Из интровертов в экстраверты, или Все об эволюции управляющих

Сегодня можно наблюдать тенденцию выхода старожилов инхаус-управления на внешний рынок. С чем связано подобное положение дел? Есть ли риски для клиента, решившего попробовать услуги компании, только-только вступившей «в рыночные отношения»? Об этом рассуждает Сергей Грибов, руководитель департамента управления и эксплуатации  RealJet. 

6106

Если звезды зажигаются...

С одной стороны, выход инхаус-управляющих на внешний рынок можно связывать с тем, что компании стремятся девирсифицировать свои риски, ведь налицо — текущее снижение прибыльности арендного бизнеса. Развивая новое направление, к которому у компании есть все предпосылки, у акционера есть возможность разложить риски «по разным корзинам». Здесь важно отметить, что компетенции динозавров инхаус-управления ничуть не уступают сегодня профессионализму сторонней УК — как правило, в портфеле серьезных инхаус-управляющих не один и даже не два актива, часто это очень разноформатный портфель, управление которым требует весьма серьезной методологии, штата специалистов, профессиональных инструментов и т. д. Таким образом, компании выходят на рынок, будучи полностью подготовленными, зная специфику объектов, стандарты управления и пр.

Раньше было принято считать, что инхаус-управляющие мотивированы на качество значительно меньше, чем сторонний игрок — ведь им никто не дышит в спину и они могут «рефлексировать», осваивая бюджет собственника. Сегодня это абсолютно не соответствует действительности: учитывая высокий уровень вакансии на рынке недвижимости, низкое качество управления   — первое, что способно подорвать доверие арендаторов к объекту. А значит, даже инхаус-управление должно быть на высоте.

Выход инхаус-управления на внешний рынок можно также связывать с довольно стабильным уровнем запроса на этот сервис со стороны непрофильных/небольших собственников. Собственников, для которых содержать собственный штат управляющих экономически нецелесообразно (1-2 здание в управлении) или модель бизнеса которого в принципе ориентирована на аутсорсинг (таких, к слову сказать, становится все больше). Из последних примеров выхода внутренних управляющих подразделений на открытый рынок можно отметить компанию «РосЕвроДевелопмент», которая провела ребрендинг и наряду с переименованием в MALLTECH объявила о том, что собирается выйти на внешний рынок управления. В прошлом году  ГК «ЭКООФИС» начала развивать внешнее управление как  автономный бизнес. Наша УК также из внутренней службы собственника превратилась в самостоятельную структуру: до этого управление недвижимостью было одним из подразделений, которое обеспечивало лишь «внутренние» потребности компании.

Чему быть — того не миновать

Вряд ли стоит говорить о каком-то драматичном изменении отрасли УК. Речь идет прежде всего о повышении конкуренции среди управляющих компаний (неважно, вышли ли они из инхаус-управления или сразу создавались автономными структурами). Также осмелюсь предположить, что на рынке появится большая сегментация, чем есть сейчас. Компании будут стремиться к работе в определенных нишах, нарабатывать компетенции в привязке к определенным сегментам недвижимости, специализированным видам работ и т. д. Кроме того, активная конкуренция заставит компании искать новые эффективные и оптимальные методы работы, включая диджитал-технологии, интеллектуальные системы, энергоэффективные решения. Отрасль будет становиться профессиональнее.

Думаю, традиционные УК воспринимают новых конкурентов ревностно — кому захочется делиться своим куском пирога?.. Но это неминуемый процесс: бОльшая порция достанется тому, кто будет эффективнее работать. А «происхождение видов» уже не играет роли.

Революция в сегменте управления

Действительно, на первый план выходит эффективность работы управляющей компании, а не то, какая у нее «порода». В свою очередь для того, чтобы сделать свой труд более продуктивным, предвосхищать потребности клиентов, сегодня  набирает обороты отраслевое программное обеспечение и мобильные IT-сервисы, позволяющие оперативно реагировать на поступающие заявки, более эффективно и просто управлять недвижимостью. Активно развиваются BIM-технологии, правда, пока только в сегменте строительства объектов. Как только эта инновация доберется до рынка управления, обслуживать активы станет значительно проще, с одной стороны, с другой стороны, компаниям придется придумывать новые фишки и сервисы для клиента — ведь то, на что раньше уходило все время управляющего, станет будничной базой, простой и автоматизированной. На этом поле конкурировать уже больше будет невозможно.

Нельзя не упомянуть зеленые технологии, которые все активнее входят в нашу жизнь и позволяют собственникам оптимизировать расходы на эксплуатацию и увеличивать  жизненный цикл объектов, а управляющим компаниям — проще обслуживать  недвижимость. Примечательно, что управляющие компании, включая инхаус-специалистов,  начинают активнее вовлекаться в эту тему, они проходят соответствующее обучение, знакомятся со стандартами Leed, BREEAM и GREENZOOM, в которых помимо всего прочего есть и рекомендации в отношении  того, как повысить эффективность работы уже готовых активов.

Вместо заключения

В случае, если портфель собственника прирастает все новыми активами, а также растет собственная управляющая структура, рано или поздно перед компанией встанет вопрос: «А не пойти ли дальше, не построить ли отдельный бизнес на этой внутренней компетенции?». У компаний, адекватно оценивающих свой опыт, бэкграунд и возможности, думаю, будут все шансы занять свое место в отрасли. Те же, кто не решится на подобный шаг, будут  прибегать к услугам управляющих, сменивших корпоративные задачи на рыночные реалии. 



Материалы по теме

Интервью

Маргарита Аристархова: «Владельцы ТРЦ понимают, что цена ошибки слишком высока, и переходят на внешнее управление»

Одна из ведущих российских девелоперских компаний Malltech by RosEvroDevelopment недавно представила рынку собственную технологичную платформу по управлению торгово-развлекательным центром  – MARS. О ее особенностях, а также о росте популярности внешнего управления ТРЦ рассказали топ-менеджеры компании, директор по маркетингу и рекламе Кирилл Степанов и директор по управлению объектами недвижимости Маргарита Аристархова.
23.01
Интервью

Александр Шибаев: «Как и в офисном сегменте, собственники ТЦ качественно улучшают управление»

Александр Шибаев, директор департамента консалтинга, аналитики и исследований компании Blackwood, о специфике развития рынков торговой и офисной недвижимости в 1-м полугодии 2016 г., арендаторском спросе, поведении собственников и новых форматах.   

27.09
Интервью

Александр Устинов: «В Москве комплексное управление объектом запрашивают только 20% собственников»

Александр Устинов, директор по развитию компании RD Management, рассказывает о различиях в подходе к управлению и обслуживанию зданий в Сингапуре и Москве. По мнению эксперта, в основе эффективного управления прежде всего лежит сервисная концепция здания.

20.07

журнал CRE 6 (440)

Июнь
Стратегические партнеры журнала в 2024 году: PIONEER, ADG group Вышел из печати CRE №6 (440), выпущенный в соредакторстве с директором Группы PLT Михаилом Тарасовым.   Читайте в номере: Летучка «УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА НА НАШЕМ РЫНКЕ БУДЕТ ТОЛЬКО УСИЛИВАТЬСЯ, ЭТО ПРОСТО НЕИЗБЕЖНО» Обсуждаем с Михаилом Тарасовым главные темы дня и номера   Актуально РАЗОШЛИСЬ ПО КЛАССАМ Представлена обновленная впервые за десять лет классификация офисной недвижимости Москвы   Тема номера ТЯЖЕЛЫЙ...

Популярное

Источник: CRE
Сделка

В Comcity сделка более чем на 7 тыс. кв. м

Новым резидентом офисного парка стала компания IEK Group. Консультант сделки - ILM.
11.07
Источник: CRE
Проект

ГК «Ориентир» выходит в Калининград

Девелопер построит для компании X5 Group мультитемпературный распределительный центр площадью 26 800 кв. м.
10.07
Источник: CRE
Игроки рынка

CORE.XP нарастила сделки со складами

По итогам II квартала 2024 года объем сделок с участием консультантов компании превысил 339 тыс. кв. м, а за полугодие в целом достиг 426 тыс. кв. м.
11.07
Источник: BMS Development Group
Назначения

BMS Development Group усиливает финансы

Александр Ситников назначен финансовым директором девелоперской группы.
 
11.07
Источник: CRE
Сделка

Финтех-компания арендовала офис в Space 1 Арбат

Консультантом сделки по аренде 30 рабочих мест выступила компания Remain.
11.07
Источник: CRE
Проект

«Дочка» Газпромбанка может построить логопарк

В строительство складского комплекса площадью 150 тыс. кв. м на 30 га в Истринском городском округе  «ГПБ-Инвест» может вложить около 10 млрд рублей.
12.07
Источник: CRE
Переговоры

Radius Group и Ozon готовят сделку года

Маркетплейс может арендовать все 270 тыс. кв. м строящегося логопарка «Северные врата». Это может стать крупнейшей сделкой за 2024 год по аренде площадей на складском рынке. Годовые арендные платежи маркетплейса могут достигать 3,5 млрд рублей.
15.07

подпишись НА эксклюзивные новости cre