электрические цепи не в полной мере могут противостоять механической нагрузке при эксплуатации, что приводит к перегреву и воспламенению проводов. Нельзя забывать, что при прокладке проводов главное – это пожарная безопасность, а только потом оценка сборки кабеленесущих систем  с эстетической точки зрения. Выбор способа монтажа зависит от условий эксплуатации и конструктивных особенностей здания, а также от типа используемых проводников. Открытая проводка на сегодняшний день является менее популярным решением, чем скрытая проводка, в силу меньшей эргономичности. Однако открытая проводка значительно более безопасный вариант, подходящий для прокладки в зданиях, построенных из горючих материалов. Именно поэтому при монтаже электроцепей в торговых и бизнес-центрах стоит делать выбор в пользу открытой проводки. Однако из эстетических соображений предпочтение нередко отдается скрытой проводке.

Основные правила разводки проводов абсолютно не сложны для исполнения. Разводка должна идти параллельно главным архитектурным конструкциям. Повороты кабеля допустимы только под углом 90 градусов с умеренным радиусом. Однако некоторые электрики считают, что если у проводников нет фиксации, их можно проводить по кратчайшему пути.

Совершенно недопустимо монтировать кабель в вентиляционных каналах, однако вентиляционный канал может пересекаться единичными проводниками в жесткой металлической трубе. Грубейшая ошибка – если электропроводка пересекается с трубами отопления корпусами осветительных приборов, дымоходами. Кроме того, стоит учитывать, что провода не должны соприкасаться с металлическими конструкциями. Если параллельно монтируются два кабеля, расстояние между ними должно быть не менее 50 мм, а если параллельно электрокабелю пролегает газовая труба, «зазор» увеличивается до 400 мм. Не стоит монтировать кабели таким образом, чтобы они пересекались. Соответственно перед монтажом электрических сетей необходимо составить подробную схему работ.

В связи с увеличившимся числом возгораний молов общественными организациями и бизнес-сообществами все чаще поднимается вопрос об обязательном страховании гражданской ответственности  владельцев торговых центров. Однако данная мера вряд ли может серьезно изменить ситуацию, если даже уголовная ответственность за эксплуатацию потенциально опасного здания не является достаточным основанием для проектирования и управления объектом с соблюдением всех противопожарных норм. 



Материалы по теме

Точка зрения

Пожарная безопасность спортивных объектов

Ирина Орлова, ROCKWOOL Russia

19.06
Точка зрения

Безопасность в торговых центрах

Вероника Конкина, руководитель по управлению рисками и внутреннему контролю недвижимости MALLTECH

11.04
Советы юристов

Об изменениях в Технический регламент о требованиях пожарной безопасности

На официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru опубликован Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 244-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

12.09

журнал CRE 10 (444)

Ноябрь 2024
Вышел из печати CRE №10 (444). Стратегические партнеры журнала: компания Pioneer  компания  ADG group  ИНТЕРВЬЮ Основатель и акционер ГК «Ориентир» Елена Бондарчук: мать, жена, инвестор, девелопер. Именно в таком порядке ТЕМА НОМЕРА Дорого и немило: Как инфляция влияет на рынок коммерческой недвижимости ОФИСЫ - Игра в классиков: первые итоги офисной классификации - Ландшафт как преимущество ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА - Курортный роман: появятся ли в России города-мега...

Популярное

Источник: cre.ru
Рейтинг

Топ-10 самых читаемых новостей за неделю (25 ноября - 1 декабря)

Активное развитие оренбургского ТРЦ «Мармелад», новые лоты от московских властей, планы по экспансии Avdeev Crystal, сделка по продаже БЦ «Амальтея» и ТЦ «Петровский», назначения в ФСК и Самолете, а также новая статья из журнала CRE - в нашей традиционной подборке за неделю.
01.12
Источник: Whitewill
Назначения

Whitewill открывает направление продажи офисов

Новый департамент займется реализацией офисных помещений площадью от 300 кв. м, а возглавит его Анна Трушкина, ранее занимавшая руководящую должность в ILM. 
02.12
Источник: Пресс-служба Ricci
Назначения

Андрей Постников перешел в Ricci

Андрей Постников назначен управляющим партнером и генеральным директором компании Ricci.
 
03.12
Источник: CRE
Экспертный анализ

Особенности национальной охоты: почему российским бизнесам дома лучше

На рынке коммерческой недвижимости, в ритейле, логистике, индустрии гостеприимства и смежных сегментах заканчивается второй год активных, громких и демонстративных выходов российских игроков в другие страны – от бывших республик СССР и ОАЭ до Уругвая и Бали. Очевидно, что парад экспансий начался из-за глобального передела активов в России, частичного закрытия локальной экономики в условиях усиливающегося санкционного давления и необходимости диверсификации бизнеса. Однако результаты эксперты оценивают сдержанно: успешными оказались лишь отдельные и точечные выходы, большинство же сбавляет темпы или вовсе сворачивается – лучшие рынки уже освоены, для захвата остальных требуются совсем другие ресурсы, бизнесу даже скрытого российского происхождения или с российскими основателями за спиной не рады, а в сегмент вышла армия «диванных хомячков» с критической для отрасли денежной массой. Но главное – доходность недвижимости в России с другими странами сейчас просто несопоставима.

Текст: Екатерина Реуцкая. Журнал CRE
04.12
Источник: Tekta Group
Проект

Tekta Group выводит на рынок БЦ Air на Ходынке

Строительство бизнес-центра начнется в 2025 году. Сейчас предлагаются в покупку лоты площадью от 56,5 до 761,5 кв. м.
02.12
Источник: CRE
Проект

Михайловский Девелопмент построит склад в Красной Поляне

Площадь первого этапа строительства кластера на севере Подмосковья составит 96 000 кв. м. Генеральный подрядчик - компания Megastroy.
04.12
Источник: CRE
Игроки рынка

Дом ленинградской торговли внесли в ЗПИФ

Основатели Mercury передали исторический объект площадью 32 000 кв. м в управление УК «Инновационный капитал».
02.12

подпишись НА эксклюзивные новости cre